Логопедическая диагностика как условие проектирования индивидуальной образовательной программы речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: речевое развитие, Дети с тяжелыми нарушениями речи ТНР


Пояснительная записка

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

Актуальность

В нашей стране также ведется статистический учет лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста; 63,6% таких детей находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми. Рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи обусловлен многочисленными факторами, поэтому необходимо безошибочно уметь дифференцировать расстройства и точно описывать заключение. Соответственно этому необходимо найти и применить диагностический инструментарий, с учетом которого разработать индивидуальные образовательные программы речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Развитие речи рассматривать как составную часть общей системы обучения и воспитания ребёнка.

В связи с этим становится очевидной необходимость корректировки традиционных методов речевого развития ребенка, как по форме, так и по содержанию. Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития ребенка как дошкольного возраста.

Проблема

Коррекционная помощь детям с ТНР является одним из приоритетных направлений в области образования. Актуальность раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена с одной стороны ростом числа детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза. С другой стороны нехваткой точного диагностического инструментария и своевременной логопедической помощи. Логопед вынужден самостоятельно подбирать варианты диагностических методик в зависимости от возрастных особенностей и сочетанных системных нарушений речи. Представленное выше противоречие подтверждает актуальность выбранной темы проекта.

Цель проекта: совершенствование навыков анализа данных обследования различных компонентов речевой системы и применения результатов диагностики для определения содержания индивидуальной образовательной программы с воспитанницей подготовительной группы Тумаковой С. (ОНР III уровня)

Приобретение специальных профессионально-педагогических компетенций.

В ходе проектной деятельности учитель-логопед последовательно решает следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать данные различных информационных источников по проблеме речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
  2. Пройти курсы повышения квалификации для приобретения новых специализированных педагогических компетенций.
  3. Применить полученную информацию при проведении логопедического обследования с воспитанниками.
  4. Углубить и приобрести знания в области диагностических компетенций для правильной постановки и формулировки диагноза.
  5. Определить основные направления и разработать ИОП для воспитанницы подготовительной группы Тумаковой С. в соответствии с образовательными потребностями.

Планируемы результаты:

  1. Изучены и проанализированы данные различных информационных источников и методических ресурсов по теме проека.
  2. Пройдены курсы повышения квалификации, приобретены специальные профессиональные педагогические компетенции охватывающие коррекцию речевых нарушений.
  3. Полученная в ходе изучения и анализа информация применена в ходе логопедического обследования воспитанницы подготовительной группы для детей с ОНР Тумаковой С.
  4. Приобретённые знания в области диагностических компетенций для правильной постановки и формулировки диагноза применены в написании заключения.
  5. Определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы и разработана ИОП с Тумаковой С.

План-график реализации проекта

Этап роекта

Задачи этапа

Механизм реализации

Результат

Сроки реализации

Информационный

Собрать информацию по проблеме

1.Обучение на курсах повышения квалификации
2.Сбор информации по проблеме

Приобретение ЗУН

В течение проекта

Подготовительный

1.Определить проблему
2.Сформулировать цель
3.Обозначить задачи
4.Изучить методическую литературу
5.Пролонгировать результат

1.Определение проблемы;
2.Постановка цели и задач;
3. Изучение методической литературы по проблеме
4. Подбор диагностического инструментария

Обобщение опыта

В течение этапа

Диагностический

1.Обнаружить наличие/отсутствие нарушений и установить уровень речевого развития.
2.Определить первичность/втор. Нарушения.
3.Охарактеризовать состояние фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны.
4. Отследить развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики.

1.Установление эмоционального контакта
2.Подбор методик
3.Проведение
диагностики

1.Применение диагностического материала
2.Приобретение профессиональных компетенций
3.Формулировка выводов

В течение проекта

Основной

Установить уровень развития речи, в совокупности с данными оценками познавательной деятельности.
Развивать
Формировать
Обучать

1.Анализ критериев после диагностики
2.Выполнение проекта
Составление ИОП

1.Формулировка лог. заключения.
2.Определение специальных образовых условий
3. Работа по ИОП
4.Приобретение профессиональных компетенций

В течение проекта

Заключительный

Обобщить опыт
Сформулировать выводы

1.Анализ поставленной цели и полученных результатов;
2.Обобщение результатов работы;
3. Формулировка выводов.
4. Анализ и оценка результатов проекта.
5.Определение новых перспектив.

Обобщение опыта

В течение проекта

Презентационный

Рассказать о проделанной работе

Распространение опыта среди коллег

Приобретение профессиональных компетенций

В течение этапа

Структура проекта

Вывод: в рамках проектирования фрагмента индивидуальной образовательной программы речевого развития воспитанницы подготовительной логопедической группы Тумаковой С. с ОНР (III уровня)
достигнуто следующее:

1. Сформирован навык свободного речевого общения в пределах возраста.

2. Владеет диалогической речью.

3. Усторонены дефекты звукопроизношения.

4. Усвоен необходимый уровень словарного запаса в активе.

5. Выработана способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

6. В соответствии с возрастным развитием формируется грамматический строй речи.

7. Сформирован навык начального обучения грамоты.

8. В достаточной мере формируется навык учебной деятельности.

Можно сделать вывод, что цель проекта достигнута, а задачи решены, с помощью изучения специальной литературы, изучения материалов конференций и прохождения курсов повышения квалификации удалось узнать о разнообразии диагностического инструментария, а так же совершенствовать свои навыки анализа данных обследования и применения результатов, для определения содержания коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, и тем самым овладеть специальными профессиональными компетенциями.

Литература

1. Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие / Т.В.Ахутина, Т.А.Фотекова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 157 с.

2. Ворошнина Л.В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей : учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 291 с.

3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : учеб. пособие для вузов / И.И.Мамайчук. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 318 с.

4. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. - М.: Владос, 2016-356с.

5. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., БессоноваТ.П. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 2016. - 547 с.

6. Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) Сост. Н.В.Серебрякова, Л.С.Соломаха Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.- СПб.: Детство - пресс, 2017. - 321 с.