Цель: Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Программные задачи:
- Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
- Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, мелкие камушки, 2 больших таза с водой, горячая вода в термосе, 1 пустая бутылка).
Действующие лица: Воспитатель (В), дети (д).
Ход занятия
В: - Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький.
Д: (ответы).
В: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д: - Надо его посильнее надуть.
В: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Д: - Воздух.
В: - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!
Д: (ответы)
В: - А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?
В: - Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый.
В: - Ребята, а можно ли воздух потрогать? А поймать? Я придумала, как нам поймать воздух, и посмотреть какой он.
Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
В: - Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
Д: (ответы).
В: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
Д: (ответы).
В: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Д: (ответы).
В: - А давайте проверим!
В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
В: - Ребята, что это происходит с водой?
Д: Выходят пузырьки.
В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
Д: (ответы).
В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем /воздух/.
В: - А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.
В: - Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?
В: - Ответы. Точно, это похоже на бурю. А на звенящую капель, а на шаловливую сосульку??? Когда сосулька капает - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте покажем шаловливую сосульку.
Физминутка «Шаловливая сосулька».
Шаловливая сосулька села на карниз,
Шаловливая сосулька посмотрела вниз,
Посмотрела, чем заняться.
Стала каплями кидаться.
Две сосульки вниз смотрели,
И на солнышке звенели.
Дзинь, дзинь. Кап, кап.
В: - Ребята я совсем забыла. Когда я шла в садик, по дороге нашла корзиночку. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).
В: - Что это?
Д: (камешки; ответы).
В: - А как вы думаете, что с камешками можно делать?
Д: (ответы).
В: - Да, я тоже видела во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?
В: - Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?
В: - Интересно, а почему камешки тонут?
Д: (ответы)
В: - Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.
В: - Да, как много я узнала о воздухе, а вот интересно, если мы шарик опустим в воду, он утонет?
Д: (ответы)
В: - Почему вы так думаете?
Д: (ответы)
В: - А давайте проверим (опускают шарик в чашку с водой).
В: - Странно, камешки утонули, а шарик нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете?
Д: (ответы).
В: - Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
В: - Да, ребята, нас окружает холодный воздух. А вот некоторые утверждают, что если нагреть воздух, то он подымится, а вы ребята, как думаете? как же так получается?
Д: (ответы).
В: - А давайте проверим, так ли это. Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим, что произойдёт.
В: - Посмотрите, что происходит с шариком?
Д: (ответы).
В: - Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Да вы правы, что горячий воздух легче холодного.
В: - Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашей корзиночке.
В: - Что это? Наверное, это волшебные баночки.
В: - Посмотрите, а в них что-нибудь есть?
Д: (нет, ответы).
В: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?
Д: (ответы)
В: - Действительно, пахнет кофе.
В: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
В: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (чесноком).
В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по- разному?
Д: (ответы).
В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
В: - А я-то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду по улице, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете?
Д: (ответы).
В: - Это получается, что я подышала грязным воздухом, и расчихалась. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной?
Д: (ответы).
В: - А мы это сейчас проверим. Давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать.
В: - Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.
В: - Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека?
Д: (ответы).
В: - Как вы думаете, какой воздух в городе: чистый или грязный? Почему?
Д: (ответы).
В: - А где можно подышать чистым и свежим воздухом? (на природе).
В: - Сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
В: - Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось занятие? Что было сложного? Что интересного?
Итог занятия.