Проектирование современного урока с применением электронной формы учебника (ЭФУ)

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Урок с использованием электронного учебника

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: УМК «Начальная школа XXI века»


Методические рекомендации для учителей начальных классов

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов работающих по программе «Начальная школа XXI века».

Методические рекомендации окажут помощь учителям начальных классов при организации уроков с применением электронных форм учебника (ЭФУ) на основе УМК «Начальная школа XXI века» позволят получить необходимые знания и повысить профессиональную компетентность в вопросах, связанных с применением ЭФУ в образовательном процессе.

Здесь рассматриваются: особенности и достоинства ЭФУ УМК «Начальная школа XXI века» технология работы, возможности при изучении разных предметов, проектирование уроков.

В основу рекомендаций положен практический опыт работы автора с УМК «Начальная школа XXI века».

1. Пояснительная записка

Сегодня без применения информационных технологий невозможно повышение качества образования. ИКТ-технологии позволяют по-новому организовывать процесс обучения. Исходя из современных требований, меняется и подход к организации уроку. Перед учителем встают вопросы: «Как спроектировать урок, применяя информационные технологии? Как провести его, чтобы тема вызвала интерес у обучающихся, способствовала формированию творческого сознания? Много ли времени уйдет на подготовку к уроку?» На эти и другие вопросы можно найти ответы, используя электронные формы учебника (ЭФУ). В настоящее время применение в учебном процессе электронного учебника наряду с бумажным - это современная реальность.

Согласно Статье 18 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам. Издательство «Академкнига/Учебник» в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 года №1643 о необходимости обеспечения образовательных организаций учебниками в электронной форме и письмом Минобрнауки РФ от 02.02.2015 года №НТ - 136/08 «О федеральном перечне учебников», показывающим важность использования учебников не только в печатной, но и в электронной форме подготовило электронные формы учебников (ЭФУ), разработанные в полном соответствии с федеральными требованиями и имеющие положительные заключения по результатам педагогической и общественной экспертизы 2015 года.

Цель методических рекомендаций - знакомство с особенностями ЭФУ УМК «Начальная школа XXI века» издательства и совершенствование основных знаний учителей начальных классов в области организации образовательного процесса с использованием электронных форм учебника.

2. Особенности и достоинства ЭФУ

Электронная форма учебника УМК «Начальная школа XXI века» представляет собой электронное издание, которое соответствует по содержанию, структуре и художественному оформлению печатной форме. Но при этом включает в себя новые возможности: автоматическую проверку заданий, интерактивные ссылки и мультимедийные элементы, которые дополняют и расширяют содержание учебника.

Особенности и достоинства электронной формы учебника УМК «Начальная школа XXI века»:

  1. Работает без подключения сети Интернет;
  2. Содержание учебника можно воспроизводить на любом устройстве (Windows, iOS, Android);
  3. По содержанию и структуре полностью соответствует учебнику в печатной форме с сохранением нумераций страниц и номером заданий;
  4. Поиск страниц осуществляется через интерактивное оглавление;
  5. Наличие дополнительных инструментов и сервисов;
  6. Возможность создавать заметки и закладки;
  7. Наличие интерактивной панели управления;
  8. Наличие мультимедийных ресурсов;
  9. Наличие интерактивных материалов;
  10. Возможность маркировки текста;
  11. Возможность самопроверки выполнения заданий;
  12. Дифференциация заданий;

Дифференциация заключается в разделении заданий по уровню сложности, можно помочь слабоуспевающим ученикам. Для этого в ЭФУ есть подсказки, которые оформлены в виде всплывающих значков и показывают алгоритм действий обучающегося. При этом ребенок сам для себя решает, будет ли он сразу использовать подсказку или будет пытаться самостоятельно решать возникшую проблему или находить способ действия.

  1. Неоднократный возврат к заданиям
  2. Ребенок может вернуться к заданию несколько раз в классе и дома, если данное задание вызвало у него интерес или возникла необходимость вспомнить то, что было сделано в классе на уроке.
  3. Большой арсенал средств для повышения мотивации обучающихся к уроку, что позволяет повысить его эффективность и качество:
      возможность выделения и маркировки нужных слов и предложений;
    • возможность пронумеровать предложения, абзацы, строфы;
    • увеличение фрагментов иллюстративного материала;
    • работа с текстом, в котором уже выделены трудные для восприятия слова, в этом случае следует нажать на выделенное слово, и откроется словарик к данному тексту;
    • подключение мультимедийных ресурсов.

3. Технология работы с ЭФУ УМК «Начальная школа XXI века»

Электронную форму учебника достаточно скачать один раз. В дальнейшем он работаем без подключения к сети Интернет. В УМК «Начальная школа XXI века» в рабочих тетрадях находится цифровой код, который доступен в течение учебного года и представлен полный алгоритм скачивания электронной формы учебника.

Алгоритм:

Учетная запись (аккаунт) на сайте LECTA позволяет пользоваться всеми доступными сервисами образовательной платформы.

Создав учетную запись, Вы сможете:

  • Работать с учебными материалами е или доступными при активации кода доступа
  • Пользоваться сервисами Тренажеры, Атлас+, ВПР
  • Работать с сервисами для учителей (Классная работа, Контрольная работа, Курсы повышения квалификации)
  • Использовать мобильное приложение LECTA

Если Вы не проходили процедуру регистрации на сайте LECTA или «Российский учебник», необходимо зарегистрировать новую учетную запись. Для этого:

1. Нажмите на кнопку «Вход / Регистрация» в правом верхнем углу сайта.

2. В форме единого аккаунта нажмите на кнопку «Зарегистрироваться».

3. На форме регистрации нового пользователя укажите в соответствующем поле Ваш адрес электронной почты и нажмите «Отправить».

Обращаем Ваше внимание на то, что:

Пробел внутри адреса электронной почтой считается ошибкой

Обязательно наличие хотя бы одного разрешенного символа до и после "@"

Регистр символов не имеет значение

В адресе допустимы: строчные и прописные латинские буквы (a-z, A-Z), цифры от 0 до 9, символы: + (плюс), - (минус) и _ (нижнее подчеркивание)

Символ . (точка) при условии, что это не первый и последний символ, а также при условии, что он не появляется два или более раза подряд является не допустимым.

На указанный Вами адрес электронной почты, придет письмо с подтверждением и ссылкой, по которой необходимо перейти для завершения процедуры регистрации.

Пожалуйста, не отвечайте на это письмо, так как оно сформировано и отправлено Вам автоматически.

4. На Шаге 1 необходимо придумать пароль, для входа в аккаунт, и нажать на кнопку «Продолжить».

Обращаем Ваше внимание на то, что пароль должен содержать не менее 6 символов и содержать в себе буквы и цифры.

5. На Шаге 2 заполните свои персональные данные, выберите страну и регион Вашего проживания и нажмите на кнопку «Продолжить».

Поля «Имя и «Фамилия» необходимо заполнить русскими буквами (кириллицей).

6. На Шаге 3 укажите близкую к Вашей деятельности роль из предоставленного списка. Поставьте галочку напротив последнего пункта о принятии условий Пользовательского соглашения и обработку персональных данных и нажмите на кнопку «Продолжить».

7. Теперь Вы можете авторизоваться на сайте LECTA или по прямой ссылке: https://id.rosuchebnik.ru/signin.

На платформе ЛЕКТА электронные учебники онлайн доступны для загрузки на компьютер. Имеется возможность ознакомиться в течение месяца с полными версиями пяти учебников. Для этого необходимо зайти в свой аккаунт и собрать свой «Портфель».

Учителя, конечно, заинтересуют предоставленные ему инструменты.

1. КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ

В Главном меню находите ссылку Классная работа. В нём находится Конструктор рабочих программ, значительно сокращающий время подготовки рабочей программы.

2. УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ УЧАЩИХСЯ

Эти инструменты находятся в разделе Контрольная работа. Вы получаете доступ к каталогу контрольных работ.

С помощью фильтра выбираете необходимые предметы, классы и темы. Создаёте свои классы.

В запланированное вами время выдаёте необходимую контрольную работу и следите за её выполнением.

3. АТЛАСЫ

Учитель и ученики могут воспользоваться бесплатно интерактивными атласами по истории и географии.

4. ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Безусловно, этот раздел тоже может заинтересовать учителей, учеников и их родителей. Вы получаете доступ к интерактивным тренажёрам, которые помогут лучше подготовиться к проверочным работам. Они представлены в двух режимах: тренажёр (проверка после каждого задания) и контроль (работа проверяется целиком).

5. АУДИОПРИЛОЖЕНИЯ

Вы можете получить их бесплатно на 500 дней, то есть больше, чем на один учебный год. В каталоге представлены аудиоприложения по русскому и целому ряду иностранных языков. Всего 120 курсов.

4. Характеристика возможностей ЭФУ для разных предметов

Русский язык

Учебник включает галереи изображений, встроенные словари «Толковый словарь» и справочники, средства контроля и самоконтроля (упражнения и задания, итоговое тестирование).

Литературное чтение

Учебник включает аудиозаписи произведений, моделирование обложки.

Окружающий мир

Учебник включает средства контроля и самоконтроля (упражнения и задания, итоговое тестирование), видеоролики, алгоритмы выполнения опытов, встроенный словарь.

Математика

Учебник включает разнообразные формы и задания учебника, представленные в интерактивной форме, дополнительный материал, расширяющего и углубляющего содержания (анимация, галерея).

Теперь, зная все возможности электронных форм учебника по УМК «Начальная школа XXI века» перед учителем встают вопросы: «Как организовать урок, не навредив здоровью ребенка? Какие задания целесообразно выбрать в печатном учебнике, а какие в электронной форме?

5. Проектирование уроков с использованием ЭФУ

Для проектирования урока ЭФУ нужно:

1) Определить тип урока и этапы урока.

(Использовать ЭФУ можно на любом типе урока и любом этапе урока).

На этапе целеполагания, используя интерактивную панель, дать обучающимся самостоятельно сориентироваться по оглавлению, выбрать нужную страницу и сделать там закладку. Интерактивное содержание позволяет выйти на любую страницу учебника.

На этапе актуализации знаний, возможно использование интерактивных тестов, аудио и видео ресурсов.

На этапе усвоения новых знаний можно использовать все имеющиеся мультимедийные ресурсы ЭФУ: аудио- и видеоресурсы, интерактивные материалы.

На этапе закрепления изученного материала можно использовать как интерактивную панель, так и тесты, аудио- и видеоресурсы.

На этапе контроля и рефлексия выполнение тестовых и интерактивных заданий разного уровня сложности с автоматизированной системой проверки.

2) Выбрать модель работы с ЭФУ на уроке.

Возможности использования ЭФУ на уроках в начальной школе в учебном процессе зависят от материально-технического обеспечения. Это определяет модель использования ЭФУ на уроке:

  • Индивидуальная (у каждого обучающегося есть индивидуальное средство с комплектом учебников). Такая работа подходит для проведения самостоятельных работ.
  • Групповая, парная (на парте работает одно устройство с ЭФУ). Такая работа позволяет формировать умение взаимодействовать с одноклассниками.
  • Фронтальная (в классе на интерактивной доске отображается ЭФУ, все ее действия). Фронтальное использование экономит время урока за счет использования ЭОР, повышает наглядность на уроке, при помощи которых создаются условия на уроке для прочного и глубокого усвоения материала.
  • Смешанная (в классе работает интерактивная доска с отображение ЭФУ и на парте устройство с ЭФУ)

Одной из возможных форм использования ЭФУ является работа обучающегося дома на компьютере, на котором он установлен. Такая форма создает условия для активной деятельности обучающихся дома.

3) Выбрать типы изданий в ЭФУ и бумажном варианте.

С целью смены видов деятельности можно чередовать типы издания.

4) Составить технологическую карту урока или его план.

При составлении технологичекой карты или плана урока необходимо учитывать требования СанПин.

  • Продолжительность непрерывного использования компьютера на уроках составляет: для учащихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов - не более 25 минут;
  • продолжительность непрерывной работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в начальной школе не должна превышать 5 минут;
  • оптимальная смена видов деятельности, физкультминутки.

Правильно организованный урок с применением ЭФУ станет динамичным, у детей повысится интерес, познавательная активность и мотивация.

В приложении представлены технологические карты урока по математике и урока по окружающему миру с использованием ЭФУ.

Литература

1. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 года №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО». URL: http://spasschool2013.ucoz.ru/_ld/5/560_0Oe.pdf

2. Письмо Минобрнауки РФ от 02.02.2015 года №НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников». URL: http://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-02.02.2015-N-NT-136_08

3. https://id.rosuchebnik.ru/signin