Элективный курс "Химия в нашей жизни"

Разделы: Химия

Класс: 9

Ключевые слова: элективный курс, химия


Курс предназначен для учащихся 9 класса.

  • Ориентирован на расширение знаний учащихся, на развитие любознательности, интереса к химии и рассчитан на 17 часов.
  • Расширение кругозора школьников, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.
  • Развитие и укрепление интереса к предмету
  • Совершенствование экспериментальных знаний
  • Развитие мыслительных процессов, склонностей, способностей учащихся
  • Развитие умения самостоятельно получать знания.

Содержание данного элективного курса представлено четырьмя темами-модулями. Атмосфера - воздух, которым мы дышим, гидросфера, литосфера (почва), химия в быту. Исходя из своих интересов, учитель может изменять последовательность тем, или сократить время на изучение того или иного модуля

Содержание курса составляют сведения о роли химии в решении жизненно важных вопросов, позволяющих осознать процессы в окружающем нас мире, о необычных свойствах известных веществ.

Решению поставленных задач служат разнообразные методы и организационные формы обучения |: лекция, рассказ , беседа, самостоятельная работа учащихся, семинарские занятия, дискуссии и т.д. Важную роль играет химический эксперимент, который является и источником знаний, и основой для создания проблемных ситуаций и средством закрепления полученных знаний, а иногда и способом контроля достижений учащихся в условиях материала курса.

Введение - 1 час

1.Атмосфера - воздух, которым мы дышим - 4 часа
1.1. Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Основные виды загрязнения воздуха. Фотохимический смог, кислотные дожди. Растения как поставщики и потребители кислорода.
1.2. Углекислый газ, увеличение его концентрации в атмосфере. Парниковый эффект, его последствия. Озоновый слой, озоновые «дыры».
1.3. Проблема защиты атмосферы от загрязнений.
1.4. Практическая работа №1: «Определение кислотности атмосферных осадков. Состав воздуха».

2. Гидросфера - 4 часа
2.1. Вода. Нахождение воды в природе. Природные растворы. Жесткость воды.
2.2. Проблема защиты гидросферы. Загрязнение Волги, снижение концентрации вредных веществ в промышленных стоках.
2.3. Практическая работа №2 «Жесткость воды и способы ее устранения».
2.4.: Решение задач по теме «Определение массовой доли растворенного вещества».

3. Литосфера (почва) - 3 часа
3.1. Удобрения. Химические средства защиты растений.
3.2. Практическая работа №3 :«Распознавание минеральных удобрений».
3.3. Проблема загрязнения почвы и пути ее решения.

4. Химия в быту - 4 часа
4.1. Продукты питания, пищевые добавки, ЗОЖ.
4.2. Практическая работа №4: «Анализ состава пищевых продуктов».
4.3. Домашняя химчистка.
4.4. Домашняя аптечка.

5. Заключение. Зачет - 1 час

Учебно-тематическое планирование курса

№ темы

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Виды уроков и занятий

1

Введение

1 час

беседа

2

Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Основные виды загрязнения воздуха. Фотохимический смог, кислотные дожди. Растения как поставщики и потребители кислорода.

1 час

лекция

3

Углекислый газ, увеличение его концентрации в атмосфере. Парниковый эффект, его последствия. Озоновый слой, озоновые «дыры».

1 час

дискуссия

4

Проблема защиты атмосферы от загрязнений.

1 час

дискуссия

5

Практическая работа №1: «Определение кислотности атмосферных осадков. Состав воздуха».

1 час

практическая работа

6

Вода. Нахождение воды в природе. Природные растворы. Жесткость воды.

1 час

рассказ

7-8

Проблема защиты гидросферы. Загрязнение Волги, снижение концентрации вредных веществ в Практическая работа №2 «Жесткость воды и способы ее устранения промышленных стоках.

2 часа

лекция

практическая работа

9

Решение задач по теме «Определение массовой доли растворенного вещества».

1 час

решение задач

10

Удобрения. Химические средства защиты растений.

1 час

лекция

11

Практическая работа №3: «Распознавание минеральных удобрений».

1 час

практическая работа

12

Проблема загрязнения почвы и пути ее решения.

1 час

семинар

13

Продукты питания, пищевые добавки, ЗОЖ.

1 час

дискуссия

14

Практическая работа №4: «Анализ состава пищевых продуктов».

1 час

практическая работа

15

Домашняя химчистка.

1 час

лекция

16

Домашняя аптечка.

1 час

лекция

17

Заключение. Зачет.

1 час

зачет

Ожидаемый результат

  • Обобщение, расширение и углубление знаний учащихся по химии.
  • Развитие познавательного интереса к предмету.
  • Совершенствование умений по решению расчётных задач.
  • Умение применять полученные знания на практике.

По окончании курса учащиеся должны защитить проект.

Используемая литература

1. Аликберова А.Ю. Занимательная химия. - М. АСТ-ПРЕСС, 1999.

2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. - М. Высшая школа, 1992.

3. Савина А.А. Я познаю мир. Химия. - М. Детская энциклопедия, 2001.

4. Штремплер Г.И. Химия на досуге. - М. Просвещение, 1996.

5. Энциклопедический словарь юного химика. - М. Педагогика-Пресс, 1997.