Урок обществознания "Формы государства". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9

Ключевые слова: государство, Формы государства


Цели урока:

  • сформировать у учащихся системное знание о формах государства;
  • сформировать у учащихся умение самостоятельно строить учебно-исследовательскую деятельность.

Задачи урока:

  • организовать формулирование темы и целей деятельности самими учащимися через создание проблемной ситуации;
  • организовать учебно-исследовательскую по «производству» знаний о формах государства;
  • организовать обобщение и систематизацию нового знания в схемах ориентировки системного типа (ОТ и ОК);
  • организовать усвоение новых знаний через решение логических и практических задач;
  • организовать самоконтроль, самопроверку, самокоррекцию;
  • организовать рефлексию.

Этапы урока

1. Организационный момент

2. Мотивационный этап. Создание проблемной ситуации

Практическая задача: Охарактеризуй, к какой форме государства относилась Россия в начале XIX века.

Учащиеся самостоятельно называют тему и определяют цели урока.

Цель учащегося:

  • научиться: - характеризовать формы государства
  • усвоить знания о:
    • деятельности, как охарактеризовать формы государства, на примере России в начале 19 века,
    • формах государства.

3. Ориентировочный этап

Учебно-исследовательская деятельность. Изучение конкретно-предметного материала и оформление его в знаково-символической форме (опорная таблица или опорная карта). Работа идет в режиме учитель-ученик.

Учебно-исслед. деятельность 1

Определи структуру и содержание понятия «государство» и построй определение данного понятия.

Материал для исследования: учебник - пар.2, с.13-14, п. «Признаки государства», учебный словарь - с.202.

Новое знание обобщи в ОТ (знание) - 1.

[Режим работы: учитель ↔ ученики]

Государство - это организация политической власти, которая характеризуется:

  • суверенитетом,
  • законодательной властью,
  • публичной властью, налоговыми сборами.
  • единством территории,

Учебно-исслед. деятельность 2

Определи формы государства.

Для этого выполни исследовательские задания.

Материал для исследования: учебник - пар.2, с.14-16, п. «Формы государства».

Новое знание обобщи в ОТ (знание) - 1.

[Режим работы: учитель ↔ ученики]

Задание 1. Определи 3 формы государства и что они обозначают.

Задание 2. Определи, какими бывают государства по форме правления. Выдели их признаки.

Задание 3. Определи, какими бывают государства по форме территориально-государственного устройства. Выдели их признаки.

Задание 4. Определи, какими бывают государства по форме политического режима. Выдели их признаки

4. Планирующий этап

Для выполнения практических заданий каждому ученику необходимо спланировать конкретную деятельность: определить цель, предмет, средства, последовательность действий, результат. (ОК)

5. Этап совместной деятельности учителя и учащихся по формированию у них умений решать практические задачи по теме

Усвоение новых знаний в процессе решения практических задач. Задачи решаются совместно с учителем, затем самостоятельно, «слабые» учащиеся работают с учителем.

Логическая задача 1. Классифицируй понятие «формы правления государства»

[Режим работы: учитель↔ученики]

Логический прием - «классификация»

Логическая задача 2. Классифицируй понятие «монархия»

Логическая задача 3. Классифицируй понятие «республика»

Логическая задача 4. Систематизируй понятия

[Режим работы: учитель ↔ ученики;]

Монархия, федерация, форма территориального устройства, республика, авторитаризм, парламентская монархия, президентская республика, тоталитаризм, абсолютная монархия, авторитаризм, конфедерация, политический режим, парламентская республика, демократия, унитарное государство, форма правления.

Логический прием «систематизация»

Форма правления

монархия

абсолютная монархия

парламентская монархия

республика

президентская республика

парламентская республика

Форма территориального
устройства

унитарное государство

федерация

конфедерация

Форма политического
режима

демократия,

тоталитаризм

авторитаризм

Логическая задача 5. Сравни понятия «монархия» и «республика»

[Режим работы: учитель ↔ ученики;]

Логический прием «сравнение»

основание

монархия

республика

схожие

форма государства

формы правления

отличительные

1) выборы главы государства
2) срок пребывания у власти
3) ответственность правительства
4) в чьих руках сосредоточена высшая гос.власть

1) по наследству
2) бессрочно
3) перед монархом
4) в руках монарха

1) путем выборов
2) ограниченный срок пребывания
3) перед парламентом или президентом
4) в высших представительных органах власти

Вывод: монархия и республика

схожи по: форме государства;

различны по:

  • выборам главы государства,
  • сроку пребывания у власти,
  • ответственности правительства,
  • в чьих руках сосредоточена высшая гос.власть.

Учебно-исслед. деятельность 3

Определи структуру и содержание деятельности по решению практической задачи по обществознанию - охарактеризовать государство - и обобщи их в ОК (практ.задача).

ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА

Цель: охарактеризовать государство.

Предмет: формы государства.

Средства (дидактические): ОТ(знание)-1 «ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА»

Действия

Знания

1. Охарактеризовать государство по форме правления.

- монархия (абсолютная, парламентская)

- республика (президентская, парламентская, смешанная)

2. Охарактеризовать государство по форме территориально-государственного устройства.

- унитарное

- федерация

- конфедерация

3. Охарактеризовать государство по форме политического режима.

- демократическое

- авторитаризм, тоталитаризм

Практическая задача: Охарактеризуй, к какой форме государства относилась Россия в начале XIX века.

6. Контрольный этап

Учащимся предлагается выполнить тесты в формате ГИА для проверки сформированных умений и усвоенных знаний в целях урока.

Типовые задания для подготовки к итоговой аттестации

Часть А

А1. Форма правления, которой монарх «царствует, но не правит».

1) абсолютная монархия

2) ограниченная монархия

3) парламентская республика

4) президентская республика

А2. Что характеризует республиканскую форму правления?

1) высокий уровень правовой культуры

2) наличие конституции

3) сильная судебная власть

4) выборный характер высших органов власти

А3. Что не относится к политическим режимам?

1) тоталитаризм

2) демократия

3) бюрократия

4) авторитаризм

А4. Признаком демократии является:

1) патриархальный уклад жизни

2) разделение властей

3) декларирование прав и свобод граждан

4) устрашение политических противник

Часть В

В1. Что является признаком государства?

1) единство территории

2) налоговые сборы

3) искусство

4) религиозные верования

5) нравственность

6) законодательная деятельность

В2. Что характерно для унитарного государства?

1) действие в субъектах собственных законов

2) глава исполнительной власти в субъекте назначается президентом

3) местные органы власти подчиняются центральным

4) развитие массового производства

5) отсутствие конституции у субъектов

Часть С

С1. Перечисли формы правления. Приведи примеры государств с различными формами правления.

С2. Что такое политический режим? Каковы основные виды политических режимов?

С3. Приведи примеры форм государственно-территориального устройств.

7. Оценочный этап

Организация самоконтроля (по ключу), самооценки (на основе четких нормативных критериев отметки), самокоррекции допущенных ошибок. Каждый ученик находит свою ошибку по ОТ или ОК.

8. Рефлексия. Подведение итогов урока

Возвращение к целям урока учащихся, чему я научился, что я узнал. Уровень успешности каждого учащегося.

Домашнее задание: Охарактеризуй CША во 1-й половине XIX века.

Охарактеризуй Великобританию в 1-й половине XIX века.

(Используя ОТ-1, ОК)