Электронные образовательные ресурсы на уроке немецкого языка по теме «Здоровый образ жизни»

Разделы: Иностранные языки

Классы: 10, 11

Ключевые слова: здоровый образ жизни, немецкий язык, дистанционное обучение, электронные ресурсы, интерактивные задания


Современные условия жизни диктуют нам как новые формы обучения, так и новые средства, приёмы и технологии достижения образовательных результатов. В условиях пандемии и самоизоляции все стороны учебного процесса (ученики, учителя, администрация) столкнулись с необходимостью качественного преобразования привычных учебных отношений. Как никогда раньше стало актуальным использование электронных образовательных ресурсов, являющихся частью цифровой образовательной среды, речь о которой идёт в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в Постановлении Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. №1836, а также в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда».

Электронные образовательные ресурсы позволяют создать информационно-коммуникационную инфраструктуру для решения конкретных учебных задач. Рассматривая современный урок немецкого языка, отметим, что создание такой инфраструктуры может быть достигнуто за счёт следующих компонентов:

  • Урок ведётся дистанционно в Zoom или Adobe Connect в формате видеоконференции с возможностью устной коммуникации в фронтальном режиме, а также в подгруппах и парах.
  • Письменная коммуникация осуществляется, например, в Google.doc с презентацией своего письменного продукта через демонстрацию экрана. Заготовку рабочего листа учитель делает заранее. При таком формате работы несколько учеников могут работать удалённо и одновременно над созданием одного общего текстового документа.
  • Отработка изучаемых лексико-грамматических явлений, вопросно-ответные формы работы и т.п. происходят с помощью интерактивных заданий на сайте https://wordwall.net. Этот генератор интерактивных игр позволяет создать задания для совместного использования в подгруппах, где один из учеников демонстрирует свой экран и является модератором игры.
  • На уроке учителем используется электронная версия учебника для демонстрации аудио- и видеофайлов.
  • Занятие предусматривает применение здоровьесберегающих технологий и включает в себя смену видов деятельности, режимов работы, а также выполнение физических упражнений под музыку для переключения внимания и профилактики гиподинамии с помощью двигательной активности.

Рассмотрим конкретный урок немецкого языка по теме «Здоровый образ жизни» с использованием перечисленных возможностей.

Thema: Gesundes Leben

Zielgruppe: A21 Jugendliche / junge Erwachsene

Lernziel: Lernende können über gesunde Lebensweise sprechen und Ratschläge geben

Lerninhalte: Wortschatz zum Thema "Sport und gesundes Leben"; Grammatik: Strukturen "sollte", "könnte"; Kommunikation: Ratschläge geben

Lehrwerk: Menschen A21 Kursbuch (Verlag Hueber), Lektion 7 "Sport und gesundes Leben"

Arbeitszeit: 2 Unterrichtseinheiten (90 Min.)

Abkürzungen: KTN - Kursteilnehmer, WS - Wortschatz, GR - Grammatik, LV - Leseverstehen, Kom. - Kommunikation; SF - Sozialformen, PL - Plenum, EA - Einzelarbeit, PA - Partnerarbeit, GA - Gruppenarbeit.

Links zu den Aufgaben:

Wordwall-Spiel: https://wordwall.net/de/resource/6361205

Video-Lied zum Mitmachen: https://www.youtube.com/watch?v=_kvTZay05Ng

Google.doc-Forumsbeitrag: https://docs.google.com/document/d/1JWVTm7NuZliHcko83b1i3lGoyIX12mRVNAcwqUZv4mk/edit?usp=sharing

Unterrichtsverlauf:

Zeit

Lernziel

Lerninhalt

Lernaktivitäten

SF

Material / Medien

2-3

KTN können über ihr Wohlbefinden sprechen.

Thema des Unterrichts;
Wohlbefinden der KTN

KTN hören das Thema der Stunde und sagen, wie es ihnen geht.

PL

Zoom

5-6

KTN können sagen, was zur gesunden Lebensweise gehört.

WS: gesund leben (Ernährung, Sport, aktiv sein…)

KTN sammeln Ideen: Was gehört zur gesunden Lebensweise? Führen Beispiele an.

GA

PL

Zoom: Kleingruppen

20

KTN können Sportarten raten / nennen und die Fragen über gesunde Lebensweise beantworten.

WS: Sportarten;

Kom: Fragen beantworten

KTN zeigen pantomimisch Sportarten und raten.
KTN beantworten die Fragen.

GA

GA

Zoom: Kleingruppen

Wordwall-Spiel (см. ссылку выше)

15

KTN können ihr Sportprofil ausfüllen, um Tipps bitten und Ratschläge geben.

Sportprofil;
GR-Strukturen: sollte, könnte;
Kom.: Tipps, Ratschläge

KTN füllen ihr Sportprofil aus, sprechen darüber mit einem/r Partner/in, bitten um Tipps und geben Ratschläge.

EA

PA

Kursbuch L.7 Aufgabe 6 (S.43) (см. Прил. 1)

Zoom:
Partnerarbeit

5

KTN können einen Liedtext mithilfe von Video verstehen und mitmachen.

WS: Sport-bewegungen zum Mitmachen

KTN sehen das Video, singen Karaoke und machen Sportbewegungen mit.

EA

Video-Lied zum Mitmachen von Uwe Kind (см. ссылку выше)

25

KTN können Probleme der anderen verstehen und schriftlich darauf reagieren.

WS: gesundes Leben;
LV: Forums-beiträge;
GR: sollte, könnte;
Schriftl. Kom.: Forumsbeitrag schreiben

KTN lesen die Forumstexte und lösen die Aufgabe, vergleichen die Lösung mit Partnern;
KTN verfassen einen Forumsbeitrag zu zweit und präsentieren ihn im Kurs.

EA

PA

PL

Kursbuch S.87
(см. Прил. 2)

Zoom:
Partnerarbeit

Google.doc-Forumsbeitrag (см. ссылку выше)

10

KTN können sagen, was sie für ihre Gesundheit machen möchten / würden.

GR: möchte, würde, könnte

KTN gehen auf den Inhalt des Unterrichts zurück und sagen, was sie nun für ihre Gesundheit machen würden / könnten / möchten.

GA

Zoom:
Kleingruppen

7-8

KTN können sagen, was sie im Unterricht gelernt haben und was sie noch zu diesem Thema lernen möchten.

Inhalt des Unterrichts

KTN analysieren ihre Arbeit im Unterricht und sagen, was sie jetzt können und was sie noch lernen möchten; bekommen die Hausaufgabe.

PL

Таким образом, в рамках одного занятия мы удалённо (с помощью видеоконференции в Zoom и электронных образовательных ресурсов) обеспечили:

  • обучение всем видам речевой деятельности (устная коммуникация в формате видеоконференции Zoom, письменная коммуникация в Google.doc, аудирование учебной песни в Youtube, чтение форума);
  • взаимодействие всех участников учебного процесса в разных режимах работы (фронтально, в группах и парах) с помощью деления учащихся на подгруппы в Zoom;
  • смену видов деятельности (учебная, игровая, двигательная) с использованием демонстрации электронного учебника, игры в Wordwall.net, песни с движениями в Youtube;
  • совместную работу над созданием текстового продукта в Google.doc;
  • презентацию результатов своего труда при демонстрации экрана в Zoom.

Таким образом, на уроке происходит обучение не только непосредственно немецкому языку. Учащиеся осваивают принципы совместной работы и взаимопомощи, несут ответственность за общий результат труда, усваивают качественно новую модель поведения в рамках удалённого сотрудничества, а также вырабатывают привычку вести здоровый образ жизни.