Конспект коррекционно-развивающего занятия с гиперактивными детьми "Горсточка добра"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: гиперактивные дети


Цель: создать психологически непринужденную атмосферу для комфортного общения детей и взрослого. Снятие эмоционального напряжения и гармонизации отношений между детьми.

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать умение контролировать импульсивные действия.
  • Способствовать развитию самопознания, выражение своих чувств.
  • Развивать умение отслеживать свое эмоциональное состояние, настроение.
  • Развивать восприимчивость, симпатию к сверстникам.
  • Развивать эмоциональное ощущение музыки, творческого воображения и умение рассказывать о своих чувствах.

Обучающие:

  • Научить детей эмоционально чувствовать музыку и уметь рассказывать о своих чувствах.
  • Учить действовать по правилам, управлять своим телом, выполнять инструкции.

Воспитывающие:

  • Формировать уверенность, умение придти на помощь тем, кто в ней нуждается.
  • Познакомить и научить соблюдать правила общения со сверстниками и взрослыми.
  • Материалы: магнитная доска, магниты (по количеству детей), магнитофон, музыкальная композиция - П.И.Чайковского - Адажио из балета «Щелкунчик», цветные ладошки (из цветного картона), разноцветные лепестки - 8 цветов (количество лепестков каждого цвета по количеству детей), тарелочка, разноцветная крупа.

Ход занятия

1. Приветствие

Цель: создание благоприятной атмосферы.

Дети становятся в круг, держатся за руки.

Педагог-психолог:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!

(стихотворение сопровождается действиями).

Ребята, а сейчас мы с вами передадим улыбку по кругу, я возьму ее в ладошки, передам … (Алешке). (Психолог передает улыбку в ладошки рядом стоящему ребенку, в свою очередь он передает своему соседу и так до тех пор, пока улыбка не вернется к педагогу).

Ребята, посмотрите, сегодня на наше занятие, я принесла горсточку добра (педагог высыпает горсточку разноцветной крупы на тарелочку), но посмотрите ребята, как же здесь мало добра. И сегодня перед нами стоит важная задача, нам нужно выполнять правильно все упражнения, быть добрыми и отзывчивыми друг к другу и тогда добра в нашей группе станет гораздо больше. (После выполнения каждого упражнения добро в тарелочке прибавляется, незаметно для детей).

2. Упражнение «Мое настроение»

Цель: активизировать детей к проявлению внутренней психологической активности, научить отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

Педагог: - Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите - у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик - цветок настроений. Каждый лепесток - разное настроение:

  • красный - бодрое, активное настроение - хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
  • желтый - веселое настроение - хочется радоваться всему;
  • зеленый - общительное настроение - хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
  • синий - спокойное настроение - хочется спокойно поиграть, послушать интересную книгу, посмотреть в окно;
  • малиновый - мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
  • серый - скучное настроение - не знаю чем заняться;
  • коричневый - сердитое настроение - я злюсь, я обижен;
  • черный - грустное настроение - мне грустно, я расстроен.

3. Упражнение «Какого цвета мое настроение»

Цель: способствовать развитию самопознания, выражение своих чувств.

Дети подходят к столу, где находятся разноцветные лепестки, говорят на что похоже их настроение, выбирают лепесток и составляют цветок настроения (на магнитной доске).

4. Беседа «Правила радостного общения»

Цель: развитие восприимчивости, симпатии к сверстникам.

Педагог: ребята, скажите, а вы придерживаетесь правил, когда общаетесь друг с другом?

Дети вспоминают правила общения между собой.

- Не перебивать;

- Никого не обижать;

- Всем помогать;

- Улыбаться, быть вежливым;

- Говорить друг другу комплименты;

- Если сделал, что-то плохое обязательно извиниться;

- Мириться.

5. Игра «Интервью»

Цель: развивать осознание собственного эмоционального состояния, умение выражать свои мысли.

  • «Когда бывает весело, радостно…»
  • «Когда бывает грустно…»

6. Игра «Зеркало»

Цель: развивать скорость реакции, умение соблюдать правила игры.

Дети стоят лицом к педагогу (ведущему), под музыку дети повторяют движения, которое показывает ведущий. Дети по очереди выполняют роль ведущего.

7. Упражнение «Цветные ладошки»

Цель: развитие наблюдательности, волевой регуляции, умение действовать по правилам.

Дети стоят лицом к ведущему. Когда педагог поднимает красную ладонь - можно бегать, прыгать, кричать; Желтую ладошку - можно тихо передвигаться и шептать; Синяя ладошка - дети должны замереть на месте и не двигаться.

8. Упражнение «Спаси птенца»

Цель: формировать уверенность, умение придти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Дети проходят на ковер, садятся в круг, представляют, что у них в ладонях маленький птенец, он выпал из гнезда и ему очень холодно. Педагог предлагает согреть птенца своим дыханием, поделиться своей любовью и теплом. Затем когда птенец согревается, его выпускают на свободу. Дети разжимают ладони, поднимая руки вверх) и видят, как птенец радостно взлетает.

Педагог-психолог: ребята, посмотрите сколько уже добра в тарелочке, значит? мы все делаем правильно.

9. Музыкотерапия

Цель: развивать эмоциональное ощущение музыки, творческого воображения и умение рассказывать о своих чувствах.

Дети слушают музыкальный фрагмент (П.И.Чайковского - Адажио из балета «Щелкунчик»), после чего все желающие делятся своими впечатлениями о услышанной музыки.

10. Упражнение «И я …»

Цель: расширять представление детей о мире человеческих чувств. Развивать умение и желание дарить тепло друзьям и любовь родным людям.

Педагог-психолог предлагает ребятам закончить предложения:

- «Приближается мамин праздник и я ….»

- «Бабушка заболела и я …»

- «Маленький братик не может уснуть и я …»

- «Упала сестренка и я …»

- «У меня есть конфеты и я …»

- «Папа ремонтирует стул и я …»

- «Дедушка читает газету и я …»

- «Мой друг сегодня грустный и я …»

11. Релаксация «Искорка доброты»

Цель: обучение детей приемам саморасслабления.

Психолог предлагает детям присесть на ковер, закрыть глаза, представить что от дыхания в их ладонях появляется маленькая, теплая и ласковая искорка доброты, которая согревает их.

Психолог предлагает раскрыть ладошки и дунуть «искорку доброты» всем присутствующим людям, поделиться добром, а затем открыть глаза и улыбнуться.

12. Прощание

Педагог по очереди называет по имени детей, сидящих в кругу, ребята хлопают в ладоши и по слогам повторяют имя (сколько слогов, столько и хлопков).

Педагог-психолог показывает детям тарелочку полную «добра».

- Посмотрите, ребята, какие вы молодцы! Вы были добрыми, отзывчивыми, помогали окружающим. Как известно всем, когда делишься добротой ее становится еще больше. Желаю вам и дальше оставаться такими же добрыми и хорошими детьми. Спасибо за занятие. До скорой встречи!