Технологическая карта мастер-класса "Новогодняя мастерская как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками, Мастер-класс

Класс: д/с


Технологическая карта мастер-класса

Целевая аудитория: воспитатели ДОО.

Цель: овладение педагогами технологией изготовления елочной игрушки из бросового материала своими руками.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания об использовании театральных кукол в различных видах деятельности в ДОО;
  • развивать творческую инициативу, фантазию, ручные умения;
  • воспитывать интерес к изготовлению игрушки из бросового материала, чувство взаимопомощи в работе.

Описание мастер-класса

Аннотация педагогического опыта мастера

- Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой мастером

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Театрализованная деятельность в детском саду - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка и занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки - чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр. Создание театральных центров в группах - это воспитание при помощи маленьких «воспитателей» - кукол, в действиях которых дети могут увидеть свое отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны. Важно также и то, что театральная кукла является как бы своеобразной ширмой для ребенка, у которого еще много проблем (трудности в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т.д.). Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребенок как бы прячется за неё и таким образом чувствует себя более защищенным. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее. Огромное значение для личности ребенка и его гармоничного развития имеет раскованность, позитивный эмоциональный настрой, радость от соприкосновения с волшебным миром театра. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями.

В своей работе я использую разнообразные виды театральных кукол: варежковые, перчаточные, марионетки, штоковые, куклы прыгунки и т.д.

- Характеристика творческой мастерской мастера: описание достижений в опыте работы, источников, откуда заимствованы разработки.

ДОСТИЖЕННИЯ

В моей группе создан мини-музей «Театральные куклы», где размещены разные виды театральных кукол. Все куклы доступны детям, сшиты различные костюмы, изготовлены атрибуты к сказкам. Совместно с детьми продумываем творческие задания и игровые ситуации. Например: ворона Клара задает вопросы о зимующих птицах, поросенок Боря помогает детям научиться дежурить, со змейкой Шушуней выполняем упражнение «Угости друга», произносим звуки. И дети, сами, с удовольствием принимают участие в изготовлении кукол и потом разыгрывают с ними сказки. Например: театр на стаканчиках от йогурта, на киндерах, на ложках, на баночках, на коробочках и т.д. В результате этой деятельности у детей формируется интерес. Более активные дети получают возможность реализовать свои способности, а малоактивные чувствуют уверенность в своих силах. Недавно наш музей пополнился новой куклой, зовут ее Зюзя. Это непростая кукла, она приносит детям задания.

Разработано и проведено:

  • занятие по познавательному развитию «В гостях у сказки «Колобок», «В гостях у сказки «Репка», «Поделка к Новогоднему празднику» для детей раннего возраста в рамках консультативного пункта;
  • родительское собрание по теме: «Театр дома»;
  • консультация для педагогов по теме: «Театрализованная деятельность в ДОУ»;
  • мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Театр своими руками»
  • мастер-класс для педагогов города: «Волшебный мир театральных кукол.

Платковые куклы, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

При разработке данных материалов использовалась следующая литература:

1. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. - СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008.

2. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности в детском саду. М., 2006.

3. Рыжова Н., Логинова Л. «Мини-музей в детском саду», Линка-Пресс Москва, 2008.

4. Е.Морозова «Кукла как образ человека» Д/в №1 - 2009.

Определение проблем и перспектив в работе мастера

Существующие проблемы:

  • отсутствие навыков у некоторых педагогов мастерства декоративно-прикладного творчества;
  • финансовые и временные затраты.

Перспективы:
В перспективе планирую:

  • провести мастер-класс с родителями на День открытых дверей по теме: «Волшебный мир театра»
  • разместить на сайте ДОУ разработанные конспекты занятий и консультаций.
  • использовать театральные куклы в различных видах деятельности: праздниках, досугах, развлечениях.

Занятия с дошкольниками театральной деятельностью позволяют достичь положительных результатов:

  • развивать память, внимание, мышление, эмоционально-волевую сферу;
  • развивать основные навыки и умения: речевые, коммуникативные, двигательные;
  • развивать познавательный интерес, прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру;
  • формировать понятия добра и зла, взаимопомощи, дружеского и уважительного отношения друг к другу;
  • преодолевать трудности общения, неуверенности в себе.

2.Обоснование проекта предстоящего занятия с участниками мастер-класса

Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться

В театральной деятельности использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, т.к. это способствует наибольшему успеху в усвоении детьми учебного материала и устойчивому интересу к своей деятельности.

В предстоящем мастер-классе будут продемонстрированы:

  • Методы наглядного обучения (слайды презентации, мини-музей театральных кукол);
  • Словесный метод (беседа, рассказ, вопросы);
  • Игровой метод (пальчиковая игра «Снежок», упражнение «нарядим елочку»)
  • Практический метод (изготовление елочной игрушки, рефлексия).

Формы работа в парах.

- Краткая характеристика результативности технологии, демонстрируемой на занятии с участниками мастер-класса.

Использование бросового материала приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить…

Описание занятия или имитационной игры с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с педагогами

Тема: Новогодняя мастерская, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Цель: овладение педагогами технологией изготовления елочной игрушки из бросового материала своими руками.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания об использовании театральных кукол в различных видах деятельности в ДОО;
  • развивать творческую инициативу, фантазию, ручные умения;
  • воспитывать интерес к театральной деятельности, бережное отношение к игрушкам.

Планируемые образовательные результаты:

  • совершенствование навыков по изготовлению елочной игрушки;
  • сформированность интереса к изготовлению поделок из бросового материала.

Этапы
занятия

Планируемая деятельность ведущего с описанием конкретных приемов, организации деятельности участников мастер-класса

Планируемая деятельность участников мастер-класса

Комментарии (указание на используемые средства и др.)

1.Приветствие Презентация «Новогодняя мастерская»

- Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию будет представлен мастер-класс «Новогодняя мастерская как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Участники просматривают презентацию.

Слайд-презентация

2.Знакомство с мини-музеем.

В прошлом году в нашей группе мною был создан мини-музей «Волшебный мир театральных кукол», где размещены разные виды театральных кукол. Все куклы доступны детям, сшиты различные костюмы, изготовлены атрибуты к сказкам. Совместно с детьми продумываем творческие задания и игровые ситуации. Например: ворона Клара задает вопросы о зимующих птицах, поросенок Боря помогает детям научиться дежурить, со змейкой Шушуней выполняем упражнение «Угости друга», произносим звуки. С варежковыми куклами выполняем упражнение «Рыбки-подружки». И дети, сами, с удовольствием принимают участие в изготовлении кукол и потом разыгрывают с ними сказки, например: театр на стаканчиках от йогурта, на киндерах, на ложках, также может быть на баночках, на коробочках и т.д. В результате этой деятельности у детей формируется интерес. Более активные дети получают возможность реализовать свои способности, а малоактивные чувствуют уверенность в своих силах.

Участники рассматривают мини-музей.

Представление мини-музея

Недавно наш музей пополнился новой куклой, зовут ее Зюзя. Это непростая кукла, она принесла вам задание, достаньте первое задание из голубого карманчика. Работать будете в парах, это задание для первой пары.
1 задание: изготовить ёлочную игрушку.
Загадка:
Мы слепили снежный ком, шляпу сделали на нем, нос приделали и вмиг, получился (снеговик)
2 задание: достаньте из красного кармана.
Загадка:
самый добрый в мире, в шубу валенки одет, бородой седой зарос, наш любимый? (дед Мороз)
Это задание для второй пары.
3 задание: достаньте из розового кармана.
Загадка:
она в серебро с жемчугами одета. Волшебная внучка волшебного деда (Снегурочка).
Это задание для третьей пары.
Участники достают задания из карманов куклы.

3.Этапы изготовления елочной игрушки

- Сегодня я покажу вам, как можно сделать елочную игрушку своими руками из бросового материала. Для изготовления елочной игрушки нам понадобится - пластиковый контейнер с петлей, ткань, веревка, клей, цветные ленточки и бантики для украшения колпачка, ножницы, фломастеры, липкая лента, влажные салфетки.

Участники просматривают порядок изготовления елочной игрушки

Слайд-презентация

4.Практическая деятельность:
изготовление елочной игрушки
- Участники творческой группы изготавливают елочную игрушку, а потом, наряжают ими елочку. Сначала подготовим наши пальчики к работе и я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику «Снежок»: 1,2,3,4 - мы с тобой снежок лепили, очень круглый, очень гладкий и совсем, совсем не сладкий. Раз - подбросим, два - поймаем, три - уроним и сломаем. Участники вместе с ведущим выполняют пальчиковую гимнастику. Пластиковый контейнер, ножницы, клей, тесьма.
Звучит музыка.

- У каждого в корзинке есть все необходимые заготовки и инструкция, по которой вы будете работать. - Приклеиваем липкую ленту к контейнеру в трех местах.
- Оборачиваем ткань вокруг контейнера, формируем колпачок, завязываем сверху веревкой.
- Украшаем цветной лентой и бантиком.
- Черным фломастером рисуем глаза, красным - рот, розовым - щеки.
- У кого снеговик - прикрепляйте нос морковкой. Остальные рисуют нос фломастером.
- Игрушка готова!

Участники следуют инструкциям ведущего, изготавливают елочную игрушку из предложенных материалов и заготовок (выполняется под музыку)

Инструкции

5.Упражнение «Нарядим елочку»

А сейчас я предлагаю нарядить елочку игрушками, которые вы сделали. Посмотрите, какая красота получилась! Зюзя очень рад!

Участники творческой группы вместе с ведущим вешают игрушки на елку.

Участники выходят по одному и вешают игрушки на елку.
Звучит музыка.

6.Рефлексия
«Веселые и грустные смайлики»

Я надеюсь, что каждый из вас взял для себя что-то полезное. Если вам понравился мой мастер-класс возьмите смайлик с веселым настроением (объясните свой выбор), а если что-то не понравилось, то возьмите смайлик с грустным настроением. Каждый участник берёт смайлик и объясняет свой выбор. Смайлики.

Благодарю вас за работу. Желаю новогоднего настроения и исполнения желаний. Игрушки вы можете забрать себе, в качестве подарка.
Наш мастер-класс закончен.

Участники берут игрушки с собой.