История Воронежской области на карте

Разделы: Краеведение

Ключевые слова: краеведение, Воронежская область


Цели урока:

  • Организовать деятельность обучающихся с целью изучения исторической картографии.
  • Сформировать умение работать с исторической картой.
  • Развивать познавательные потребности младших школьников.
  • Воспитывать чувство причастности к родным истокам.

Оборудование: географическая иисторические карты Воронежской области; проверочные тесты; раздаточный материал для выполнения творческого задания «Дорисуй карту».

Ход урока

I. Вхождение в урок

Рада видеть вас, друзья!
Снова в путь зову вас я.
Будем с вами мы опять
По истории шагать.
Чтоб не сбиться нам с пути,
Все преграды обойти,
Я помощницу одну
На урок к нам позову.

II. Сообщение темы урока

- А кто окажет нам помощь в изучении истории, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Дорога есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя,
Луга есть - косить нельзя.
Реки, моря есть, а воды нет.
(Карта)

III. Актуализация опорных знаний

Тестирование «Что вы знаете о картах».

- Вспомните, что вы знаете о картах. Среди ответов выберите правильный и подчеркните его.

Тест «Что вы знаете о картах?»

1. Карты бывают…
А) географическая;
Б) литературные;
В) музыкальные.

2. К географической карте не относится…
А) экологическая;
Б) физическая;
В) химическая.

3. Карта может рассказать о…
А) о красоте нашего края;
Б) о поверхности земли;
В) о погоде.

4. «Прочитать» карту можно при помощи…
А) указки;
Б) условных обозначений;
В) фотографий.

IV. Открытие новых знаний

1. Творческое задание «Дорисуй карту».

- Помощницей в изучении истории служит историческая карта.

Чтобы разобраться в исторической карте, давайте отправимся вглубь веков.

Перед нами - наш край XVII века.

  • Нарисуйте рядом с городами изображения домиков-крепостей.
  • Соедините города-крепости ломаной линией. Это - Белгородская черта, мощная укреплённая линия, препятствующая набегам татар. Сколько городов - крепостей Белгородской черты находились на территории Воронежской области? ( 7).
  • Раскрасьте полученные участки (до Белгородской черты и после) разными цветами.
  • Татары ещё долго продолжали тревожить русские земли, они пробовали напасть на Воронеж, Орлов. Отметьте движения татарских войск стрелками.
  • У стен крепостей атаки врагов были отбиты. Отметьте эти события.
  • Зимой 1696 года под Воронежем началось строительство русского флота. Обозначьте это событие на нашей карте.

2. Обобщающая беседа.

- В чём, на ваш взгляд, отличие исторической карты от географической?

(Историческая карта содержит историческую информацию. На исторической карте с помощью условных знаков отображается то, что когда-то существовало.)

- А в чём их сходство?

(Так как любое историческое событие происходит на определённой географической местности, то на исторической карте обязательно присутствуют географические объекты (реки, моря…).

- Что изображают исторические карты?

(Исторические карты разнообразны. Они отражают рост территории в разные времена, развитие хозяйства, возникновение городов, военные сражения и многое другое.)

V. Физкультурно-мыслительная разминка. Игра «Можем ли мы назвать объект историческим?»

Поиграем мы в игру.
Я ответы назову.
На ответ мой верный нужно
Хлопнуть вам в ладоши дружно.

На ответ неверный мой
Топнуть вы должны ногой.

Река -

топнуть

Остров -

топнуть

Стоянка древних людей -

хлопок

Место битвы -

хлопок

Лес -

топнуть

Старинная дорога -

хлопок

Озеро -

топнуть

Древний канал -

хлопок

Движение войска -

хлопок

VI. Закрепление полученных знаний

1. Коллективное составление памятки «Как читать историческую карту?»

Чтобы правильно понять, что изображено на исторической карте, надо знать следующие правила:

  • территория всегда показана в строго определённое время;
  • цвета используются для обозначения границ государства и присоединённых территорий;
  • условными знаками показаны перемещения войск (стрелки), места сражений, бывают изображены кораблики, пушки, солдатики и другие рисунки, которых не встретишь на географической карте;
  • названия городов и стран соответствуют тому времени, которое изображено на карте.

2. Практическая работа «Путешествие по карте».

- Совершите путешествие с помощью исторических карт Воронежского края. Используя условные знаки, попытайтесь рассказать о том. Что вам встретилось во время путешествия.

VII. Подведение итога урока

- Для чего важно научиться «читать» исторические карты?

(Умение разбираться в исторической карте поможет нам в исследовании прошлого).

VIII. Домашнее задание

- Придумайте и нарисуйте условные обозначения для исторической карты, повествующей о наиболее интересном на ваш взгляд событии из истории родного края.

Литература

  1. Загоровский В.П. История нашего края. - Воронеж, 1968.
  2. Загоровский В.П. История Воронежской области. - Воронеж, 1976.
  3. Крючкова Е.А. Урок знакомства с исторической хронологией и исторической картой в IV классе.// Начальная школа. - № 12. - с.55-59.
  4. Саплин А.И., Саплина Е.В. Книга для учителя. 3 класс. - М., 1999.