Театральная педагогика как средство развития коммуникативных навыков на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, театральная педагогика


В настоящее время английский язык входит в число обязательных предметов, изучаемых в начальной школе. Это очень важный этап в обучении детей, т.к. именно в начальных классах закладываются базовые знания языка, навыки его применения и, конечно, желание его дальнейшего изучения. Начало обучения английскому языку со 2 класса оправдано с точки зрения возрастной психологии. Ведь именно в возрасте 8-10 лет огромную роль играет долговременная память.

Современные образовательные технологии чаще всего ориентированы на уровни основного общего образования, среднего общего образования, упуская проблемы начальной школы, а ведь именно на уровне начального общего образования возникают сложности, предопределяющие последующие трудности в воспитании и обучении учеников.

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого.

Метапредметность означает, что учащийся не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные учащимися на базе учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательной деятельности, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению - это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все, что ребенок учит, надолго запоминается, если то, что он изучает, отвечает его интересам.

В начальной школе ребенок еще продолжает играть, а игра, как известно, создает прекрасные естественные условия для овладения языком.

Основной целью обучения английскому языку в школе является развитие коммуникативной компетенции школьников, другими словами обучение использованию английского языка как средства общения. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, очень сложно. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Обучение иностранному языку способствует развитию детей, однако, чтобы более эффективно осуществлять развитие учащихся в ходе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку, необходимо, как указывают психологи и педагоги, включать учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, интеллектуальную, эмоциональную, двигательную и мотивационную сферы. Поиски педагогов-практиков и теоретиков (А.В.Брушлинский, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин), занимающихся теорией проблемного обучения, привели к пониманию необходимости применения театральной педагогики, которая охватывает основные аспекты продуктивного взаимодействия и творческого процесса. На помощь учителю, в формировании положительной мотивации обучаемых, приходят разработанные и апробированные приемы и методы театральной педагогики. Применение средств театральной педагогики на занятиях по иностранному языку является актуальным и необходимым, так как способствует реализации следующих целей:

  • формирование навыков общения на иностранном языке;
  • воспитание творческого отношения к изучению иностранного языка;
  • формирование умения пользоваться иностранным языком для достижения своих целей (выражения мыслей, чувств, эмоций, намерений) в ситуациях, приближенных к ситуациям реального общения на иностранном языке, а также в искусственно созданных ситуациях.

Театральные инсценировки на уроке - сильнейший мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода.

Особый интерес у младших школьников вызывает игра " театр". В основу этой работы положены принципы:

а) никакой подготовительной работы (сценарий, костюмы);

б) инсценировка происходит прямо на уроке в течение 5-10 минут;

в) материалом для инсценировки являются только известные всем учащимся сказки или их фрагменты, сцены из жизни.

Театральная педагогика очень хорошо работает не только во внеклассной работе, но и на уроке. Главная идея - перенести принципы взаимоотношений режиссера и актеров в учебные взаимоотношения учителя и учащихся. Учитель как режиссер дает возможность учащимся выразить себя и корректирует их действия через постановку коммуникативной задачи. Такая работа не обязательно предполагает театральные приемы, маски, роли и прочее.

Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, а я работаю в основном с детьми начального общего образования, я остановилась на использовании определенных приемов и технологий. А именно: выразительное чтение, инсценировка, этюд, ролевая игра.

Одной из разновидностей игры в театральной педагогике является этюд.

К составным частям этюда относятся: цель, событие, действие, импровизационное самочувствие.

Цель этюда, то, какого результата хочет добиться учитель от учеников.

Событие - то, что должно произойти в умах и сердцах учеников в процессе проживания предложенной учителем ситуации.

Действие - то, какие поступки предпринимает учитель для достижения цели.

Импровизационное самочувствие - включение новых и случайно возникших обстоятельств.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

- потребность сотрудничества;
- бесконфликтное поведение, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- этические чувства, эстетические потребности;
- проявление индивидуальных творческих способностей
- развитие внимания, наблюдательности, умения фантазировать

- понимать характеры героев и отождествлять себя с ними;
- понимать эстетические ценности и строить эстетические критерии;
- нравственно-этического оценивание действий персонажей;
- умение понимать контекстную речь
- умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации,
- умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий, строить план с выделением существенной информации

Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу;
- адекватно воспринимать предложения и оценку со стороны взрослых и сверстников;
- анализировать причины успеха/неуспеха
Познавательные УУД:
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД: умение включаться в диалог;
-проявлять инициативу и активность;
- работать в группе, учитывать мнения партнёров;
- предлагать помощь и сотрудничество, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию

Система обучения английскому языку с применением театральной педагогики