Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми 6–7 лет по теме «Поездка в супермаркет»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая
информация

Содержание

1

Тема образовательной деятельности

«Поездка в супермаркет»

2

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие: умение обращаться денежными знаками при покупке продуктов в зависимости ценовой политики, устанавливать причинно-следственные связи; производить математические операции сложения и вычитания. Подвести к тому, что любой товар имеет свою цену; умение конструировать обьект, составлять элементарный программный алгоритм движения постройки.

3

Виды деятельности детей

Игровая деятельность (активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной дидактической игры, игровой ситуации «Супермаркет»)
Познавательно-исследовательская деятельность (использование метода проб и ошибок при определении материала для прочности и надежности моста; добывание информации и овладение представлениями о материалах изготовления моста; программирование движения постройки; познание экономических отношений людей)
Конструирование (конструирование из лего-конструктора)
Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослым и сверстником в процессе познавательной, опытно-экспериментальной, игровой деятельности с целью достижения общего результата, решения проблемной ситуации)

4

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: беседа о разнообразии мостов, продуктов питания. Беседа о денежных знаках и их значимости в жизни человека.
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: (игровые упражнения, речевые упражнения, опытно-экспериментальная деятельность, конструирование с элементами робототехники).
Методы стимулирования и мотивации деятельности: (поощрение; оценка деятельности, использование схем-алгоритмов); проблемная ситуация оказание помощи жителям «Простоквашино», игровая ситуация приобретение продуктов в «супермаркете», дидактические игры, цифровая дидактическая игра «Выбери правильно»; выбор средств и способов экспериментирования.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки познавательной и коммуникативной деятельности, самопроверка, взаимопроверка)

4.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Интерактивная игра «Выбери правильно», направленная на общения и систематизацию знаний по теме «Продукты питания»
Сюжетно-ролевая игра, направлена на формирования творческих способностей и социально- коммуникативных навыков.
Лего-конструирование моста по схеме с элементами программирования.

5

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие: умение выстраивать и включаться в игровой диалог; умение договариваться и работать в паре при моделировании постройки и программировании; умение принимать на себя роль и следовать игровым действиям, соблюдать правила игры.
Речевое развитие: активно использовать в речи слова, связанные с темой «продукты питания», «супермаркет и профессии работников», название деталей конструктора и действий при программировании; использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения при формулировании выводов и причинно-следственных связей с союзом и, а, потому что; использовать приемы словообразования при определении материала изделия, и название отдела супермаркета.
Физическое развитие (ЗОЖ): соблюдать зрительный режим при работе с техникой, проводить зрительную гимнастику с целью расслабления зрительных мышц; соблюдать технику безопасности при работе с лего-конструктором; следить за осанкой в процессе конструирования и программирования.

6

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст 6-7 лет

7

Продолжительность

50 минут

8

Цель

Создание условий формирования элементарной финансовой грамотности (товароденежные отношения, отношения «продавец-покупатель») через игровую деятельность.

9

Задачи

Планируемые результаты

9.1

Формировать представления детей о продуктах питания; закреплять умение классифицировать продукты питания (молочные, хлебобулочные, мясные).

Знает название продуктов питания, может классифицировать их и определить в каком отделе супермаркета продается тот или иной продукт. Может пояснить из чего изготавливается продукт.

9.2

Формировать у детей первичные элементарные экономические представлений.

Имеет элементарные экономические представления: владеет понятиями ценник, цена, денежные знаки, банкомат, банковская карта, сдача, кошелек, заработная плата. Может объяснить значение данных предметов и явлений в экономических отношениях. Владеет представлениями об элементарных товароденежных отношениях, может запланировать и совершить покупку, умеет читать ценник, посчитать общую сумму покупки с использованием математических операций сложения и вычитания в пределах 20, произвести расчет на кассе, посчитать и проконтролировать объем сдачи.

9.3

Формировать навыки поведения в соответствии с общественными нормами и правилами на примере игровой ситуации.

Может выстроить игровое поведение в зависимости от взятой на себя роли (продавец, покупатель, инженер -конструктор, инженер-программист). Может включаться и вести игровой диалог, ориентируясь на ситуацию общения и общепринятые нормы поведения, культуру общения. Способен работать в паре, выполняя познавательную задачу.

9.4

Совершенствовать навыки конструирования из лего-конструктора; навыки программирования

Способен самостоятельно или с помощью схемы построить машину и разводной мост. Проявляет инициативу в творческом преобразовании постройки, конструкции. Знает и использует в речи название деталей конструктора и механизмов движения; блоков-программы. Может определить устойчивость и эффективность постройки на этапе планирования. Доводит дело до конца- получение готового продукта.
Может составить элементарную программу, приводящую в движение постройки (машину, разводной мост).

9.5

Совершенствовать навыки опытно-экспериментальной деятельности

Умеет самостоятельно выдвигать гипотезу, опытным путем ее доказывать, осуществлять самостоятельно выбор средств и способов эксперимента; формулировать выводы.

9.6

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать умение считаться с интересами и мнением сверстников

В процессе общения ориентируется на достижение совместного результата, может договариваться, слушать сверстника, принимает мнение партнера.

9.7

Коррекционные задачи:

9.7.1

Способствовать обогащению активного словаря и формированию понятий, словообразования (ребро жесткости, металл - металлический мост, дерево - деревянный, железо и бетон - железобетонный мост, кисломолочная продукция, мясная продукция, хлебобулочные изделия, супермаркет, банкомат, карта банковская).
Формировать умение отвечать полными предложениями, вести беседу в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности
Формировать самоконтроль за поставленными звуками в связной речи.

Пользуется в речи суффиксальным способом словообразования; использует адекватные лексические единицы в соответствии с речевой ситуацией.
Могут объяснить собственное умозаключение развернутым высказыванием. Владеет навыками самоконтроля речевой деятельности, звукопроизношения.

10

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

10.1

Технология конструирования и программирования постройки

Использование схем-алгоритма выполнения постройки, использование программы WEDO2.0

10.2

Выбор способов и средств проверки гипотезы экспериментальным путем (прочность моста), формулирование вывода

Использование плана эксперимента, использование опорной-схемы для составления связного высказывания

10.3

Совершение математических операций в процессе покупки в супермаркете

Использование счетных палочек для решения задачи и самопроверки.

11

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Видеоролик (обращение к детям жителей села Простоквашино), крупный строительный материал (кирпичики), разновидности по фактуре бумага, игрушечные машины, лего-конструктор, ПО Wedo 2.0, ПО SMARTNOOTEBOOK, моноблок, ноутбук (планшет) с Bluetooth; опорные -схемы для эксперимента, алгоритм для конструирования, опорная схема для составления связного рассказа; сюжетные картинки, письмо, кошельки, денежные знаки, ценники, муляжи продуктов, продуктовые корзины, кассовый аппарат, банкомат, банковская карта, интерактивная игра «Выбери правильно», д/и «Составь список покупок», столы, стулья, витрина магазина, маркеры, ящик для посылки.

12

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Беседы о продуктах питания и их пользе. Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы, опытно-экспериментальная деятельность. Дидактические игры: «Из чего приготовлено», «Составь меню», «Поиграем в магазин», изготовление атрибутов к занятию (кошельки из бумаги способом оригами, муляжей из соленного теста). Рисование «Мое любимое кондитерское изделие». Экскурсия в магазин, кухня ДОО. Тематическая встреча «Люди разных профессий». Составление дидактического альбома «Профессии моей семьи». Просмотр и беседа по презентации «Мосты и их архитектура»

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Круг приветствия. Воспитатель и дети в общем круге называют имя соседа, здороваются, используя разные приветствия, пожимают руку и называют комплимент.
Элемент детского совета.
В.: Ребята, какие у вас есть предложения, чем мы сегодня можем заняться. Что Вы планируете, сегодня делать в течение дня? (высказывания детей, могут условно обозначать свои предложения на общем «экране дня»)
Сигнал скайпа. На экране отображается видео ролик - персонажи мультфильма «Зима в Простоквашино». Печкин сообщает, что жители села Простоквашино в скором будущем могут остаться без продуктов в магазине. Потому, что дороги в селе все замело снегом, и под его тяжестью обрушился единственный мост. Жители села не могут добраться до ближайшего поселка, города, чтобы купить продукты и машина продуктовая проехать к ним не может - это была единственная дорога в село.

Содержание видеоролика по ссылке: https://youtu.be/a9cuj7AVUCg

1.2

Мотивация деятельности детей

В.: Что произошло в селе Простоквашино? Чем это опасно для жителей села? Почему это произошло, как Вы думаете?
В.: Мы можем как-то помочь жителям? Что мы можем сделать в этой ситуации, к кому обратиться?

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

В.: Итак, определим цель нашей работы на сегодня. Первое - что мы должны сделать, чтобы продукты смогли быть доставлены в село? (необходимо помочь исправить мост). Мост наладим, что дальше нам необходимо сделать? (помочь доставить продуктовые заказы жителям Простоквашино). Мы можем выполнить заказы жителей? Как?

II

Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Приступаем к выполнению первой цели. Какие разновидности мостов вы знаете? (ответы детей) Знаете ли вы предназначение мостов, какое? (ответы детей)
Воспитатель подводит детей к установлению связи между предназначением моста и его названием (пешеходный, железнодорожный, автомобильный).
При рассматривании иллюстраций на презентации обращаем внимание на материал изготовления мостов и проводим работу по словообразованию:
В: Из каких материалов строят мосты? (ответы детей)
В.: скажи какой мост (дерево - деревянный, канатный, железобетонный, металлический, железный, каменный)
В.: Какие мосты по техническим характеристикам вы знаете? Где они могут использоваться человеком? (понтонный, подвесной, разводной…)
В.: На ваш взгляд, какие мосты самые прочные? Хотите проверить свои предположения? Проходите в нашу лабораторию, и проведем техническую проверку моста.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания в совместной деятельности

Работа в исследовательской лаборатории. Проверка и изготовления моста на прочность (определение ребра жесткости).
В: А мы с вами можем построить мост? (у каждого ребенка лист белой бумаги и два строительных кирпичика, игрушечная машинка)
В: строительный материал кирпичики накладываем лист бумаги и пускаем по нему машинку. Ребята, что мы с вами видим? (подводим к выводу: мост просел под тяжестью машинки)
В: Что нужно сделать, чтобы мост выдержал машинку и не прогнулся. (предположения детей и проверка экспериментальным путем)
В. подводит детей к проверке гипотезы (увеличить ребро жесткости путем складывания листа бумаги гармошкой). Проверка - снова ставят мост на опоры. Что мы с вами видим? (Вывод: мост не просел)
В: Почему? (дети высказывают свои предположения)
Вывод - увеличилось ребро жесткости, что дает прочность мосту.
В. Что Вы можете сказать о дороге? Какая она?(актуализация слов - не ровная, ребристая)
В: Как вы думаете, машине удобно ехать по ребристой дороге? Почему?
(Дети высказывают свои предположения).
Давайте отдохнем, проведем разминку. (Физ.минутка.)

(текст физминутки - приложение 1)

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

В.: Как вы думаете, мы выполнили нашу первую цель работы на сегодня? Продукты будут доставлены в село? (ответы детей)
В: Как Вы думаете, кто может помочь нам в этом? Человек, какой профессии? (инженер-конструктор) Вы хотели бы быть в роли инженера-конструктора и спроектировать мост в селе Простоквашино?
В. На чем мы с Вами доставим заказ жителям Простоквашино? (ответы детей) Значит, нам нужно спроектировать не только мост, но и транспорт.
Предлагаю разделиться на две группы: первая группа инженеров-конструкторов строит мост. Поскольку река глубоководная, и по ней могут ходить грузовые баржи - мост в селе должен быть разводным. Вы можете воспользоваться готовой схемой.
Вторая группа - строит транспорт, на котором мы доставим заказ. Обсудите возможные варианты между собой и выберите транспорт, который будете строить. (воспитатель поощряет творческую инициативу детей, самостоятельное преобразование постройки).
Чтобы мост и транспорт могли двигаться в своих группах, определите самостоятельно, пожалуйста, программиста, который построит алгоритм движения ваших построек.
Проходите в конструкторское бюро и выполняйте свои задания.
Воспитатель корректно руководит конструктивной деятельностью детей и программированием, оказывает помощь, в случае обращения детей за помощью к взрослому.
Гимнастика для глаз
По окончанию постройки каждая группа демонстрирует и рассказывает о полученном результате.

приложение 2

Анализ и самоанализ деятельности детей

В.: Напомните, что мы сегодня запланировали сделать, какие две цели мы поставили перед собой? (дети вспоминают поставленные цели). Мы смогли достичь поставленной цели полностью или выполнили только часть? Что нам нужно еще выполнить? Занимаем свои места, мы отправляемся в супермаркет.
(имитация движения)

Технический перерыв - 10 минут (остановка в пути)

Введение в тему

Останавливаются у импровизированного супермаркета (в групповом помещении смоделировано игровое пространство: отделы с продукцией, витрины с продуктами, ценниками, банкомат, зоны кассы, продуктовые корзины)
В.: Вспомните, какие продукты заказали жители Простоквашино? (любимые - фраза из видео-письма) Чтобы узнать какие продукты любят жители Простоквашино давайте снова обратимся к письму (дети отгадывают загадки о любимых продуктах кота Матроскина, собаки Шарика, Галчонка)

загадки в приложении 3

Актуализация ранее приобретенных знаний в игровой деятельности

В. Что у нас должно быть, чтобы мы с вами смогли купить продукты? (ответы детей)
Для чего человеку нужны деньги? (словесная игра «Для чего нужны деньги?» Воспитатель бросает мяч ребенку с вопросов - ребенок ловит мяч и высказывает свое предположение о значении денег в жизни людей. Обратить внимание детей, что необходимо слушать ответы сверстников и не повторять их)
В. предлагает посчитать количество денежных средств в кошельках детей и запомнить эти данные (работают в парах) Дети озвучивают эту информацию.
В. Вы знаете, в каких отделах супермаркета вы будет искать любимый продукт наших героев? (предлагает в форме дидактической игры «Выбери любимый продукт» каждой паре детей выбрать героя, для которого они будут покупать продукты, выбрать любимые продукты из широкого ассортимента, назвать обобщающее слово, отдел в супермаркете. Например, кот Матроскин - сметана, молоко, сливки. Отдел- молочные продукты)
Воспитатель предлагает парам проверить качество и результат выполнения задания у другой пары.
В. Как вы думаете, что нужно сделать покупателю перед походом в магазин, чтобы купить то, что запланировал и не купить лишние продукты? (ответы детей). Далее воспитатель предлагает составить список покупок для каждого героя (работа в парах).
В. Думаю, ребята, вы готовы выполнить самостоятельно покупки для своих героев-жителей Простоквашино. Не забудьте про список покупок, который вы составили и о количестве денежных средств в ваших кошельках. Цены указаны на ценниках. Будьте внимательны, работайте вместе. Если вы затрудняетесь в подсчете общей стоимости продуктов - вы можете воспользоваться счетными палочками. Как только вы будете готовы, проходите на кассу. Кассир вас будет ждать. (воспитатель берет на себя роль «кассира»). В нашем супермаркете имеется банкомат, если вы обладаете банковской картой, можете им воспользоваться.

Описание д/и в приложении 3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Дети совершают покупки в супермаркете (работают в парах), считают общую стоимость покупок и объем предполагаемой сдачи (при необходимости). Выбирают товар в соответствии с ценой и наличными деньгами. Проходят к кассе, выкладывают продукты на ленту, озвучивают товар, в каком отделе приобрели и сумму покупки. Воспитатель следит за правильностью математических операций, просит пояснить, как получили данную сумму, не торопится выдать сдачу (задает вопрос о предполагаемой сумме сдачи).
Пример возможного диалога:
В: Добрый день! Выкладывайте на ленту продукты. На какую сумму вы совершили покупку?
Дети: 4 рубля котлеты, 6 рублей мясо, 3 рубля сосиски
В: Сколько вы потратили денег?
Дети: 13 рублей. (подают кассиру 15 рублей)
В: Я вам должна, сколько сдачи дать?
Дети: 2 рубля.
В: Вот ваша сдача. Спасибо за покупку. Приходите еще.

III

Заключительная часть по общей образовательной деятельности

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

В. Мы всем жителям Простоквашино купили их любимые продукты? Можем отправить их заказ на машине.
В. Напомните, что мы сегодня запланировали сделать, какие две цели мы поставили перед собой? (дети вспоминают поставленные цели). Мы смогли достичь поставленной цели полностью или выполнили только часть? Что мы сделали для достижения поставленных целей? Испытывали ли вы трудности при достижении, поставленных цели? Почему? Какие новые знания вы сегодня получили, что-то новое открыли? С кем вы можете поделиться полученными знаниями? Пригодятся ли они вам в дальнейшей жизни? Где? (Ответы детей)

Возможное продолжение деятельности в самостоятельную деятельность: сюжетно-ролевая игра «Курьерская доставка», «Банковское дело».