Курс предназначен для учащихся 9 класса.
- Ориентирован на расширение знаний учащихся, на развитие любознательности, интереса к химии и рассчитан на 17 часов.
- Расширение кругозора школьников, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.
- Развитие и укрепление интереса к предмету
- Совершенствование экспериментальных знаний
- Развитие мыслительных процессов, склонностей, способностей учащихся
- Развитие умения самостоятельно получать знания.
Содержание данного элективного курса представлено четырьмя темами-модулями. Атмосфера - воздух, которым мы дышим, гидросфера, литосфера (почва), химия в быту. Исходя из своих интересов, учитель может изменять последовательность тем, или сократить время на изучение того или иного модуля
Содержание курса составляют сведения о роли химии в решении жизненно важных вопросов, позволяющих осознать процессы в окружающем нас мире, о необычных свойствах известных веществ.
Решению поставленных задач служат разнообразные методы и организационные формы обучения |: лекция, рассказ , беседа, самостоятельная работа учащихся, семинарские занятия, дискуссии и т.д. Важную роль играет химический эксперимент, который является и источником знаний, и основой для создания проблемных ситуаций и средством закрепления полученных знаний, а иногда и способом контроля достижений учащихся в условиях материала курса.
Введение - 1 час
1.Атмосфера - воздух, которым мы дышим - 4 часа
1.1. Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Основные виды загрязнения воздуха. Фотохимический смог, кислотные дожди. Растения как поставщики и потребители кислорода.
1.2. Углекислый газ, увеличение его концентрации в атмосфере. Парниковый эффект, его последствия. Озоновый слой, озоновые «дыры».
1.3. Проблема защиты атмосферы от загрязнений.
1.4. Практическая работа №1: «Определение кислотности атмосферных осадков. Состав воздуха».
2. Гидросфера - 4 часа
2.1. Вода. Нахождение воды в природе. Природные растворы. Жесткость воды.
2.2. Проблема защиты гидросферы. Загрязнение Волги, снижение концентрации вредных веществ в промышленных стоках.
2.3. Практическая работа №2 «Жесткость воды и способы ее устранения».
2.4.: Решение задач по теме «Определение массовой доли растворенного вещества».
3. Литосфера (почва) - 3 часа
3.1. Удобрения. Химические средства защиты растений.
3.2. Практическая работа №3 :«Распознавание минеральных удобрений».
3.3. Проблема загрязнения почвы и пути ее решения.
4. Химия в быту - 4 часа
4.1. Продукты питания, пищевые добавки, ЗОЖ.
4.2. Практическая работа №4: «Анализ состава пищевых продуктов».
4.3. Домашняя химчистка.
4.4. Домашняя аптечка.
5. Заключение. Зачет - 1 час
Учебно-тематическое планирование курса
№ темы
|
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
Виды уроков и занятий |
1 |
Введение |
1 час |
беседа |
2 |
Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Основные виды загрязнения воздуха. Фотохимический смог, кислотные дожди. Растения как поставщики и потребители кислорода. |
1 час |
лекция |
3 |
Углекислый газ, увеличение его концентрации в атмосфере. Парниковый эффект, его последствия. Озоновый слой, озоновые «дыры». |
1 час |
дискуссия |
4 |
Проблема защиты атмосферы от загрязнений. |
1 час |
дискуссия |
5 |
Практическая работа №1: «Определение кислотности атмосферных осадков. Состав воздуха». |
1 час |
практическая работа |
6 |
Вода. Нахождение воды в природе. Природные растворы. Жесткость воды. |
1 час |
рассказ |
7-8 |
Проблема защиты гидросферы. Загрязнение Волги, снижение концентрации вредных веществ в Практическая работа №2 «Жесткость воды и способы ее устранения промышленных стоках. |
2 часа |
лекция практическая работа |
9 |
Решение задач по теме «Определение массовой доли растворенного вещества». |
1 час |
решение задач |
10 |
Удобрения. Химические средства защиты растений. |
1 час |
лекция |
11 |
Практическая работа №3: «Распознавание минеральных удобрений». |
1 час |
практическая работа |
12 |
Проблема загрязнения почвы и пути ее решения. |
1 час |
семинар |
13 |
Продукты питания, пищевые добавки, ЗОЖ. |
1 час |
дискуссия |
14 |
Практическая работа №4: «Анализ состава пищевых продуктов». |
1 час |
практическая работа |
15 |
Домашняя химчистка. |
1 час |
лекция |
16 |
Домашняя аптечка. |
1 час |
лекция |
17 |
Заключение. Зачет. |
1 час |
зачет |
Ожидаемый результат
- Обобщение, расширение и углубление знаний учащихся по химии.
- Развитие познавательного интереса к предмету.
- Совершенствование умений по решению расчётных задач.
- Умение применять полученные знания на практике.
По окончании курса учащиеся должны защитить проект.
Используемая литература
1. Аликберова А.Ю. Занимательная химия. - М. АСТ-ПРЕСС, 1999.
2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. - М. Высшая школа, 1992.
3. Савина А.А. Я познаю мир. Химия. - М. Детская энциклопедия, 2001.
4. Штремплер Г.И. Химия на досуге. - М. Просвещение, 1996.
5. Энциклопедический словарь юного химика. - М. Педагогика-Пресс, 1997.