Главной целью применения здоровьесберегающих технологий на уроках математики послужило то, что с увеличением умственной нагрузки необходимо поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока с наименьшей усталостью, и, не причиняя вред здоровью. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Каждый педагог находится в поиске новых эффективных методов обучения, которые бы стимулировали учащихся к самостоятельному приобретению знаний, активизирoвали бы мысль учащихся и помогали бы сохранять здоровье. Если включать в занятие хотя бы один, элемент здоровьесберегающей технологии, то процесс обучения становится интересным и занимательным, у детей бодрое, рабочее настроение, и им легче преодолеть трудности в усвоении учебного материала.
Очень важным является учет возрастных и физиологических особенностей организма ребенка для снятия утомляемости путем чередования во время урока различных форм работы с учащимися: физкультминуток, динамических пауз, зарядок, релаксации. На уроках я регулярно провожу пятиминутки оздоровительного характера гимнастику для глаз, для рук, оригинальную гимнастику, разрабатываю и использую оригинальные задачи о нормах питания детей. В работе использую элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного ("технология раскрепощенного развития"). Занятия провoдятся в режиме смены динамических пoз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сoхраняется и укрепляется позвoночник, формируется осанка. Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Гимнастика для глаз позволяет укрепить глазные мышцы. Осуществляю постоянный контроль соблюдения гигиенических условий учебного процесса (подбор мебели, освещенность, воздушно-тепловой режим), исключаю перегрузку. В течение всего урока и в итоговой его части провожу целенаправленную рефлексию.
Один из уроков с применением здоровьесберегающих технологий я разработала в 5 классе по теме «Степень числа».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Предметные: закрепить навыки выполнения математических действий со степенями при решении задач.
- Личностные: формировать ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Метапредметные: Формировать умение сравнивать, анализировать, моделировать выбор способов деятельности.
Задачи урока:
- Ввести понятие степени числа, основания и показателя степени.
- Научить возводить числа в степень, в квадрат и куб.
- Научить находить значения числовых выражений, содержащих вторую и третью степень натурального числа.
- Развивать внимание, логическое мышление, математическую речь.
- Воспитание культуры речи, усидчивости.
Планируемый результат: учащиеся научатся возводить число в степень, вычислять значение выражения, содержащего степень.
Основные понятия: степень числа, показатель степени, основания степени, квадрат числа, куб числа.
Ресурсы:
- основные - Учебник «Математика», тема: «Степень числа».
- дополнительные - Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Степень числа. Квадрат и куб числа».
План урока
- Организационный этап
- Актуализация знаний
- Мотивационный этап
- Работа над новым материалом.
- Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).
- Этап первичного закрепления.
- Физкультминутка.
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
- Этап включения в систему знаний и повторения
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Ход урока
1. Организационный момент
Учащимся предлагается сесть поудобнее, настроимся на урок. Мягким спокойным голосом учитель произносит примерно такой текст:
«Дoбрый день, ребята! Представьте себе, что вам предложили пройти тест готовности для написания контрольной работы. Поэтому вы должны сосредоточиться, вспомнить теорию, выполнить практику. Вам очень хорошо и спокойно, вы почувствовали уверенность в себе, вы готовы работать и учиться.»
Вспомним с вами правила работы на урoке:
- Быть внимательным и сoобразительным.
- Не оставлять ни одного вопроса без oтвета.
- На каждoе задание затрачивать минимум времени, но максимум усердия.
2. Устный счет
(Слайд 1)
Проверим, готовы ли вы к открытиям.
(Слайд 2)
1. Упростите выражение:
6m+24m=30m
48x+x=49x
32b-b=31b
2a+6+8+3a=5a+14
10k+25+3k+16=13k+41
2. Задание выполняете по парам.
1. 42· 3
Б) 24; С) 48; А) 144.
2. 92 + 19
Т)100; О) 37; С) 784.
3. 23 · 32
Г) 12; Т) 30; Е) 72.
4. 62 : 3
У) 4; П) 12; К) 4.
5. 53 - 2
Е) 123; Л) 13; А) 27.
6. 52 · 23
Ь) 16; Т) 100; Н) 200.
7. 5 · 82
Н) 80; Ь) 320; Е) 160.
3) Выполните задание и назовите букву, соответствующую верному ответу.
(Слайд 3)
№ |
Задание |
ответы |
||
1. |
Упростить выражение:
|
15у
|
9у
|
36у
|
2. |
Упростить выражение:
|
14k
|
18k
|
22k
|
3. |
Упростить выражение:
|
55x
|
218x
|
163+55x
|
4. |
Упростить выражение:
|
18d
|
0
|
d
|
5. |
Решить уравнение:
|
x = 102
|
x = 12
|
x = 1002
|
6. |
Решить уравнение:
|
a = 15
|
a = 60
|
a = 4
|
7. |
Решить уравнение:
|
y = 6
|
y = 5
|
y = 8
|
Ответ:
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
с |
т |
е |
п |
е |
н |
ь |
Итак, первое открытие. Какую тему мы с вами будем изучать? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
В начальной школе изучают только четыре арифметических действия. В 5 классе пришло время познакомиться еще с одним действием - возведением в степень.
3. Мотивационный этап
Работа над новым материалом.
(Слайд 5.)
Постановка проблемы (отсроченный вопрос)
Что означает запись 52?
(Слайд 6.)
Как записать выражение короче?
4. Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания)
А как записать другие выражения короче?
Чем похожи записи?
Учитель предлагает посмотреть диагностические карты и попробовать найти ответ на поставленный вопрос
Почему вы сразу не смогли выполнить задание?
Какова цель нашего урока?
Как можно сформулировать тему нашего урока?
5. Этап первичного закрепления
- А теперь работаем в рабочих тетрадях. По кабинету развешаны листы с заданиями: найдите их и запишите степень в виде произведение и найдите значение выражения:
- 33 =
- 06 =
- 24 =
- 108 =
- 112 = и др. примеры.
(Ответы на вопросы, ученики, решают задания в тетради и, выходя к доске, записывают результат.
Выходят все желающие, задача класса, выбрать правильные результаты)
6. Физкультминутка
Прочитайте пословицу «Сочетай труд и отдых!»
Почему так говорят ? (Во все времена люди умели чередовать труд и отдых, чтобы не надорваться. Праздники тоже помогают чередовать труд и отдых)
А ещё так говорят: Делу время, а потехе час.
Закрыв глаза, написать кончиком носа
- тему урока,
- как называется число, которое показывает сколько раз нужно умножить число на себя.
Упражнение «Горизонтальная восьмерка».
- Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисуйте в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинайте с центра и следите глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Диагностическая работа 2
С изменённым порядком ответов.
Детям предлагается самостоятельно выполнить задания.
1. 42 · 3
Б) 24; С) 48; А) 144.
2. 92 + 19
Т) 100; О) 37; С) 784.
3. 23 · 32
Г) 12; Т) 30; Е) 72.
4. 62 : 3
У) 4; П) 12; К) 4.
5. 53 - 2
Е) 123; Л) 13; А) 27.
6. 52 · 23
Ь) 16; Т) 100; Н) 200.
7. 5 · 82
Н) 80; Ь) 320; Е) 160.
Сравнить с результатами первой работы.
(Слайд 7.)
Самопроверка по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Работа с учебником №549.
Все желающие выходят к доске и пишут результаты. № 552.
Решают самостоятельно, ученики, решившие правильно (проверяет учитель)
Индивидуальная помощь учащимся.
Примеры на действия.
Первый пример выполняется «цепочкой» у доски по действиям.
Далее решают самостоятельно, ученики, решившие правильно (проверяет учитель) - проверяют у одноклассников решение.
9. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
Дает комментарии к домашнему заданию, обеспечивает понимание и способы выполнения
№ 555, 557.559
10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Вспомним отсроченный вопрос в начале урока. (гиперссылка на слайд 4)
Сможем ответить?
Поднимите одну из карточек:
- зеленую, если вы поняли, что такое степень и у вас все получилось на уроке;
- желтую, если вы поняли, что такое степень, но на уроке допускали ошибки;
- красную, если не до конца понял, что такое степень числа.
Представьте себе, что уроки уже закончились. Вы идете домой и думаете о нашем сегодняшнем уроке. Неожиданно встречаете своего друга или подругу. О чем бы вам захотелось рассказать. Что больше всего вам запомнилось или понравилось?
Список используемой литературы
- Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. - М., 2005. - 176с.
- УСТАВ (КОНСТИТУЦИЯ) ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, с. 9,
http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd48/basic-documents-48th-edition-ru.pdf?ua=1#page=9 - http://www.deti.websib.ru/p76aa1.html
- http://www.shoolzdrav.ru/2009-12-11-20-58-52/937-vitaminy
- http://festival.1september.ru/articles/568016/