Возможность использования проектно-исследовательской технологии на уроках технологии

Разделы: Технология


Прогресс не стоит на месте и система образования должна развиваться вместе с ним. Современная российская школа должна подготовить таких выпускников, которые способны воспринимать новые идеи, легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, принимать нестандартные решения. Одним из методов получения данного результата может стать метод проектов и внедрения исследовательской деятельности в образовательный процесс.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике его основоположником считается американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи. Согласно его методу цель проектной технологии заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.

Рассмотрим более подробно, что может дать этот метод на уроках технологии:

1. В постановке и решении педагогических задач на уроках технологии, так, чтобы дети воспринимали эту науку не только как систему уже известных фактов и теорий, но и как процесс реального научного поиска;

2. В организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся, когда ученик осваивает исследовательский метод получения знаний, т.е. становится исследователем, для повышения качества знаний.

Приведем небольшой пример для более полного понимания первых двух пунктов. Соединения деревянных деталей гвоздем происходит за счет раздвигания волокон древесины, но что будет, если одна из деталей слишком тонкая и узкая?

На уроках технологии мальчики прошли часть программы связанной с древесными материалами и способами их соединения и учитель ставит практическую задачу соединить большой брусок из дерева с тонкой деревянной деталью (размеры 1,5-2мм в толщину, 20 мм в ширину, 100мм длиной), с помощью толстого гвоздя (диаметр 6мм).

При попытки соединения гвоздем такого диаметра, тонкая заготовка будет ломаться и раскалываться. При поиске решения этой проблемы ученики, будут прибегать и к практическому способу решения, методом проб и ошибок и к поиску в интернете или методической литературе. И в итоги могут прийти к одному из двух вариантов решения, это предварительное сверление заготовки или изменения формы кончика гвоздя (круглой) с целью не раздвигания волокон древесины, а выдавливания ее в момент соединения. Вот такое несложное задание может заставить заняться исследовательской деятельностью учеников.

3. Использование метода проектов на уроках технологии, как средство формирования УУД.

При этом в на первый план выходит личность ученика, его способность к самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

Из ходя из выше перечисленного можно сделать вывод: обществу нужен творец, поэтому школа и учитель должны овладеть опытом оценочной, эмоциональной и творческой деятельности. Проектно-исследовательская деятельность актуальна на сегодняшний день, т.к. отвечает стандартам второго поколения.

Список используемой литературы

  1. https://infourok.ru,
  2. https://mega-talant.com