Открытый обобщающий урок по теме "Имя прилагательное". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: Имя прилагательное


Актуализация темы урока

Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок мы начинаем со стихотворения.

Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!

О какой части речи идет речь?

Правильно, это имя прилагательное. Сегодня у нас будет обобщающий урок, и мы с вами отправимся на прогулку по стране «Имя прилагательное».
Перед этим давайте вспомним, что такое имя прилагательное и какими признаками обладает. Для этого я буду задавать вам вопросы, вы будете на них отвечать.

Составление кластера

Вопросы ученикам (Толстые и тонкие вопросы):

1. Дайте определение имени прилагательных.

2. Назовите разряды имен прилагательных.

3. Какие признаки есть только у качественных прилагательных?

4. Как изменяются имена прилагательные?

5. Какова синтаксическая роль прилагательных?

Мы с вами написали основные признаки имен прилагательных.

Теперь мы отправляемся на прогулку по стране «Имя прилагательное» и наша первая остановка - это разряды имен прилагательных.

1. Разряды имен прилагательных

Выполним упражнение «Третий лишний», смотрим на экран. Вам даны три прилагательных, из них вы должны убрать одно лишнее прилагательное другого разряда.

1. Темная туча, деревянная ложка, вчерашний хлеб

2. Карандаш - тонкий, маленький, деревянный

3. Дом - деревянный, каменный, родительский

4. Цветок - красивый, красный, бумажный

Определите разряд имен прилагательных:

1. Оловянный солдатик - оловянные глаза

2. Свинцовая пуля - свинцовые тучи

3. Деревянный голос - деревянная игрушка

4. волчья пасть - волчья шуба - волчий аппетит

5. Железная воля - железные трубы

Работа в группах.

Задание: за одну минуту записать как можно больше прилагательных.

1 группа: относительные прилагательные

2 группа: качественные прилагательные

Ребята, теперь, пожалуйста, попробуйте доказать, что прилагательные, которые вы написали, являются относительными/качественными.

2. НЕ с прилагательными

  1. 1-й вариант выписывает словосочетания, в которых -Не- с прилагательными пишется слитно;
  2. 2-й вариант, в которых -НЕ с прилагательными пишется раздельно;

(Не)добрый, а злой, (не)ряшливый вид, (не)отложные дела, (не)легкий путь, (не)вежлив, а груб, вовсе (не)интересная книга.

Физминутка

Все встали. Послушайте задание. Я вам называю словосочетания, а вы, если слышите:

кач. прил-е, тянем обе руки вверх

относительное - разминаем кисти рук,

притяжательное - выполняете движения головой вверх- вниз.)

Задание понятно? Тогда выполняем.

Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, холодный ветер, январский мороз, птичье пение, железные ворота, темный переулок, бабушкин сундук

Тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах - дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

В (какой?) __________зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах - дышишь и не надышишься. (Какие?) ________, _________ лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками (какими?)________ белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками (какого?)_______ снега покрыты темно-зеленые ветви (каких?) _______ и _______ елей.

Идешь по зимнему (какому?)________ лесу и не налюбуешься. Высокие, (какие?)________ спят сосны. Синеватые тени их (каких?)_________ стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

(Какой?)_________ жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся (какие?)________ беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

Вывод.

Для чего в речи служат нам имена прилагательные?

Рефлексия. Синквейн

Имя прилагательное
Уникальное, четкое
Описывает, усиливает, указывает
Придает речи выразительность
Признак

Имя прилагательное
Благозвучное, осмысленное
Дополняет, уточняет, поясняет
Характеризует человека и предмет
Часть

Презентация

Технологическая карта урока