Пояснительная записка
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
Актуальность
В нашей стране также ведется статистический учет лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста; 63,6% таких детей находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми. Рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи обусловлен многочисленными факторами, поэтому необходимо безошибочно уметь дифференцировать расстройства и точно описывать заключение. Соответственно этому необходимо найти и применить диагностический инструментарий, с учетом которого разработать индивидуальные образовательные программы речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Развитие речи рассматривать как составную часть общей системы обучения и воспитания ребёнка.
В связи с этим становится очевидной необходимость корректировки традиционных методов речевого развития ребенка, как по форме, так и по содержанию. Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития ребенка как дошкольного возраста.
Проблема
Коррекционная помощь детям с ТНР является одним из приоритетных направлений в области образования. Актуальность раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена с одной стороны ростом числа детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза. С другой стороны нехваткой точного диагностического инструментария и своевременной логопедической помощи. Логопед вынужден самостоятельно подбирать варианты диагностических методик в зависимости от возрастных особенностей и сочетанных системных нарушений речи. Представленное выше противоречие подтверждает актуальность выбранной темы проекта.
Цель проекта: совершенствование навыков анализа данных обследования различных компонентов речевой системы и применения результатов диагностики для определения содержания индивидуальной образовательной программы с воспитанницей подготовительной группы Тумаковой С. (ОНР III уровня)
Приобретение специальных профессионально-педагогических компетенций.
В ходе проектной деятельности учитель-логопед последовательно решает следующие задачи:
- Изучить и проанализировать данные различных информационных источников по проблеме речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
- Пройти курсы повышения квалификации для приобретения новых специализированных педагогических компетенций.
- Применить полученную информацию при проведении логопедического обследования с воспитанниками.
- Углубить и приобрести знания в области диагностических компетенций для правильной постановки и формулировки диагноза.
- Определить основные направления и разработать ИОП для воспитанницы подготовительной группы Тумаковой С. в соответствии с образовательными потребностями.
Планируемы результаты:
- Изучены и проанализированы данные различных информационных источников и методических ресурсов по теме проека.
- Пройдены курсы повышения квалификации, приобретены специальные профессиональные педагогические компетенции охватывающие коррекцию речевых нарушений.
- Полученная в ходе изучения и анализа информация применена в ходе логопедического обследования воспитанницы подготовительной группы для детей с ОНР Тумаковой С.
- Приобретённые знания в области диагностических компетенций для правильной постановки и формулировки диагноза применены в написании заключения.
- Определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы и разработана ИОП с Тумаковой С.
План-график реализации проекта
Этап роекта |
Задачи этапа |
Механизм реализации |
Результат |
Сроки реализации |
Информационный |
Собрать информацию по проблеме |
1.Обучение на курсах повышения квалификации
|
Приобретение ЗУН |
В течение проекта |
Подготовительный |
1.Определить проблему
|
1.Определение проблемы;
|
Обобщение опыта |
В течение этапа |
Диагностический |
1.Обнаружить наличие/отсутствие нарушений и установить уровень речевого развития.
|
1.Установление эмоционального контакта
|
1.Применение диагностического материала
|
В течение проекта |
Основной |
Установить уровень развития речи, в совокупности с данными оценками познавательной деятельности.
|
1.Анализ критериев после диагностики
|
1.Формулировка лог. заключения.
|
В течение проекта |
Заключительный |
Обобщить опыт
|
1.Анализ поставленной цели и полученных результатов;
|
Обобщение опыта |
В течение проекта |
Презентационный |
Рассказать о проделанной работе |
Распространение опыта среди коллег |
Приобретение профессиональных компетенций |
В течение этапа |
Структура проекта
Вывод: в рамках проектирования фрагмента индивидуальной образовательной программы речевого развития воспитанницы подготовительной логопедической группы Тумаковой С. с ОНР (III уровня)
достигнуто следующее:
1. Сформирован навык свободного речевого общения в пределах возраста.
2. Владеет диалогической речью.
3. Усторонены дефекты звукопроизношения.
4. Усвоен необходимый уровень словарного запаса в активе.
5. Выработана способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
6. В соответствии с возрастным развитием формируется грамматический строй речи.
7. Сформирован навык начального обучения грамоты.
8. В достаточной мере формируется навык учебной деятельности.
Можно сделать вывод, что цель проекта достигнута, а задачи решены, с помощью изучения специальной литературы, изучения материалов конференций и прохождения курсов повышения квалификации удалось узнать о разнообразии диагностического инструментария, а так же совершенствовать свои навыки анализа данных обследования и применения результатов, для определения содержания коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, и тем самым овладеть специальными профессиональными компетенциями.
Литература
1. Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие / Т.В.Ахутина, Т.А.Фотекова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 157 с.
2. Ворошнина Л.В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей : учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 291 с.
3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : учеб. пособие для вузов / И.И.Мамайчук. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 318 с.
4. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. - М.: Владос, 2016-356с.
5. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., БессоноваТ.П. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 2016. - 547 с.
6. Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) Сост. Н.В.Серебрякова, Л.С.Соломаха Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.- СПб.: Детство - пресс, 2017. - 321 с.