Урок математики с использованием здоровье сберегающих технологий "Степень числа". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: степень числа


Главной целью применения здоровьесберегающих технологий на уроках математики послужило то, что с увеличением умственной нагрузки необходимо поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока с наименьшей усталостью, и, не причиняя вред здоровью. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Каждый педагог находится в поиске новых эффективных методов обучения, которые бы стимулировали учащихся к самостоятельному приобретению знаний, активизирoвали бы мысль учащихся и помогали бы сохранять здоровье. Если включать в занятие хотя бы один, элемент здоровьесберегающей технологии, то процесс обучения становится интересным и занимательным, у детей бодрое, рабочее настроение, и им легче преодолеть трудности в усвоении учебного материала.

Очень важным является учет возрастных и физиологических особенностей организма ребенка для снятия утомляемости путем чередования во время урока различных форм работы с учащимися: физкультминуток, динамических пауз, зарядок, релаксации. На уроках я регулярно провожу пятиминутки оздоровительного характера гимнастику для глаз, для рук, оригинальную гимнастику, разрабатываю и использую оригинальные задачи о нормах питания детей. В работе использую элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного ("технология раскрепощенного развития"). Занятия провoдятся в режиме смены динамических пoз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сoхраняется и укрепляется позвoночник, формируется осанка. Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Гимнастика для глаз позволяет укрепить глазные мышцы. Осуществляю постоянный контроль соблюдения гигиенических условий учебного процесса (подбор мебели, освещенность, воздушно-тепловой режим), исключаю перегрузку. В течение всего урока и в итоговой его части провожу целенаправленную рефлексию.

Один из уроков с применением здоровьесберегающих технологий я разработала в 5 классе по теме «Степень числа».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Предметные: закрепить навыки выполнения математических действий со степенями при решении задач.
  • Личностные: формировать ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  • Метапредметные: Формировать умение сравнивать, анализировать, моделировать выбор способов деятельности.

Задачи урока:

  • Ввести понятие степени числа, основания и показателя степени.
  • Научить возводить числа в степень, в квадрат и куб.
  • Научить находить значения числовых выражений, содержащих вторую и третью степень натурального числа.
  • Развивать внимание, логическое мышление, математическую речь.
  • Воспитание культуры речи, усидчивости.

Планируемый результат: учащиеся научатся возводить число в степень, вычислять значение выражения, содержащего степень.

Основные понятия: степень числа, показатель степени, основания степени, квадрат числа, куб числа.

Ресурсы:

  • основные - Учебник «Математика», тема: «Степень числа».
  • дополнительные - Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Степень числа. Квадрат и куб числа».

План урока

  1. Организационный этап
  2. Актуализация знаний
  3. Мотивационный этап
  4. Работа над новым материалом.
  5. Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).
  6. Этап первичного закрепления.
  7. Физкультминутка.
  8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
  9. Этап включения в систему знаний и повторения
  10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Ход урока

1. Организационный момент

Учащимся предлагается сесть поудобнее, настроимся на урок. Мягким спокойным голосом учитель произносит примерно такой текст:

«Дoбрый день, ребята! Представьте себе, что вам предложили пройти тест готовности для написания контрольной работы. Поэтому вы должны сосредоточиться, вспомнить теорию, выполнить практику. Вам очень хорошо и спокойно, вы почувствовали уверенность в себе, вы готовы работать и учиться.»

Вспомним с вами правила работы на урoке:

  • Быть внимательным и сoобразительным.
  • Не оставлять ни одного вопроса без oтвета.
  • На каждoе задание затрачивать минимум времени, но максимум усердия.

2. Устный счет

(Слайд 1)

Проверим, готовы ли вы к открытиям.

(Слайд 2)

1. Упростите выражение:

6m+24m=30m

48x+x=49x

32b-b=31b

2a+6+8+3a=5a+14

10k+25+3k+16=13k+41

2. Задание выполняете по парам.

1. 42· 3

Б) 24; С) 48; А) 144.

2. 92 + 19

Т)100; О) 37; С) 784.

3. 23 · 32

Г) 12; Т) 30; Е) 72.

4. 62 : 3

У) 4; П) 12; К) 4.

5. 53 - 2

Е) 123; Л) 13; А) 27.

6. 52 · 23

Ь) 16; Т) 100; Н) 200.

7. 5 · 82

Н) 80; Ь) 320; Е) 160.

3) Выполните задание и назовите букву, соответствующую верному ответу.

(Слайд 3)

Задание

ответы

1.

Упростить выражение:
12у - 3у

15у
ф


с

36у
к

2.

Упростить выражение:
9k + 9k - 4k

14k
т

18k
м

22k
л

3.

Упростить выражение:
163 + 37x + 18x

55x
а

218x
и

163+55x
е

4.

Упростить выражение:
8d + d - 9d

18d
в

0
п

d
р

5.

Решить уравнение:
7х + 2х = 918

x = 102
е

x = 12
я

x = 1002
ю

6.

Решить уравнение:
5а - 3а = 120

a = 15
ы

a = 60
н

a = 4
д

7.

Решить уравнение:
18у - 13у - 5 = 35

y = 6
э

y = 5
ъ

y = 8
ь

Ответ:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

с

т

е

п

е

н

ь

Итак, первое открытие. Какую тему мы с вами будем изучать? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

В начальной школе изучают только четыре арифметических действия. В 5 классе пришло время познакомиться еще с одним действием - возведением в степень.

3. Мотивационный этап

Работа над новым материалом.

(Слайд 5.)

Постановка проблемы (отсроченный вопрос)

Что означает запись 52?

(Слайд 6.)

Как записать выражение короче?

4. Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания)

А как записать другие выражения короче?

Чем похожи записи?

Учитель предлагает посмотреть диагностические карты и попробовать найти ответ на поставленный вопрос

Почему вы сразу не смогли выполнить задание?

Какова цель нашего урока?

Как можно сформулировать тему нашего урока?

5. Этап первичного закрепления

- А теперь работаем в рабочих тетрадях. По кабинету развешаны листы с заданиями: найдите их и запишите степень в виде произведение и найдите значение выражения:

  • 33 =
  • 06 =
  • 24 =
  • 108 =
  • 112 = и др. примеры.

(Ответы на вопросы, ученики, решают задания в тетради и, выходя к доске, записывают результат.

Выходят все желающие, задача класса, выбрать правильные результаты)

6. Физкультминутка

Прочитайте пословицу «Сочетай труд и отдых!»

Почему так говорят ? (Во все времена люди умели чередовать труд и отдых, чтобы не надорваться. Праздники тоже помогают чередовать труд и отдых)

А ещё так говорят: Делу время, а потехе час.

Закрыв глаза, написать кончиком носа

  • тему урока,
  • как называется число, которое показывает сколько раз нужно умножить число на себя.

Упражнение «Горизонтальная восьмерка».

  • Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисуйте в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинайте с центра и следите глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Диагностическая работа 2

С изменённым порядком ответов.

Детям предлагается самостоятельно выполнить задания.

1. 42 · 3

Б) 24; С) 48; А) 144.

2. 92 + 19

Т) 100; О) 37; С) 784.

3. 23 · 32

Г) 12; Т) 30; Е) 72.

4. 62 : 3

У) 4; П) 12; К) 4.

5. 53 - 2

Е) 123; Л) 13; А) 27.

6. 52 · 23

Ь) 16; Т) 100; Н) 200.

7. 5 · 82

Н) 80; Ь) 320; Е) 160.

Сравнить с результатами первой работы.

(Слайд 7.)

Самопроверка по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Работа с учебником №549.

Все желающие выходят к доске и пишут результаты. № 552.

Решают самостоятельно, ученики, решившие правильно (проверяет учитель)

Индивидуальная помощь учащимся.

Примеры на действия.

Первый пример выполняется «цепочкой» у доски по действиям.

Далее решают самостоятельно, ученики, решившие правильно (проверяет учитель) - проверяют у одноклассников решение.

9. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Дает комментарии к домашнему заданию, обеспечивает понимание и способы выполнения

№ 555, 557.559

10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Вспомним отсроченный вопрос в начале урока. (гиперссылка на слайд 4)

Сможем ответить?

Поднимите одну из карточек:

  • зеленую, если вы поняли, что такое степень и у вас все получилось на уроке;
  • желтую, если вы поняли, что такое степень, но на уроке допускали ошибки;
  • красную, если не до конца понял, что такое степень числа.

Представьте себе, что уроки уже закончились. Вы идете домой и думаете о нашем сегодняшнем уроке. Неожиданно встречаете своего друга или подругу. О чем бы вам захотелось рассказать. Что больше всего вам запомнилось или понравилось?

Список используемой литературы

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. - М., 2005. - 176с.
  2. УСТАВ (КОНСТИТУЦИЯ) ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, с. 9,
    http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd48/basic-documents-48th-edition-ru.pdf?ua=1#page=9
  3. http://www.deti.websib.ru/p76aa1.html
  4. http://www.shoolzdrav.ru/2009-12-11-20-58-52/937-vitaminy
  5. http://festival.1september.ru/articles/568016/