Урок-исследование «Основы инфографики – шаг в будущую профессию»

Разделы: Информатика, Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: профессии, инфографика, PowerPoint, графическийдизайнер


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (44 МБ)


Цели урока:

  • образовательные:
    • расширить представления о понятии «инфографика»;
    • показать связь инфографики с разными профессиями;
  • развивающие:
    • способствовать развитию умения осуществлять поиск и выделение необходимой информации для создания инфографики;
    • связывать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
  • воспитательные: продолжить воспитание информационной культуры учащихся, внимательности.

Место урока. Урок можно использовать на уроках «Информатики» и «Технологии» как самостоятельный элемент урока, так и для проведения бинарных уроков.

Основные термины и понятия: инфографика, графический дизайн.

Межпредметные связи: технология.

Наглядность:

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: интерактивная доска, мобильный компьютерный класс.

Литература

  1. Бидайбеков Е.Ы., Бекежанова А.А. Возможности использования инфографики в учебном процессе. Журнал «Информатика в школе», № 6 (149) август 2019, с.62.
  2. Бычкова Д.Д. Методические рекомендации по созданию инфографики на внеурочных занятиях по информатике с помощью специальных компьютерных программ, № 9 (152) ноябрь 2019, с.23.

План урока

  1. Организационный момент. Актуализация знаний (2 мин.)
  2. Систематизация знаний (2 мин.)
  3. Работа с видеофрагментом «Инфографика об инфографике» (3 мин.)
  4. Проверка понимания (2 мин.)
  5. Групповая работа «Как отличить хорошую инфографику» (5 мин.)
  6. Изучение нового материала «Инструменты для создания инфографики» (2 мин.)
  7. Повторение. Интерактивное приложение «Средства PowerPoint для создания инфографики» (2 мин.)
  8. Объяснение нового материала. Создание иконки для инфографики (5 мин.)
  9. Выполнение практической работы «Создание инфографики» (10 мин.)
  10. Обсуждение результатов практической работы (7 мин.)
  11. Выполнение задания в формате PIZA «Профессия специалиста по инфографике» (3 мин.)
  12. Подведение итогов. Постановка домашнего задания (2 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Актуализация знаний

Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня в связи с развитием информационных технологий человек должен уметь быстро ориентироваться в потоке информации. На ваш взгляд, какими навыками работы с информацией должен обладать современный человек?

Возможные ответы: уметь находить источники информации, анализировать информацию, представлять большие массивы данных максимально кратко, оценивать и эффективно использовать.

Учитель. Посмотрите на экран. Как вы считаете, а важен способ представления информации?

Возможный ответ. Представление информации в виде таблицы, текста и списка стало неэффективным, так как очень сложно запомнить огромное количество информации, представленной в традиционной форме.

Учитель. Действительно, способ представления информации оказывает влияние на степень ее восприятия и усвоения, а визуализация позволяет быстро и эффективно преподнести информацию. Посмотрите на второй слайд, а как называется данный способ представления информации?

Ответ. Инфографика.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с понятием "инфографика". Наш урок называется "Основы инфографики - шаг в будущую профессию ".

2. Систематизация знаний

Учитель. В 1912 году Санкт-Петербургским издательством «Вестник знания» была выпущена книга Николая Александровича Рубакина «Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы», которая содержала различный статистический материал о Российской Империи. На слайде мы видим фотографию русского библиографа и книговеда Рубакина Н.А. и обложку его книги. Особого внимания заслуживают иллюстрации, которые наглядно демонстрировали разные статистические показатели. Посмотрите на иллюстрации и дайте им названия.

Ответы

1. Сравнительная численность населения в разных государствах.

2. Сравнительная численность народов, населяющих Россию.

3. Профессиональный состав российского населения.

Учитель. Можно ли эти иллюстрациями назвать инфографикой? Обоснуйте ответ.

Ответ. Да.

Учитель. Считается, что инфографика, как направление в дизайне, зародилась в 1982 году. Некоторые специалисты связывают ее рождение с появлением диаграмм, а другие - с логотипов.

Познакомимся с современной инфографикой.

3. Работа с видеофрагментом "Инфографика об инфографике"

Учитель. Посмотрите видеофрагмент "Инфографика об инфографике" и ответьте на вопросы.

1. Где можно использовать инфографику?

Ответ. Можно размещать на баннерах, плакатах, рекламе.

2. Почему использовать инфографику рационально?

Ответ. Воспринимают визуализацию информации легче 80% людей; инфографика вызывает эмоции, которые передаются ярче.

3. В чем отличие инфографики от других видов визуализации информации?

Ответ. Процесс визуализации заключается в преобразовании мыслительных содержаний в наглядный образ.

4. Какое определение можно дать понятию "инфографика"?

Ответ. Инфографика - это визуализация данных графическим способом.

Учитель. Запишем определение. Инфографика - это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. По словам Хайме Серра, одного из самых влиятельных дизайнеров инфографики в мире: "Инфографика - это форма общения, использующая визуальный и письменный язык. Оба языка дополняют друг друга, являются частью целого и поэтому не могут быть поняты в отдельности".

4. Проверка понимания

Учитель. Выполните тестовое задание и найдите соответствие между типом инфографики и определением.

Ответ на тестовое задание "Типы инфографики".

1. Аналитическая инфографика. С её помощью представляют статистические данные. Отличается обилием цифр, диаграмм, графиков и так далее.

2. Новостная инфографика. Наглядно рассказывает про свежие события, отражает хронологию и важные этапы происходящего.

3. Конструкционная инфографика. Демонстрирует устройство и составные части какого-либо объекта или механизм явления, иногда - хронологию и причины исторического события.

4. Рекламная инфографика. Создаётся компаниями для продвижения своего продукта. Яркая картинка с описанием достоинств товара и выгод от покупки. Может привлечь клиентов, если сделана хорошо - то есть сочетает грамотный маркетинг и удачный дизайн.

5. Сравнительная инфографика. Позволяет сравнить характеристики различных объектов. Если нужно, её можно дополнить более подробным анализом.

Учитель. Интересно, что по способу отображения инфографика бывает:

  • статичная - без элементов анимации;
  • динамическая - с анимированными элементами.

5. Групповая работа «Как отличить хорошую инфографику»

Учитель. Разделимся на подгруппы по 2-3 человека. Каждая подгруппа получает изображения инфографики. Ваше задание - сравните изображения и сформулируйте признак хорошей инфографики.

Задание для групповой работы <Приложение 1>

Возможные ответы.

Вариант 1. Хорошая инфографика рассказывает просто о сложном. Причем так, что любой текст с задачей бы не справился. Или это был бы долгий и нудный текст.

Вариант 2. Хорошая инфографика балансирует между информацией и графикой. Если картинка детализирована до последнего штришка - она должна нести много информации. Если информации мало - достаточно простой визуализации.

Вариант 3. Хорошая инфографика легко воспринимается. Даже при беглом осмотре понятен как общий смысл, так и значение мелких элементов.

Вариант 4. В хорошей инфографике нет дизайна ради дизайна. Одна из ошибок неопытных дизайнеров инфографики - бездумное использование свободного пространства. Они заполняют его ненужными украшательствами, что недопустимо.

Учитель. Посмотрите на свои примеры инфографики. Как вы думаете, должен ли сохраняться смысл инфографики, если просто убрать весь текст.

Ответ. Да.

Учитель. Еще один признак хорошей инфографики - она живет и без текстов.

6. Изучение нового материала «Инструменты для создания инфографики»

Учитель. Познакомимся с инструментами для создания инфографики:

  • средствами MS Office и других офисных пакетов;
  • оn-line сервисы для создания инфографики.

Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы.

1. Пиктограммы каких офисных программ изображены на рисунке?

Ответ. Слово, Точка Силы, Издатель.

2. Какие возможности этих программ могут понадобиться для создания инфографики?

Ответ. Вставка рисунка/фигуры, изменение размеров объекта, заливки, контуров и др.

Учитель. Существуют специальные сервисы для создания инфографики, например, Canva, Easel.ly, Piktochart.com. Но не все из них русскоязычные. Чтобы начать создавать инфографику в сервисе, сначала нужно пройти регистрацию.

Учитель. Как вы считаете, а есть критерии хорошей и плохой инфографики?

Ответ. Да.

7. Повторение. Интерактивное приложение «Средства PowerPoint для создания инфографики»

Учитель. Выполните интерактивное приложение "Средства PowerPoint для создания инфографики", для этого перенесите элементы окна программы PowerPoint в соответствующую командную вкладку.

Ответ:

  • главная: выделить, шрифт, направление текста;
  • вставка: рисунок, иллюстрация, надпись, символ;
  • формат: упорядочение, размер, стиль фигур.

8. Объяснение нового материала. Создание иконки для инфографики

Учитель. На экране представлены виды иконок для инфографики: полые/сплошные, цветные/монохромные, тематические. Такие иконки можно создать средствами PowerPoint.

9. Выполнение практической работы «Создание инфографики»

Учитель. Выполните практическую работу «Создание инфографики».

Задание. Создайте инфографику на тему "Профессиональный портрет специалиста по инфографике".

План выполнения работы.

1. Подберите интересные факты и статистику о специалисте по инфографике.

2. Придумайте идею оформления для предоставления информации с помощью диаграмм, схем, рисунков, карт с пояснениями.

3. Сделайте эскиз на бумаге.

4. Откройте программу PowerPoint.

5. При создании используйте единый стиль, простые шрифты, не более 2-3 цветов, иконки и/или картинки. Не размещайте много информации в одной инфографике.

6. Укажите информацию об авторе.

Задание для практической работы <Приложение 2>

10. Обсуждение результатов практической работы

Учитель. Познакомимся с вашими идеями по созданию профессионального портрета специалиста по инфографике.

Беседа с обучающимися. Обсуждаются критерии качественного оформления:

  • наличие признаков хорошей инфографики: рассказывает просто о сложном, балансирует между информацией и графикой, легко воспринимается, нет дизайна ради дизайна, смысл сохраняется, если убрать текст.
  • наличие единого стиля оформления, простые шрифты, не более 2-3 цветов, иконки или картинки.

Учитель. Обратите внимание, что на слайде представлена работа "Из чего состоит info-дизайнер". Ее автор Найджел Холмс - британско-американский графический дизайнер, автор и теоретик, специализирующийся на информационной графике и информационном дизайне. Что нового Вы узнали о специалисте по инфографике из этой инфографики?

Возможные ответы. Чувство юмора, хороший стул для работы.

Беседа с обучающимися. Обсуждаются качества специалиста по инфографики:

  • профессиональные: знание основ дизайна: основы живописи и рисунка, колористики; умения работать в растровых и векторных графических редакторов, знание основ маркетинга и др;
  • личные: профессиональная коммуникация, Зрительная память, уметь работать с большим массивом информации и др.

11. Выполнение задания в формате PIZA «Профессия специалиста по инфографике»

Учитель. Так как же называется профессия специалиста по инфографике? Изучите информацию на сайтах:

  • Британская высшая школа дизайна;
  • Навигатор поступления.

Выполните тестовое задание "Профессия специалиста по инфографике".

Ответ. Графический дизайнер.

Учитель. Действительно, в "Справочнике профессий" нет профессии "Специалист по инфографики". Графический дизайнер - это профессия, которая может быть связана с данным направлением.

Учитель. Интересно, что образование со специализацией «Инфографика» можно получить в МГУ на факультете журналистики - http://www.journ.msu.ru/about/departments/14/654/?sphrase_id=183124.

Московские Вузы и колледжи проводят подготовку специалистов по направлению «Графический дизайн»:

  • Школа дизайна НИУ ВШЭ - https://design.hse.ru/edu-infography;
  • Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова -http://surikov-vuz.com/;
  • Институт бизнеса и дизайна - https://obe.ru/about/;
  • Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 - https://26kadr.mskobr.ru/special_nosti_i_professii/dizajn_po_otraslyam;
  • Школа анализа данных «Яндекса» - https://yandexdataschool.ru/;
  • Британская высшая школа дизайна - https://britishdesign.ru/;
  • Центр компьютерного обучения «Специалист» МГТУ им. Н.Э.Баумана - https://www.ucheba.ru/program/730163.

Для работы специалистом по инфографике необходима постоянная внеучебная практика, дополнительные знания о полиграфических технологиях, языках программирования и HTML.

12. Подведение итогов. Домашнее задание

Учитель. Выполните дома творческое задание. Создайте инфографику на тему "Учебный предмет в профессии".

План работы.

1. Выберите учебный предмет, который Вам нравится.

2. Определите его связь с различными профессиями.

3. Придумайте идею оформления для предоставления информации с помощью диаграмм, схем, рисунков, карт с пояснениями.

4. Откройте программу PowerPoint.

5. При создании используйте единый стиль, простые шрифты, цвета не более 1-3 цветов, иконки и картинки. Не размещайте много информации в одной инфографике.

6. Укажите информацию об авторе.

Работу пришлите на электронную почту учителя.

Учитель. Подведем итоги нашего урока. Для этого логически завершите фразы:

  • инфографика - это законченная история с определенным ... (смыслом, рассказанная с помощью изображений, минимального количества чисел и текста);
  • чтобы стать специалистом по инфографике надо пойти учиться по специальности... (графический дизайнер);
  • специалистом по инфографике должен владеть следующими профессиональными навыками... (владение основами живописи и рисунка, умения работать в растровых и векторных графических редакторах и др.);
  • эти навыки я могу развивать... (уже сегодня).
  • основы инфографики связаны с профессиями (графический дизайнер, журналист, маркетолог и др.)

Учитель. Желаю Вам успехов в освоении навыков по созданию инфографики. И не забывайте цитату из книги Льюис Кэрролла: «Какой толк в книге, - подумала Алиса, - если в ней нет ни картинок, ни разговоров?..»