Дифференцированное обучение как средство повышения учебной мотивации

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: мотивация к обучению, Дифференцированное обучение


Дифференцированное обучение является одним из средств реализации индивидуального подхода и повышения учебной мотивации школьников. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий обучающихся. Дифференциация в обучении предполагает разделение обучающихся в группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. Другим не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в группах. Таким образом, при дифференциации обучения осуществляется учёт индивидуально типологических особенностей личности в форме группировки обучающихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах. В группы детей формируют по способу обученности, а также на основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов.

Первая группа комплектуется из обучающихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, а также из обучающихся со средними учебными возможностями и высоким уровнем развития познавательного интереса. Здесь главным является организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящая естественный ускоренный процесс развертывания психологических функций. Существенным моментом является ориентация на самостоятельность обучающихся. Для наиболее одаренных детей разрабатываются индивидуальные задания и упражнения.

Вторая группа комплектуется из учащихся со средними показателями успеваемости по предмету. Для этой группы наиболее важным для учителя будет деятельность по формированию произвольной внутренней мотивации обучающихся, стабилизации школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд.

Третью группу составляют обучающиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам. Работа со школьниками данной группы требует наибольших усилий. Неоднородность индивидуальных особенностей обучающихся этой группы предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в обучении внутри самой группы.

Осуществляя групповую дифференциацию, необходимо создать атмосферу, благоприятную для обучающихся, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен четко представлять себе и понимать, чего от него ждут.

В работе с младшими школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: «обученность» и «обучаемость». Обученность-это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психологического развития ребёнка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями ее могут служить достигнутый уровень усвоения знаний, качества знаний и навыков, способы и приемы их приобретения. Обучаемость - это восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Дифференцированное обучение по своей структуре понятие многогранное, поэтому на уроках, вводя элементы дифференциации, необходимо придерживаться в основном одной цели - обеспечить одинаковый темп продвижения каждого ученика при выполнении самостоятельной работы, т.е. исходить из того, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих творческих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость труда, прочно и более сознательно усваивал программный материал.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

  1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). На уроках математики используются различные виды продуктивных заданий, например: классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур); преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную); задания с недостающими или лишними данными; выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения; самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.
  2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности. Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных обучающихся : усложнение математического материала (например, в задании для 1 и 2 групп используются двузначные числа, а для 3 группы-однозначные); увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, во 2 и 3 группах дается задача в три действия, а в 1 группе в 4 действия); выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3 группе дается задание: запишите выражение в порядке увеличения их значений и вычислите ); использование обратного задания вместо прямого (например, 3 группе дается задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите); использование обратного задания вместо прямого (например, 2 и 3 группам дается задание на замену крупных мер мелкими, а 1 группе более трудное задание на замену мелких мер крупными).
  3. Дифференциация заданий по объему учебного материала. Такой способ дифференциации предполагает, что обучающиеся 1-й и 2-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы обучающихся. Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например из других разделов программы.
  4. Дифференциация работы по степени самостоятельности обучающихся. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп обучающихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
  5. Дифференциация работы по характеру помощи обучающимся. Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все обучающиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Таким образом, дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных способностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе, а также способствует повышению учебной мотивации младших школьников.

Литература

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С.Выготский. - М., 1996.-340 с.
  2. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И.Ковалев. - М., 1998. - 232 с.
  3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения /А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов. - М., 1990.212 с.