Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Состав слова"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык


Тип урока: обобщающее повторение.

Цели урока: создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».

Задачи:

  • сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
  • развивать память, внимание, мышление, речь;
  • развить у учащихся умения выделять главное, обобщать изученное;
  • работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;
  • воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки;
  • обобщать и классифицировать по признакам;
  • представлять информацию в виде схемы.

Ход урока

1. Оргмомент

Начинается урок.
Он пойдёт нам точно впрок,
Будем знания получать,
Будем грамотно писать.

2. Введение в тему урока

- Сегодня на уроке мы с вами будем выполнять разные виды заданий, работать в парах, группах и самостоятельно.

- Сейчас вы разгадывать кроссворд. Отгадав его, вы узнаете, как называется тема нашего урока. Вы должны догадаться, о каком предмете идет речь, и записать слова к соответствующим номерам. Работать будем в парах.

У детей на партах листы с кроссвордами, работают в парах

Кроссворд:

  1. Учебное помещение для занятий.
  2. Верхняя женская или мужская одежда.
  3. Корм для лошади.
  4. Защитник Отечества.
  5. Лиственное дерево с белым стволом.
  6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

Проверка на интерактивной доске.

- Молодцы, все разгадали слова!

- Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова, то найдете спрятавшееся слово, которое будет подсказкой для определения темы урока. (состав)

- Верно! Состав чего? (слова)

3. Целеполагание

- Какие цели поставим перед собой? (Вспомнить части слова)

- Для чего служит каждая часть?

- Где находится в слове?

4.

- Сегодня на уроке мы с вами освежим знания о составе слова, поупражняемся в подборе однокоренных слов.

5.

А сейчас вы поработаете в группе. Давайте вспомним правила работы в группе.

(1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен - предлагай!)

- Возьмите задание на листе.

- Заполните табличку.

- Какая часть была потеряна в словах.

- Что вы можете сказать о КОРНЕ?

- Какие слова называются родственными?

6. Задание на интерактивной доске. Лист 2

- Запиши только родственные слова.

Вода, водяной, провод, подводный.

Лист, листок, перелистывать, лиса.

Выделить корень на доске и убрать лишнее слово. Докажите, что оно лишнее.

- Какие еще части слова вы видите?

- Что такое окончание? Для чего служит?

- Что такое приставка? Для чего служит? Какое слово образовалось при помощи приставки?

- Что такое суффикс? Для чего служит? Какое слово образовалось при помощи суффикса?

7. Работа с текстом

- Списать, вставить подходящие по смыслу приставки. Проверка (читают предложения).

- Слово перелетные разобрать по составу, пользуясь алгоритмом на доске.

- Читаем алгоритм и пошагово выполняем разбор.

- Какую тему мы сегодня повторили? Какие цели ставили перед собой?

А сейчас выполним задание в группе. Заполните таблицу.

Проверка. Каждая группа по очереди читает по одной морфеме.

8. Рефлексия

- А сейчас я хочу, чтобы каждый оценил свою работу на уроке. Выполните тест.

Проверка на слайдах.

- Встаньте те, кто выполнил задания без ошибок. Поставьте себе оценку 5.

  • допустил одну ошибку - 4.
  • две ошибки…
  • не справился?

- Оценку себе сегодня не ставьте, а дома повторите правило.

9. Оцениванние

- Кому сегодня вы хотели поставить оценки? Обоснуйте. Я сегодня поставлю отметки…

10. Домашнее задание на листе

Выполнить тест по теме «Однокоренные слова».