Цель: создать психологически непринужденную атмосферу для комфортного общения детей и взрослого. Снятие эмоционального напряжения и гармонизации отношений между детьми.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать умение контролировать импульсивные действия.
- Способствовать развитию самопознания, выражение своих чувств.
- Развивать умение отслеживать свое эмоциональное состояние, настроение.
- Развивать восприимчивость, симпатию к сверстникам.
- Развивать эмоциональное ощущение музыки, творческого воображения и умение рассказывать о своих чувствах.
Обучающие:
- Научить детей эмоционально чувствовать музыку и уметь рассказывать о своих чувствах.
- Учить действовать по правилам, управлять своим телом, выполнять инструкции.
Воспитывающие:
- Формировать уверенность, умение придти на помощь тем, кто в ней нуждается.
- Познакомить и научить соблюдать правила общения со сверстниками и взрослыми.
- Материалы: магнитная доска, магниты (по количеству детей), магнитофон, музыкальная композиция - П.И.Чайковского - Адажио из балета «Щелкунчик», цветные ладошки (из цветного картона), разноцветные лепестки - 8 цветов (количество лепестков каждого цвета по количеству детей), тарелочка, разноцветная крупа.
Ход занятия
1. Приветствие
Цель: создание благоприятной атмосферы.
Дети становятся в круг, держатся за руки.
Педагог-психолог:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!
(стихотворение сопровождается действиями).
Ребята, а сейчас мы с вами передадим улыбку по кругу, я возьму ее в ладошки, передам … (Алешке). (Психолог передает улыбку в ладошки рядом стоящему ребенку, в свою очередь он передает своему соседу и так до тех пор, пока улыбка не вернется к педагогу).
Ребята, посмотрите, сегодня на наше занятие, я принесла горсточку добра (педагог высыпает горсточку разноцветной крупы на тарелочку), но посмотрите ребята, как же здесь мало добра. И сегодня перед нами стоит важная задача, нам нужно выполнять правильно все упражнения, быть добрыми и отзывчивыми друг к другу и тогда добра в нашей группе станет гораздо больше. (После выполнения каждого упражнения добро в тарелочке прибавляется, незаметно для детей).
2. Упражнение «Мое настроение»
Цель: активизировать детей к проявлению внутренней психологической активности, научить отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
Педагог: - Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите - у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик - цветок настроений. Каждый лепесток - разное настроение:
- красный - бодрое, активное настроение - хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
- желтый - веселое настроение - хочется радоваться всему;
- зеленый - общительное настроение - хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
- синий - спокойное настроение - хочется спокойно поиграть, послушать интересную книгу, посмотреть в окно;
- малиновый - мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
- серый - скучное настроение - не знаю чем заняться;
- коричневый - сердитое настроение - я злюсь, я обижен;
- черный - грустное настроение - мне грустно, я расстроен.
3. Упражнение «Какого цвета мое настроение»
Цель: способствовать развитию самопознания, выражение своих чувств.
Дети подходят к столу, где находятся разноцветные лепестки, говорят на что похоже их настроение, выбирают лепесток и составляют цветок настроения (на магнитной доске).
4. Беседа «Правила радостного общения»
Цель: развитие восприимчивости, симпатии к сверстникам.
Педагог: ребята, скажите, а вы придерживаетесь правил, когда общаетесь друг с другом?
Дети вспоминают правила общения между собой.
- Не перебивать;
- Никого не обижать;
- Всем помогать;
- Улыбаться, быть вежливым;
- Говорить друг другу комплименты;
- Если сделал, что-то плохое обязательно извиниться;
- Мириться.
5. Игра «Интервью»
Цель: развивать осознание собственного эмоционального состояния, умение выражать свои мысли.
- «Когда бывает весело, радостно…»
- «Когда бывает грустно…»
6. Игра «Зеркало»
Цель: развивать скорость реакции, умение соблюдать правила игры.
Дети стоят лицом к педагогу (ведущему), под музыку дети повторяют движения, которое показывает ведущий. Дети по очереди выполняют роль ведущего.
7. Упражнение «Цветные ладошки»
Цель: развитие наблюдательности, волевой регуляции, умение действовать по правилам.
Дети стоят лицом к ведущему. Когда педагог поднимает красную ладонь - можно бегать, прыгать, кричать; Желтую ладошку - можно тихо передвигаться и шептать; Синяя ладошка - дети должны замереть на месте и не двигаться.
8. Упражнение «Спаси птенца»
Цель: формировать уверенность, умение придти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Дети проходят на ковер, садятся в круг, представляют, что у них в ладонях маленький птенец, он выпал из гнезда и ему очень холодно. Педагог предлагает согреть птенца своим дыханием, поделиться своей любовью и теплом. Затем когда птенец согревается, его выпускают на свободу. Дети разжимают ладони, поднимая руки вверх) и видят, как птенец радостно взлетает.
Педагог-психолог: ребята, посмотрите сколько уже добра в тарелочке, значит? мы все делаем правильно.
9. Музыкотерапия
Цель: развивать эмоциональное ощущение музыки, творческого воображения и умение рассказывать о своих чувствах.
Дети слушают музыкальный фрагмент (П.И.Чайковского - Адажио из балета «Щелкунчик»), после чего все желающие делятся своими впечатлениями о услышанной музыки.
10. Упражнение «И я …»
Цель: расширять представление детей о мире человеческих чувств. Развивать умение и желание дарить тепло друзьям и любовь родным людям.
Педагог-психолог предлагает ребятам закончить предложения:
- «Приближается мамин праздник и я ….»
- «Бабушка заболела и я …»
- «Маленький братик не может уснуть и я …»
- «Упала сестренка и я …»
- «У меня есть конфеты и я …»
- «Папа ремонтирует стул и я …»
- «Дедушка читает газету и я …»
- «Мой друг сегодня грустный и я …»
11. Релаксация «Искорка доброты»
Цель: обучение детей приемам саморасслабления.
Психолог предлагает детям присесть на ковер, закрыть глаза, представить что от дыхания в их ладонях появляется маленькая, теплая и ласковая искорка доброты, которая согревает их.
Психолог предлагает раскрыть ладошки и дунуть «искорку доброты» всем присутствующим людям, поделиться добром, а затем открыть глаза и улыбнуться.
12. Прощание
Педагог по очереди называет по имени детей, сидящих в кругу, ребята хлопают в ладоши и по слогам повторяют имя (сколько слогов, столько и хлопков).
Педагог-психолог показывает детям тарелочку полную «добра».
- Посмотрите, ребята, какие вы молодцы! Вы были добрыми, отзывчивыми, помогали окружающим. Как известно всем, когда делишься добротой ее становится еще больше. Желаю вам и дальше оставаться такими же добрыми и хорошими детьми. Спасибо за занятие. До скорой встречи!