Современные условия жизни диктуют нам как новые формы обучения, так и новые средства, приёмы и технологии достижения образовательных результатов. В условиях пандемии и самоизоляции все стороны учебного процесса (ученики, учителя, администрация) столкнулись с необходимостью качественного преобразования привычных учебных отношений. Как никогда раньше стало актуальным использование электронных образовательных ресурсов, являющихся частью цифровой образовательной среды, речь о которой идёт в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в Постановлении Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. №1836, а также в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда».
Электронные образовательные ресурсы позволяют создать информационно-коммуникационную инфраструктуру для решения конкретных учебных задач. Рассматривая современный урок немецкого языка, отметим, что создание такой инфраструктуры может быть достигнуто за счёт следующих компонентов:
- Урок ведётся дистанционно в Zoom или Adobe Connect в формате видеоконференции с возможностью устной коммуникации в фронтальном режиме, а также в подгруппах и парах.
- Письменная коммуникация осуществляется, например, в Google.doc с презентацией своего письменного продукта через демонстрацию экрана. Заготовку рабочего листа учитель делает заранее. При таком формате работы несколько учеников могут работать удалённо и одновременно над созданием одного общего текстового документа.
- Отработка изучаемых лексико-грамматических явлений, вопросно-ответные формы работы и т.п. происходят с помощью интерактивных заданий на сайте https://wordwall.net. Этот генератор интерактивных игр позволяет создать задания для совместного использования в подгруппах, где один из учеников демонстрирует свой экран и является модератором игры.
- На уроке учителем используется электронная версия учебника для демонстрации аудио- и видеофайлов.
- Занятие предусматривает применение здоровьесберегающих технологий и включает в себя смену видов деятельности, режимов работы, а также выполнение физических упражнений под музыку для переключения внимания и профилактики гиподинамии с помощью двигательной активности.
Рассмотрим конкретный урок немецкого языка по теме «Здоровый образ жизни» с использованием перечисленных возможностей.
Thema: Gesundes Leben
Zielgruppe: A21 Jugendliche / junge Erwachsene
Lernziel: Lernende können über gesunde Lebensweise sprechen und Ratschläge geben
Lerninhalte: Wortschatz zum Thema "Sport und gesundes Leben"; Grammatik: Strukturen "sollte", "könnte"; Kommunikation: Ratschläge geben
Lehrwerk: Menschen A21 Kursbuch (Verlag Hueber), Lektion 7 "Sport und gesundes Leben"
Arbeitszeit: 2 Unterrichtseinheiten (90 Min.)
Abkürzungen: KTN - Kursteilnehmer, WS - Wortschatz, GR - Grammatik, LV - Leseverstehen, Kom. - Kommunikation; SF - Sozialformen, PL - Plenum, EA - Einzelarbeit, PA - Partnerarbeit, GA - Gruppenarbeit.
Links zu den Aufgaben:
Wordwall-Spiel: https://wordwall.net/de/resource/6361205
Video-Lied zum Mitmachen: https://www.youtube.com/watch?v=_kvTZay05Ng
Google.doc-Forumsbeitrag: https://docs.google.com/document/d/1JWVTm7NuZliHcko83b1i3lGoyIX12mRVNAcwqUZv4mk/edit?usp=sharing
Unterrichtsverlauf:
Zeit |
Lernziel |
Lerninhalt |
Lernaktivitäten |
SF |
Material / Medien |
2-3 |
KTN können über ihr Wohlbefinden sprechen. |
Thema des Unterrichts;
|
KTN hören das Thema der Stunde und sagen, wie es ihnen geht. |
PL |
Zoom |
5-6 |
KTN können sagen, was zur gesunden Lebensweise gehört. |
WS: gesund leben (Ernährung, Sport, aktiv sein…) |
KTN sammeln Ideen: Was gehört zur gesunden Lebensweise? Führen Beispiele an. |
GA PL |
Zoom: Kleingruppen |
20 |
KTN können Sportarten raten / nennen und die Fragen über gesunde Lebensweise beantworten. |
WS: Sportarten;
Kom: Fragen beantworten |
KTN zeigen pantomimisch Sportarten und raten.
|
GA
GA |
Zoom: Kleingruppen
Wordwall-Spiel (см. ссылку выше) |
15 |
KTN können ihr Sportprofil ausfüllen, um Tipps bitten und Ratschläge geben. |
Sportprofil;
|
KTN füllen ihr Sportprofil aus, sprechen darüber mit einem/r Partner/in, bitten um Tipps und geben Ratschläge. |
EA
PA |
Kursbuch L.7 Aufgabe 6 (S.43) (см. Прил. 1)
Zoom:
|
5 |
KTN können einen Liedtext mithilfe von Video verstehen und mitmachen. |
WS: Sport-bewegungen zum Mitmachen |
KTN sehen das Video, singen Karaoke und machen Sportbewegungen mit. |
EA |
Video-Lied zum Mitmachen von Uwe Kind (см. ссылку выше) |
25 |
KTN können Probleme der anderen verstehen und schriftlich darauf reagieren. |
WS: gesundes Leben;
|
KTN lesen die Forumstexte und lösen die Aufgabe, vergleichen die Lösung mit Partnern;
|
EA
PA
PL |
Kursbuch S.87
Zoom:
Google.doc-Forumsbeitrag (см. ссылку выше) |
10 |
KTN können sagen, was sie für ihre Gesundheit machen möchten / würden. |
GR: möchte, würde, könnte |
KTN gehen auf den Inhalt des Unterrichts zurück und sagen, was sie nun für ihre Gesundheit machen würden / könnten / möchten. |
GA |
Zoom:
|
7-8 |
KTN können sagen, was sie im Unterricht gelernt haben und was sie noch zu diesem Thema lernen möchten. |
Inhalt des Unterrichts |
KTN analysieren ihre Arbeit im Unterricht und sagen, was sie jetzt können und was sie noch lernen möchten; bekommen die Hausaufgabe. |
PL |
|
Таким образом, в рамках одного занятия мы удалённо (с помощью видеоконференции в Zoom и электронных образовательных ресурсов) обеспечили:
- обучение всем видам речевой деятельности (устная коммуникация в формате видеоконференции Zoom, письменная коммуникация в Google.doc, аудирование учебной песни в Youtube, чтение форума);
- взаимодействие всех участников учебного процесса в разных режимах работы (фронтально, в группах и парах) с помощью деления учащихся на подгруппы в Zoom;
- смену видов деятельности (учебная, игровая, двигательная) с использованием демонстрации электронного учебника, игры в Wordwall.net, песни с движениями в Youtube;
- совместную работу над созданием текстового продукта в Google.doc;
- презентацию результатов своего труда при демонстрации экрана в Zoom.
Таким образом, на уроке происходит обучение не только непосредственно немецкому языку. Учащиеся осваивают принципы совместной работы и взаимопомощи, несут ответственность за общий результат труда, усваивают качественно новую модель поведения в рамках удалённого сотрудничества, а также вырабатывают привычку вести здоровый образ жизни.