В настоящее время у обучающихся в общеобразовательных учреждениях пропадает интерес к чтению текстов как на родном языке, так и на иностранном. Однако следует понимать, что чтение является важным средством формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Чтение помогает освоить обучающимся такие важные навыки как фонетика, грамматика и лексика. Важность использования чтения при формировании произносительных навыков очевидна: при чтении вслух обучающийся многократно проговаривает звуки на иностранном языке. Читая англоязычный текст, ребенок изучает новые слова и грамматические конструкции, или закрепляет их. Чтение как средство обучения также необходимо при формировании аудитивных навыков и навыков устного общения.
Интерактивная технология Театр Чтецов (Reader's Theatre) улучшает не только понимание прочитанного, но и помогает повысить беглость чтения. Использование данной технологии поможет детям научиться грамотно говорить и внимательно слушать, а с правильно подобранными сценариями Театр Чтецов может стать вдохновляющим и увлекательным видом работы на уроке для обучающихся.
Театр Чтецов - это драматическое представление письменной работы в форме сценария. Читатели читают по сценарию, части которого распределены среди читателей. Заучивание реплик, костюмы, специальные эффекты не требуются. Основное внимание уделяется чтению текста с выражением и жестами.
Данная технология является привлекательной как для учителя, так и для обучающихся по ряду причин.
- Театр Чтецов помогает улучшить беглость чтения обучающегося. Многократно повторяя свои реплики снова и снова ребенок, естественно, увеличивает скорость своего чтения.
- Улучшается понимание прочитанного. Исполнитель должен донести смысл прочитанного до зрителей. Текст должен ожить для них. Чтобы это произошло, читатель должен сам понять текст.
- Пополняется словарный запас. В некоторых сценариях присутствуют ранее не изученные лексические единицы, которые в последствии пополняют словарный запас детей.
- Мотивация. Когда у ребенка есть цель для чтения, в данном случае это выступление, он становится более мотивированным для чтения.
- Сотрудничество обучающихся. Поскольку обучающиеся должны обращать внимание друг на друга, чтобы дать хорошее представление, они говорят приспосабливаются к работе в сотрудничестве друг с другом.
- Улучшаются навыки речи и аудирования. Каждый ребенок должен четко произносить и проецировать свой голос, чтобы быть услышанным и понятым. Он также должен внимательно слушать других исполнителей, так как они работают в команде.
- Минимальный уровень стресса. Ребенок не испытывает большого давления от заучивания реплик, так как его текст всегда перед ним.
- Умение выступать на публике. Это хороший способ привить умения выступления на публике.
Для более эффективного воплощения технологии Театр Чтецов на уроке, существуют следующие этапы работы:
- Выбор сценария (найти готовый или переделать любое художественное произведение под сценарий).
- Знакомство с историей произведения вместе со всем классом (чтение сценария вслух).
- Распределение ролей и разделение детей на группы, в которых они будут работать над своими репликами (над произношением слов, интонацией, паузами в предложениях).
- Проверка самостоятельной работы учеников и коррекция (произношения).
- Уделение внимания обучающихся на эмоциональную выразительность своей речи.
- Пробное выступление.
- Выступление перед аудиторией (этот этап не обязательный).
Для того, чтобы выбрать правильный текст нужно руководствоваться несколькими принципам: во-первых, текст должен соответствовать интересам детей, иметь забавных героев и понятное содержание, и, во-вторых, следует избегать сложных лингвистических конструкций в репликах.
Данная интерактивная технология обучения отвечает государственным стандартам образования, поскольку развивает не только коммуникативные компетенции у обучающихся, но и умения работать в сотрудничестве, а также дает поле для творческой деятельности детей.
Таким образом, Театр Чтецов может быть эффективным и вдохновляющим средством мотивации для обучающихся читать на иностранном языке. Данная технология не только проста в воплощении, но и придает обучающимся больше уверенности в своих знаниях и умениях чтения, а также позволяет испытать много положительных эмоций во время обучения иностранному языку.
Список использованной литературы
- Кузнецова И.А. Театр чтецов: сб. мат-лов для занятий по английскому языку и практике перевода. Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 2013. 90 с.
- Reader's Theater: Giving Students a Reason to Read Aloud [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.readingrockets.org/article/readers-theater-giving-students-reason-read-aloud
- Storytelling: how reading aloud is back in fashion [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.theguardian.com/books/2013/jan/06/storytellingback-in-fashion.