Цели урока:
- Организовать деятельность обучающихся с целью изучения исторической картографии.
- Сформировать умение работать с исторической картой.
- Развивать познавательные потребности младших школьников.
- Воспитывать чувство причастности к родным истокам.
Оборудование: географическая иисторические карты Воронежской области; проверочные тесты; раздаточный материал для выполнения творческого задания «Дорисуй карту».
Ход урока
I. Вхождение в урок
Рада видеть вас, друзья!
Снова в путь зову вас я.
Будем с вами мы опять
По истории шагать.
Чтоб не сбиться нам с пути,
Все преграды обойти,
Я помощницу одну
На урок к нам позову.
II. Сообщение темы урока
- А кто окажет нам помощь в изучении истории, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Дорога есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя,
Луга есть - косить нельзя.
Реки, моря есть, а воды нет.
(Карта)
III. Актуализация опорных знаний
Тестирование «Что вы знаете о картах».
- Вспомните, что вы знаете о картах. Среди ответов выберите правильный и подчеркните его.
Тест «Что вы знаете о картах?»
1. Карты бывают…
А) географическая;
Б) литературные;
В) музыкальные.
2. К географической карте не относится…
А) экологическая;
Б) физическая;
В) химическая.
3. Карта может рассказать о…
А) о красоте нашего края;
Б) о поверхности земли;
В) о погоде.
4. «Прочитать» карту можно при помощи…
А) указки;
Б) условных обозначений;
В) фотографий.
IV. Открытие новых знаний
1. Творческое задание «Дорисуй карту».
- Помощницей в изучении истории служит историческая карта.
Чтобы разобраться в исторической карте, давайте отправимся вглубь веков.
Перед нами - наш край XVII века.
- Нарисуйте рядом с городами изображения домиков-крепостей.
- Соедините города-крепости ломаной линией. Это - Белгородская черта, мощная укреплённая линия, препятствующая набегам татар. Сколько городов - крепостей Белгородской черты находились на территории Воронежской области? ( 7).
- Раскрасьте полученные участки (до Белгородской черты и после) разными цветами.
- Татары ещё долго продолжали тревожить русские земли, они пробовали напасть на Воронеж, Орлов. Отметьте движения татарских войск стрелками.
- У стен крепостей атаки врагов были отбиты. Отметьте эти события.
- Зимой 1696 года под Воронежем началось строительство русского флота. Обозначьте это событие на нашей карте.
2. Обобщающая беседа.
- В чём, на ваш взгляд, отличие исторической карты от географической?
(Историческая карта содержит историческую информацию. На исторической карте с помощью условных знаков отображается то, что когда-то существовало.)
- А в чём их сходство?
(Так как любое историческое событие происходит на определённой географической местности, то на исторической карте обязательно присутствуют географические объекты (реки, моря…).
- Что изображают исторические карты?
(Исторические карты разнообразны. Они отражают рост территории в разные времена, развитие хозяйства, возникновение городов, военные сражения и многое другое.)
V. Физкультурно-мыслительная разминка. Игра «Можем ли мы назвать объект историческим?»
Поиграем мы в игру.
Я ответы назову.
На ответ мой верный нужно
Хлопнуть вам в ладоши дружно.На ответ неверный мой
Топнуть вы должны ногой.
Река - |
топнуть |
Остров - |
топнуть |
Стоянка древних людей - |
хлопок |
Место битвы - |
хлопок |
Лес - |
топнуть |
Старинная дорога - |
хлопок |
Озеро - |
топнуть |
Древний канал - |
хлопок |
Движение войска - |
хлопок |
VI. Закрепление полученных знаний
1. Коллективное составление памятки «Как читать историческую карту?»
Чтобы правильно понять, что изображено на исторической карте, надо знать следующие правила:
- территория всегда показана в строго определённое время;
- цвета используются для обозначения границ государства и присоединённых территорий;
- условными знаками показаны перемещения войск (стрелки), места сражений, бывают изображены кораблики, пушки, солдатики и другие рисунки, которых не встретишь на географической карте;
- названия городов и стран соответствуют тому времени, которое изображено на карте.
2. Практическая работа «Путешествие по карте».
- Совершите путешествие с помощью исторических карт Воронежского края. Используя условные знаки, попытайтесь рассказать о том. Что вам встретилось во время путешествия.
VII. Подведение итога урока
- Для чего важно научиться «читать» исторические карты?
(Умение разбираться в исторической карте поможет нам в исследовании прошлого).
VIII. Домашнее задание
- Придумайте и нарисуйте условные обозначения для исторической карты, повествующей о наиболее интересном на ваш взгляд событии из истории родного края.
Литература
- Загоровский В.П. История нашего края. - Воронеж, 1968.
- Загоровский В.П. История Воронежской области. - Воронеж, 1976.
- Крючкова Е.А. Урок знакомства с исторической хронологией и исторической картой в IV классе.// Начальная школа. - № 12. - с.55-59.
- Саплин А.И., Саплина Е.В. Книга для учителя. 3 класс. - М., 1999.