Мастер-класс "Как организовать проектную деятельность. От проблемы к идее"

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии, Инклюзивное образование, Мастер-класс

Классы: 4, 5, 6, 7, 8, 9


Краткое описание и цели

Все проекты начинаются с идеи. Если есть идея - проект уже стоит на стадии замысла:

  • учимся конкретизировать, отсеивать лишнее, формулировать идею проекта.
  • учимся работать в команде, договариваться и аргументировать свою точку зрения.

Структура мероприятия/ элементы

1. Этап ориентировки проблемы

Вводный этап встреча участников, определение интересующих их вопросов/проблем. Деление на команды.

  1. Выбираем категории (образование, волонтерство, экология и т.д.)
  2. собираем от участников, фиксируем на флипчарте
  3. Отбор команд: Задаем вопрос, кому какая тема интереснее? - собираем команды по 3-4 человека. (если участников больше пусть будет несколько команд на одну категорию)

2. Этап "Развитие идеи"

- Каждая команда получает лист А4 Приложение №1, Листочки разного цвета (2-х) с клейкой основой не менее 5 на каждого участника команды.

- Даем 5 минут на то, чтобы написать на листочках одного цвета "Что нам не нравится, бесит, расстраивает (Фаза критики)?

Используем принцип 1 листок - 1 слово, наклеиваем на одну сторону листа А4 "КРИТИКА", через пять минут Модератор проходит по командам и предлагает обсудить что получилось, объединить повторяющиеся слова. Следующие 5 минут заполняем вторую часть листа "УСПЕХ"- пишем на листочка другого цвета " Что есть хорошего, примеры успешных практик и т.д) фиксируем в другой части листа, через пять минут Модератор проходит по командам и предлагает обсудить что получилось, объединить повторяющиеся слова.

- Упражнение "Изобретатель" Каждой команде выдается лист А3 и набор карточек Приложение №2. Команде необходимо создать проектную идею, которая решила бы одну или несколько проблем со стороны "Критика", с использованием карточек из Приложения №2.

- Каждая команда предлагает свои проектные идеи.

3. Обсуждаем что получилось, развиваем идеи

- Упражнение "Критика на будущее". Каждая команда презентует свои проектные идеи, а остальных участников Модератор делит на три группы, каждая группа заполняет один из вариантов цветных карточек:

  • Плюсы идеи
  • Минусы идеи
  • Я бы предложил….

При выступлении следующей команды, группы меняются вариантами

(Кто писал Плюсы, пишет Минусы и т.д.)

После выступления карточки наклеиваются на презентационный лист выступающей команды для дальнейшего обсуждения.

4. Блок Рефлексия

- Точечная рефлексия (на стену вывешивается лист (смайлики) и предлагается участникам оставить отметку)

  • Варианты: Смайлики (Скучный, Веселый, Равнодушный);
  • Лист с вариантами (Полезно, Известно, Пригодиться).

Необходимые материалы

  • Флипчарт, маркеры (желательно цветные).
  • Набор стикеров (квадратные листочки бумаги с клейкой основой) 3-х цветов.
  • Лист А4 - 10.
  • Лист А3 - по количеству предполагаемых групп не менее 4-х.

Карточки каждого типа распечатываются на разного цвета бумаги, Важно - карточки со словами должны быть "внедрены" в контекст идеи проекта.

Критика
Успех

Размер:

Как выглядит на Листе А4

карточки желтого цвета (действие )

карточки синего цвета (предметы)

карточки красного цвета

карточки зеленого цвета

карточки оранжевого цвета

Делегировать

маркер

Горький кофе

резина

езда на велосипеде

Кооперировать

диван

Пластиковый пакет

ткань

катание с горки

Гуглить

батут

Зловонный запах

фарфор

пение частушек

Монетизировать

термометр

Мягкий шелест

кирпич

лазание по деревьям

Играть

навигатор

Звонкий шепот

цемент

игра в настольные игры