Проект для детей старшей группы «Лук – наш лучший друг»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа, проектная деятельность в ДОУ


Информационная карта проекта

Название проекта

«Лук наш лучший друг»

2.

Цель проекта

Расширение знания детей о том, как создать грядку на оконном огороде и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогатить словарнй запас ребенка.

3.

Задачи проекта

1. Учить детей, как можно посадить лук на оконном огороде.
2. Учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях.
3. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
4. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой.
5. Провести опыты с луком.
6. Повторение правильного и бережного отношения к природе.
7. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда.
8. Активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь.
9. Развивать творчество, воображение.
10. Изготовление «Лепбука» «Лук наш лучший друг»

4.

Результаты внедрения проекта по образовательным областям:

- «Познание»
- «Физическая культура»
- «Речевое развитие»
- «Познавательное развитие»

9.

Сроки реализации проекта

Краткосрочный - 2 недели

10.

Участники проекта

Дети старшей группы, родители, воспитатели.

Посадили лук весёлый
Чтобы вырос он огромный
Ведь наш лук хорош везде
И в лекарстве и в еде.

Дошкольное детство - это начальный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы.

На пятом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений.

Проект разработан для детей старшего возраста. Работая над проектом, дети узнают о роли и значении лука в жизни людей, какие витамины и минеральные вещества содержатся в луке, убеждаются в том, что лук убивает болезнетворные микробы, знакомятся с видами и сортами лука, которые выращивают в нашей местности.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию.

Актуальность

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен? При проведении совместной деятельности - посадка лука, все дети проявили желание помочь, посадить самим. Возникла идея реализовать проект «Лук наш лучший друг», и предложить детям совместно с родителями посадить лук, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде.

Формы работы: Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление, срезка, употребление в пищу.

Вид проекта: проектно-исследовательский, творческий, коллективный.

Объект исследования: репчатый лук.

Предварительная работа: Знакомство с художественным произведением Дж. Родари «Чиполлино», чтение сказки "Три брата", стихотворений, пословиц и поговорок о луке, разгадывание загадок; рассматривание строение лука, иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Беседы о том, как выращивают овощи на огороде и дома, о свойствах лука. Проведение сюжетно-ролевой игры "Зеленый друг".

Планируемые результаты:

  • дети научатся сажать и ухаживать за луком, познакомятся с условиями его выращивания;
  • у детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с опилками, так и в стакане с водой;
  • дети узнают о пользе зелёного витамина.

Работа с родителями:

Задание родителям:

  • Для проведения проекта принести контейнеры, опилки, луковицы для посадки;
  • Предложить родителям изготовить совместно с детьми поделки из лука.
  • Консультации для родителей "Здоровье всему голова"

Результаты внедрения проекта по образовательным областям:

Образовательная область «Познание»:

  • Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • Cовершенствование умений видеть окружающую себя красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках.
  • Разучивание пословиц, загадок.
  • Чтение: Джанни Родари «Приключения Чиполино».

Образовательная область «Физическая культура».

  • Формирование представлений о ЗОЖ.

Образовательная область «Познавательное развитие».

  • Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе. Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.

1 ЭТАП - подготовительный

В группе детского сада мы сделали грядки на оконном огороде. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах, составили огородную игротеку.

2 ЭТАП - исследовательский

Дети наблюдали за ростом лука, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о луке: выучили поговорки, стихи, загадки, смотрели сказки. Рассматривали иллюстрации, картины с изображением лука. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Совместно с детьми, изготавливали лепбук «Лук наш лучший друг».

3 ЭТАП - заключительный

Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Оформили выставку рисунков - аппликаций, поделок «Лучок на грядке».

Провели дидактическиеигры «Что сажают в огороде?», «Подбери пару», «Опиши, я отгадаю», «Съедобное - несъедобное» «Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус».

Организационная деятельность

1. Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, рисунки - материал по данной теме.

2. Подобрать материал: контейнеры, луковицы разных сортов и оборудование для опытов и экспериментов детей.

Заключение

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково- исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека. У детей расширился кругозор и мыслительная деятельность. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим ЛУК.

Материально-технические ресурсы

  • компьютер;
  • проектор;
  • принтер (цветной);
  • фотоаппарат.

Информационные ресурсы

  • художественная литература для детей (Дж. Родари "Чиполино", сказка "Три брата", стихи и др.);
  • дидактический материал («Что сажают в огороде?», «Подбери пару», «Опиши, я отгадаю», «Съедобное-несъедобное», «Где растет?» и др)
  • наглядный материал (рассматривание иллюстраций, картины с изображением лука)

Финансовые ресурсы

Финансирование осуществляется:

  • использование стимулирующего фонда работников ДОУ (покупка семян, земли, леек)
  • использование благотворительной (родительской) помощи (приобретение стаканчиков)

Цель: Расширение знаний детей о луке, его значении в жизнедеятельности. Формирование умения высаживать лук.

Методы и приемы:

  • Игровой - использование сюрпризных моментов.
  • Наглядный (рассматривание луковицы, показ посадки лука, наблюдения).
  • Словесный (беседа, вопросы, ответы детей, художественное слово, объяснение).

Ход НОД

I. Мотивационный этап

Ребята, в гости к нам пришел зайчик Степашка.

Воспитатель: Здравствуй, заяц! Что с тобой? Видим мы, что ты больной.

Заяц: Я, ребята, захворал, потому что снег я ел.

Воспитатель: Ребята можно кушать снег или нет?

(Ответы детей - нет можно заболеть)

Заяц: Что же делать? Как тут быть?

Воспитатель: Надо заиньку лечить! Ребята давайте расскажем зайчику как надо лечить горло.

Дети: Надо горло полоскать, пить теплый чай с лимоном и теплое молоко с медом.

Воспитатель: Степашка, верно ребята говорят: молоко смягчит горло, а мёд убьёт микробы.

Заяц:

Всё запомнил! Поскачу,
Своё горло полечу:
Буду солью согревать,
Чаю с мёдом запивать.

Воспитатель: Степашка, а ещё тебе нужно обратиться к доктору Айболиту. Выздоравливай скорее!

Заяц: Спасибо большое за совет. До свидания, ребята.

Дети: До свидания, Степашка!

(Заяц уходит)

II. Содержательный этап

Воспитатель: Ребята, видите, что бывает, когда едят снег и сосульки. Можно заболеть. А болеть - это плохо! Чтобы быть здоровым - надо беречь, укреплять своё здоровье и больше гулять на свежем воздухе. Давайте вспомним, как нужно вести себя зимой на прогулке, чтобы не простудиться.

Дети:

- Дышать носиком.
Не кричать в морозную погоду.
Нельзя есть снег и сосульки.
Гулять в варежках и с шарфом.

Воспитатель: Чем вы любите заниматься зимой на прогулке?

Дети:

- Мы катаемся на санках, на лыжах.
Расчищаем дорожки от снега.
Играем в снежки.
Лепим снеговика.

Воспитатель: Я вам предлагаю слепить снеговика.

Массаж биологически активных точек «Снеговик».

(Для профилактики простудных заболеваний)

Раз рука, два рука (Вытягиваем руки вперёд),
Лепим мы снеговика (имитируем лепку снежков)
Три - четыре, три - четыре (Поглаживают ладонями шею).
Нарисуем рот пошире.
Пять - найдём морковь для носа (Кулачками растирают крылья носа).
Угольки найдём для глаз.
Шесть - наденем шляпу косо (Приставляют ладони ко лбу),
Пусть смеётся он у нас («козырьком» и растирают лоб).
Семь и восемь, семь и восемь -
Мы плясать его попросим (Поглаживают колени ладонями).

Воспитатель: ребята, к нам еще в гости пришел снеговик.

Снеговик:

Эй, ребята, все вставайте,
Для ног зарядку начинайте,
Ноги чтоб не уставали,
Чтоб зимой не замерзали.

Гимнастика для стоп.

переступания с ноги на ногу
ходьба на носках
ходьба на пятках
перекаты с пятки на носок
сводят и разводят носки ног.

Воспитатель: Спасибо, Снеговик, за науку. Теперь мы с ребятами знаем, как согреть ноги на прогулке. Снеговик, а ты знаешь, что такое витамины?

Снеговик: Нет, не знаю. А вы, ребята, знаете?

Воспитатель: Витамины - это полезные вещества, которые нужны нам, чтобы не болеть. Есть витамины, которые мамы вам покупают в аптеке (показ. пузырёк с витамином С). А ещё витаминов много в овощах и фруктах. Ребята, какие вы знаете овощи и фрукты?

(Ответы детей-помидоры, апельсины, огурцы)

Воспитатель: В сыром виде они содержат полезные для здоровья витамины.

Итак, что содержится в овощах и фруктах?

Дети: В них живут витамины.

Воспитатель: Наши повара из овощей и фруктов готовят вкусные и очень полезные для здоровья салаты и компоты. Давайте вспомним их названия.

(Дети перечисляют свои любимые салаты, компоты).

Воспитатель: Сегодня я приготовила для вас сюрприз. Посмотрите - это самые лучшие живые витамины. (Показываю несколько луковиц).

Дети: Это лук.

Воспитатель: Лук - очень полезный овощ. Как бабушка с дедушкой говорили: «Лук от семи недуг».

(Предлагаю детям взять луковицы в руки для обследования.)

  • Какой формы луковица?
  • На что она похожа?
  • Какая на ощупь?
  • Какого цвета?

Это у луковицы верх (показываю, а это - низ или донце (показываю))

Из луковицы можно вырастить зелёный лук, очень полезный для всех (показываю проросшую луковицу).

Посмотрите на это растение - это проросшая луковица. Это какая луковица?

Дети: Проросшая луковица.

Воспитатель: Что за волокна видны в банке?

Дети: Это корни луковицы.

Воспитатель: А это перья зелёного лука. Зелёный лук едят, в нём много витаминов. А для чего нам нужны витамины? (Ответы детей)

Воспитатель: Настя, чем полезен зелёный лук?

Дима: В нём живут витамины.

Воспитатель: Артём, без чего не вырастит зелёный лук?

Артём: Без воды.

Воспитатель: А сейчас мы будем рисовать лук.

Сначала я нарисую круг желтого цвета, а затем перышки зеленого цвета.

Дети приступают к рисованию лука.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какая луковая грядка у нас получилась.

III. Рефлексионный этап

Воспитатель: Вот и закончилось, ребята, наше занятие. Что вам больше всего понравилось на занятии. Кто к нам сегодня приходил в гости? Что больше всего понравилось на занятии?

А теперь, оцените свою работу. Если вам было интересно на занятии и у вас хорошее настроение, то поднимите «солнышко». Если у вас не всё получалось, то «тучку».

Помните! Болеть - это плохо!

Чтобы быть здоровыми, надо кушать овощи, фрукты, по утрам делать зарядку, проветривать комнату и делать влажную уборку.