Интегрированный урок географии и английского языка: «Великобритания и англоязычные страны. Английские традиции», «Great Britain. English traditions» (11-й класс)

Разделы: География

Класс: 11

Ключевые слова: английский язык, английские традиции


Цели урока: расширить и углубить знания по обоим предметам, научить учащихся переводить географические термины на английский язык, научить умению обращаться с картой на английском языке.

  • Образовательная: развитие монологической и диалогической речи, понимание иноязычной речи на слух с последующим извлечением необходимой информации из текста, обучение работе с картой на английском языке.
  • Воспитательная: повышение мотивации изучения иностранного языка. Формирование коммуникативной компетенции, умение работать в группах и парах, индивидуально, помогать друг другу, воспитание умения слушать иноязычную речь на слух и извлекать из нее необходимую информацию.
  • Развивающая: развитие логического мышления, пространственного воображения, готовности к воспроизведению изученного материала на двух языках - родном и иностранном, расширение кругозора учеников и эрудированности.

Задачи урока:

  • обобщить знания учащихся о географическом положении англоязычных стран;
  • познакомить с традициями и культурой народов англоязычных стран;
  • организовать диалогическую деятельность учащихся на материале диалога "How to be polite";
  • организовать проектную деятельность путём создания приглашений на вечеринку;
  • практиковать монологические высказывания на базе прочитанного текста.

Материалы к уроку: учебники географии и английского языка, карты Великобритании и США, карточки с заданиями, контурные карты, мультимедийная техника, презентация, аудиоматериалы, карточки с достопримечательностями Лондона.

Тип урока: интегрированный.

Методы обучения: репродуктивный, поисковый, эвристический.

Методы организации: устное введение материала и письменное его закрепление.

Рефлексия: письменные ответы (работа с контурными картами, работа с тестом)

ХОД УРОКА

Эпиграф (на доске):

«…В стране, где удивительно и величественно все:
природа, история, национальный характер…»
Уильям Шекспир

Организационная часть урока

Приветствие: Доброе утро, дорогие одиннадцатиклассники! Сегодня на уроке мы с вами поговорим о Великобритании - стране удивительной красоты, с богатой историей и вековыми традициями, родине многих выдающихся деятелей и всемирно признанный туристический центр. Особого внимания заслуживают древнейшие архитектурные достопримечательности, фамильные замки с приведениями, часовни и соборы, старинные университеты, оживлённые города и причудливые деревушки, не изменившиеся на протяжении столетий, королевская семья, самобытная культура и обычаи…

Наш сегодняшний урок будет необычным: именно в тот период, когда на уроке географии изучается тема «Великобритания», на уроке английского языка вы должны обобщить знания по этой же теме. Поэтому мы решили провести интегрированный урок географии и английского языка, на котором всё будет посвящено удивительной стране - Великобритании, при этом будет звучать речь народа изучаемой нами страны.

T: Good morning, my dear pupils.

P:

Good morning to you, good morning to you
We are all at our places with sunshine faces
Good morning dear teacher, hello my dear friends
I'm glad to see you, how are you?

T: I'm very glad to see you, too. Let's start our lesson

T: This lesson is unusual for us, but I'm sure that you will not worry and will enjoy from efficiency of our lesson and an interesting course of events very much. Wish you good luck and only high level of your marks.

T: Today we will review one of the themes from the curriculum of the 9th form. I call your attention to watch some performances. Then you should try to know the theme of our lesson today. Try to understand the main idea and you'll understand what about the boys will talk.

Инсценирование диалогов

1) At English restaurant:

- What kind dishes do you have for breakfast today?
- Porridge, madam.
- For a dinner?
- Porridge, madam.
- For a supper??
- Porridge, madam.
- And what about tomorrow???
- A baked pudding, madam.
-Yepppp!!!
- Porridge baked pudding, madam...

2) -Do you know what the English for «окрошка»?
- no...
-"Oh baby!"

T: So… who can tell me the name of our theme or may be tell me what about we will talk at our lesson? - At the lesson we should be able to recall as much as possible about Britain and summarize the information about the geographical position of the Russia. And then we will discuss the text about English traditions.

Основная часть урока

Учитель географии:

- Ответьте на вопросы, которые вам известны из школьного курса географии.

1. Где расположена Великобритания?

2. Какие 4 историко-географические области она в себя включает?

3. Какие океаны и моря омывают Великобританию?

4. Назовите столицу Великобритании.

5. Какой климат в Великобритании?

6. Что можно сказать об экономическом развитии Великобритании?

Учитель английского: Now you can check some information using this map. And also you have to use the map in order to complete the gaps in the sentences.

- Вы отлично справились с заданием. А сейчас мы послушаем ваши рассказы о Великобритании и узнаем о том, кто из вас лучше рассказывает и держится на публике. Предлагаю вам взять микрофон и начать рассказы, представив себя диктором телевидения. Все внимательно слушают и наблюдают, чтобы в конце рассказа вы могли выбрать лучшего диктора среди наших прекрасных юношей и девушек.

ПРИЕМ «МИКРОФОН»

1 ученик: (Знаете ли вы, что когда-то Британские острова назывались Альбион (Туманный Альбион), что в переводе с древнекельтского означает «белый». Именно такой цвет имеют меловые скалы и Утес Дувра, из-за чего со стороны Франции, которая располагается всего в 34 километрах от Великобритании, острова кажутся белыми. Британией же острова стали называть гораздо позже, когда основным населением архипелага было племя бриттов).

2 ученица: The United Kingdom of Great Britain consists of 4 parts. They are England, Scotland, Wales and Northern Ireland. London is the capital of England and the UK. Cardiff is the capital of Wales. Edinburgh is the capital of Scotland and Belfast is the capital of Northern Ireland. Особый режим установлен для острова Мэн и Нормандских островов. Великобритания возглавляет Содружество наций (до 1947 года называлась Британское Содружество наций), созданное в 1931 году. Это своеобразная форма ассоциации между Великобританией и ее бывшими колониями, входившими в Британскую империю. Первые доминионы в Содружестве - Канада, Австралия, Новая Зеландия...

- Работа с географической картой, демонстрация административно-территориальных единиц Великобритании и бывших колоний Содружества.

3 ученица: Помните ли вы, что Великобритания - конституционная монархия. Глава государства (а также глава Содружества) - королева Елизавета II. Законодательная власть в стране принадлежит монарху и парламенту, состоящему из палаты общин и палаты лордов, фактическая власть сосредоточена в руках правительства, возглавляемого премьер-министром. Широко известная приверженность англичан традициям в немалой степени способствует устойчивости политического строя. Волны любви или нелюбви к фигуре того или иного премьера, симпатий к одной из двух мощных партий - лейбористов или консерваторов гаснут перед почитанием к жителям королевской резиденции - Букингемского дворца.

- Показ иллюстраций Букингемского дворца, Вестминстерского аббатства.

4 ученица: Вестминстерское аббатство (в переводе с английского - «западный собор») создавался членами королевской семьей разных поколений, начиная с 1040 года. В этом знаменитом аббатстве королевства, начиная с 1066 года венчаются все английские монархи. На кладбище Вестминстера захоронены выдающиеся люди страны - от венценосных особ Англии до Диккенса, Киплинга, Шоу… Храм является действующим и в наши дни, здесь есть собственный хор и несравненная хоровая школа. Я занимаюсь музыкой, часто выступаю, это помогает мне быть уверенной в себе. Мне хотелось бы, чтобы всем присутствующим понравилось не только содержание моего рассказа, но и песня.
(Исполняется песня «…» на англ. языке).

Думаю, что в будущем свяжу свою жизнь со сценой и стану публичным человеком. Это именно то, что мне нравится!

5 ученик: Население Великобритании - 57,4 млн человек, преимущественно англичане (82%), а также шотландцы, валлийцы (населяющие Уэльс), ирландцы. Англичане являются потомками англосаксов и норманнов, а валлийцы - потомками кельтов. Стабильность и благополучие страны привлекают многочисленных иммигрантов из разных частей света. Хотя получить британское гражданство очень непросто, в большинстве крупных городов существуют целые кварталы, заселенные индейцами, китайцами, выходцами из арабских стран. Большая часть населения сосредоточена в наиболее развитых промышленных южных и центральных районах Англии, где расположены крупнейшие города - Лондон (ныне - агломерация, именуемая Большим Лондоном), Портсмут, Саутгемптон, Бирмингем, Ливерпуль, Манчестер, Лидс, Шеффилд и др. Великобритания относится к высокоурбаизированным странам, где доля городского населения составляет более 90%.

- Работа с географической картой, демонстрация крупнейших городов Великобритании.

6 ученица: Великобритания является самой консервативной страной в Европе. Англичане гордятся своими традициями и тщательно хранят их. Лучший пример - их королева, парламентская монархия и денежная система. Не стоит забывать о культуре английского чаепития: она самобытна, неповторима и крайне увлекательна в плане изучения. Каждый поклонник ароматного напитка непременно должен знать ее основы и ключевые аспекты «сугубо английского» чаепития. Жители Англии всегда соблюдают правила этикета, чему поражаются многие иностранцы. Английская вежливость и невозмутимость в любой ситуации становятся предметом насмешек со стороны чужаков, но при этом, ни у кого не возникнет желания назвать невоспитанным того, кто придерживается строгих правил этикета.

- Инсценирование диалога с элементами сатиры «How to be polite».

Цель диалога - ознакомление с характерной чертой англичан - вежливостью.

What would you like to eat?

Waiter:

Hello, please have a seat.
What would you like to eat?

Jean:

I think I'll have a steak
And then for dessert some cake.

Waiter:

Would you like it on a bun?
Medium? Rare? Perhaps well-done?
With some string beans or some peas?
Potatoes? Some salad? Some cheese?

Jean:

I'd like my steak well-done,
Served on a toasted bun.
I'd like some ketchup too.

Waiter: I'll fix it just right for you.

Jean:

With a baked potato, please,
Lots of string beans, lots of cheese,
And a salad would be nice,
And bring me some water with ice.
Well done! What other traditions would you like to tell us?
You did a great job. Thanks.

Учитель географии: мы знаем, что английские традиции распространились по многим странам мира благодаря миграциям и переселению целых общин за пределы Англии. Что же интересного есть в культуре и традициях англоговорящих народов за пределами Великобритании? (рассказы учеников сопровождаются показом географических объектов на географической карте и демонстрацией слайдов, иллюстрирующих их повествования)

7 ученик: Шотландцы любят подчеркивать свои отличия от англичан, с которыми они немало повоевали, но кое в чём обе нации весьма схожи: очень тщательно и внимательно относятся к своим традициям. У англичан, как хорошо известно, это «файф-о-клок», любовь к животным, лисья охота, крикет. Какие же традиции отличают их северных соседей шотландцев?

Любовь к национальной шотландской одежде - одна из наиболее известных и популярных традиций данной страны, и килты, благодаря современной моде, сейчас стали весьма популярны не только в их родной стране, но и далеко за ее пределами. И не важно, что современные килты весьма и весьма отличаются от своих исторических аналогов - шотландцы все равно носят их с гордостью и уверенностью в себе, эффектно заражая ей окружающих. Танцы также относятся к традиции Шотландии, которую её жители хранят тщательно и ревностно. В мире шотландские танцы не получили такой известности, популярности и развития, как ирландские, но тем не менее они такие же зажигательные, веселые, интересные и оригинальные.

- Просмотр видеоролика с «Вирджиния Рил» (Virginia Reel) (это традиционный танец, распространённый в Ирландии и Шотландии, он возник в 1750-е годы в Шотландии, а ирландские мастера танца дали ему дальнейшее развитие. Вирджиния Рил был самым популярным танцем и в Америке в период с 1830 по 1890 годы).

8 ученица: Американцы любят изменения в жизни, они называют это духом приключений, - и этот дух, как они считают, более характерен для Америки, чем для Европы. Они любят переезжать и менять работу.

Одна из самых известных американских традиций - празднование Дня всех святых. Главным символом Хеллоуина является так называемый Светильник Джека. Он представляет собой тыкву, из которой вырезано зловеще усмехающееся лицо; внутрь тыквы помещается зажжённая свеча. Впервые «светильники Джека» появились в Великобритании, но первоначально для их изготовления использовали брюкву или репу. Считалось, что подобный плод, оставленный в День всех святых около дома, будет отгонять от него злых духов. Когда традиция празднования Хеллоуина распространилась в США, светильники стали делать из тыкв, более доступных и дешёвых.

Еще одна американская традиция касается Дня Святого Патрика. Как и во многих других странах мира устраиваются парады в честь этого праздника. На улицы выходят люди, одетые в экстравагантные зелёные костюмы. День благодарения изначально был праздником выражения благодарности и признательности Богу, ровно как семье и друзьям за материальное благосостояние и доброе отношение. По старинной традиции несколько поколений одной семьи собирается в доме старших на праздничный обед. Каждый произносит слова благодарения за всё то хорошее, что произошло в его жизни. Едят в этот день современные американцы то же самое, что ели их предки в далёком 1621 году на первом обеде в честь Дня благодарения - фаршированная индейка с клюквенным сиропом и большой сладкий тыквенный пирог. Яркие молодые тыквы, початки «индейской» кукурузы, яблоки, апельсины, каштаны, орехи, сухие листья и гроздья винограда, свисающие с блюда, словно из рога изобилия, не только служат традиционным украшением стола, но и олицетворяют обилие осенних даров природы. Букеты золотых, оранжевых и красно-коричневых хризантем, дополненные веточками с ягодами, придают ощущение изобилия и щедрости природы, настоящего праздника богатого урожая.

Now you have some minutes to make an invitation for your Halloween party or St. Patrick's Day party.

9 ученица: чайные традиции англичан (демонстрация чайной церемонии, сервировки стола и т.д., сопровождаемые рассказом).

- Задание на время - кто быстрее прочитает текст, вставит пропущенные слова и перескажет текст (на русском языке).

Dear Russian friend!

My name is John Brown. I live in the small English town York. The citizens of my town are rather conservative and keep a lot of traditions and customs. We celebrate different holidays and festivals, but my favorite one is Christmas.

Christmas Day is _____________on December 25. For most British families, this is the most important festival of the year; it combines the Christian celebration of _____________ with traditional festivities of winter.
Some weeks before Christmas people are very busy. They ______________for their friends and relatives. People also send ____________to all of them.

People try to buy a _____________which is ___________with toys, colored ____________.

On the Sunday before Christmas many churches hold a __________where _________hymns are sung. Sometimes carol singers can be heard on the street as they collect money for______________.

There are a lot of traditions connected with Christmas but perhaps the most important one is the giving of__________. Family members leave gifts under the ___________________to be found on Christmas morning.

On Christmas Eve children put their ______________near their beds hoping that at night__________ will come down the ___________and put the presents into the children's ______________.

On Christmas day the family sits down to a_______________ followed by ______________and Christmas pudding. Later in the afternoon they may watch the ________________ on television as she sends her traditional Christmas message to the United Kingdom.

26th December is also a ___________________, Boxing Day, and this is the time to visit friends and relatives or watch football.

Did you like my story? Do people in your country celebrate Christmas? I'd like to know what Christmas traditions you have in Russia.

Write me soon.

Best wishes your pen friend John Brown.

Итоговая часть урока

Подведение итогов урока, выбор лучших дикторов; выставление и комментирование отметок.

- Огромное спасибо за урок - я горжусь вами. Спасибо за ваше творчество и искренние эмоции!

- It brings up to the end. Write down your homework.

Our lesson is over. Thanks for your good work! I believe this lesson was useful and interesting for you.

Домашнее задание

  • География: подготовить презентацию (сообщение) о культуре и традициях англоязычных стран, повторить географическую номенклатуру по изученной теме.
  • Английский язык: упражнение 9, стр. 166: выполняется индивидуально, проверяется в парах на следующем уроке (на сновании текста "What are their traditions?" определить достоверность утверждений об англо-говорящих странах).