Применение тестовых технологий на уроках математики

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: тестовая технология


Одной из современных технологий контроля и диагностики учебных достижений, учащихся является - тестовая технология. Что же такое тест? В наши дни существует много видов тестов, поэтому дать универсальное определение для всех этих видов вряд ли можно.

В наиболее популярной классификации тесты можно разделить на две группы:

  • тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных, продолжить последовательность, установить соответствие);
  • тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

По виду тестовые задания можно классифицировать как тесты с однозначным выбором ответа, тест с многозначным ответом, тесты на дополнение, тесты перекрестного выбора.

Традиционно в методике обучения сложилось мнение, что назначение тестов - выявление уровня усвоения знаний. Кроме функции контроля тест реализует и другие учебные функции: диагностическую, обучающую, организующую, развивающую, воспитывающую, контролирующую.

Действительно, тест выявляет общую картину успеваемости группы и определяет уровень усвоения материала каждым студентом. Это позволяет продолжить индивидуальную работу, как с успевающими, так и с отстающими.

Периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности. Кроме того, тестовые задания предполагают среди вариантов ответа правильный и тестируемый хотя бы видит правильный ответ.

Тест способствует развитию логического мышления интуиции, поскольку содержит задания, «работающие» на развитие мыслительных операций - сравнение, обобщение, анализ, поиск альтернатив, и т.д. Кроме того, тестируемый находится перед выбором - найти ответ или угадать его. Многие действуют методом исключения: отбрасывают невозможные варианты и проверяют оставшиеся.

Игровой характер тестирования повышает заинтересованность в хорошем результате, способствует повышению интереса к предмету.

Тест упрощает процедуру проверки, позволяет учащихся заниматься самопроверкой и взаимопроверкой. Он даёт возможность проверить не только знание, но и понимание учебного материала. С его помощью очень удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей, учащихся и построить соответственно коррекционную работу.

Тестовая форма предоставляет возможность расширить шкалу оценивания как вверх, так и вниз. Таким образом, ученик получает некоторое право на ошибку, которой он был лишен при традиционном способе оценивания. Объективность тестирования - еще одно из его преимуществ. Даже при плохом результате тестирования у учащегося не возникает обиды ни на кого, кроме как на самого себя.

В своей практике преподавания я использую тесты на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.

Выбор типа и вида тестового задания определяется целями занятия, в соответствии с которыми провожу тестирование, характером материала, индивидуальными особенностями студентов группы.

Приведу примеры различных видов тестовых заданий по дисциплине «Математика».

Тесты с однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В математике это обычно числовой ответ или понятие.

1. Верно ли, что (3x+4)' =3?
1) да
2) нет
3) нет ответа

2. Найти производную функции f(x)=x3/6-0,5x2-3x+2 в точке x=-1
1) -2,5
2) 1,5
3) -1,5
4) 2,5

3. Решить анаграммы и исключить лишнее слово

Гукр; арш: ностьжукро; метиадр; рафес.

Тест с многозначным ответом. В варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа.

1. Дано уравнение прямой У = -2х+3, какие из точек принадлежат этой прямой. указать не менее двух вариантов.
а) А(2;-2)
б) В(-1;5)
в) С(3;0)
г)D(-2;7)
д) F(3;-2)

Среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должен быть выставлен прочерк.

2. Какая из перечисленных ниже функций является общим видом первообразной для функции f(x) = -х-4х3:
1) F(x)= -х24
2) F(x) = -0,5х24;
3) F(x) = -0,5х24 +3;

а) 1
б) 2;
в) 3;
г) нет верного ответа

Тесты на дополнение.

В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено учащимися. Такие тесты полезны при изучении алгоритмов.

Например,

1. Если в каждой точке интервала (а;b) производная функции у=f(x) отрицательная, то функция на этом промежутке ________.

Тесты перекрестного выбора.

Предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов может быть больше, чем количество заданий. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными. Например, установить соответствие между функцией и ее производной

1) f(x) = 2x + 6
2) f(x) = -7x + 3
3) f(x) = sin x
4) f(x)=15
5) f(x) = cos x

а) 0
б) -7
в) -сosx
г) -sinx
д) -7
е)2
к) сosx

Тесты идентификации.

В них используются графические объекты или аналитические описания.

Например,

1. Какая из изображенных ниже графиков является графиком четной функции?

Тесты дополнения и перекрестного выбора более сложные для работы студентов, но и более достоверные. В ходе их выполнения формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах.

Еще одним преимуществом тестовых заданий является то, что задания легко поддается компьютеризации. Это дает возможность получить оценку сразу по завершении теста. Существует много разнообразных компьютерных инструментов, начиная от различных редакторов и программ для разработки презентаций и до использования языков программирования и возможностей сети Интернет.

При применении тестовых технологий необходимо помнить, что тест включает в свой состав следующие системообразующие элементы:

  • варианты ответов, в которых присутствуют наряду с правильными ответами и неправильные ответы с учетом ошибок испытуемых (в случае использования заданий с выбором ответа);
  • эталон (правильный ответ выполнения задания);
  • правила их применения;
  • отработанную систему организации испытания;
  • систему обработки и анализа результатов;
  • систему оценок за выполнение каждого задания [2, с.25].

Конечно, задания в форме тестов не является единственной формой проверки усвоения материала, так как имеет и свои недостатки:

  • с помощью тестов фиксируется только результат, но не ход их выполнения в тест невозможно проверить ход решения задачи;
  • выполнение тестовых заданий несёт в себе определённый элемент случайности.

Поэтому в процессе обучения математики не следует ограничиваться лишь тестовым контролем, как и любым другим способом проверки, а необходимо их разумное сочетание.

Литература

  1. Аванесов В.С. Основы педагогической теории измерений / В.С.Аванесов // Педагогические Измерения, 2004. - №1. С. 15-17с.
  2. Ажыбаев Д.М. Из опыта организации компьютерной диагностики знаний студентов / Д.М.Ажыбаев, Э.Т.Ашыров, М.М.Бекежанов, С.К.Калдыбаев // Инновационные образовательные технологии. - 2006. - №3(7). - С. 21-27.
  3. Словарь-справочник по педагогике / В.А.Мижериков.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-448с.
  4. http://luizaname.chat.ru/T/nachalo.htm
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Википедия - свободная энциклопедия.
  6. http://www.uroki.net/