Тип урока: обобщающее повторение.
Цели урока: создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».
Задачи:
- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
- развивать память, внимание, мышление, речь;
- развить у учащихся умения выделять главное, обобщать изученное;
- работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;
- воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- представлять информацию в виде схемы.
Ход урока
1. Оргмомент
Начинается урок.
Он пойдёт нам точно впрок,
Будем знания получать,
Будем грамотно писать.
2. Введение в тему урока
- Сегодня на уроке мы с вами будем выполнять разные виды заданий, работать в парах, группах и самостоятельно.
- Сейчас вы разгадывать кроссворд. Отгадав его, вы узнаете, как называется тема нашего урока. Вы должны догадаться, о каком предмете идет речь, и записать слова к соответствующим номерам. Работать будем в парах.
У детей на партах листы с кроссвордами, работают в парах
Кроссворд:
- Учебное помещение для занятий.
- Верхняя женская или мужская одежда.
- Корм для лошади.
- Защитник Отечества.
- Лиственное дерево с белым стволом.
- Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
Проверка на интерактивной доске.
- Молодцы, все разгадали слова!
- Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова, то найдете спрятавшееся слово, которое будет подсказкой для определения темы урока. (состав)
- Верно! Состав чего? (слова)
3. Целеполагание
- Какие цели поставим перед собой? (Вспомнить части слова)
- Для чего служит каждая часть?
- Где находится в слове?
4.
- Сегодня на уроке мы с вами освежим знания о составе слова, поупражняемся в подборе однокоренных слов.
5.
А сейчас вы поработаете в группе. Давайте вспомним правила работы в группе.
(1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен - предлагай!)
- Возьмите задание на листе.
- Заполните табличку.
- Какая часть была потеряна в словах.
- Что вы можете сказать о КОРНЕ?
- Какие слова называются родственными?
6. Задание на интерактивной доске. Лист 2
- Запиши только родственные слова.
Вода, водяной, провод, подводный.
Лист, листок, перелистывать, лиса.
Выделить корень на доске и убрать лишнее слово. Докажите, что оно лишнее.
- Какие еще части слова вы видите?
- Что такое окончание? Для чего служит?
- Что такое приставка? Для чего служит? Какое слово образовалось при помощи приставки?
- Что такое суффикс? Для чего служит? Какое слово образовалось при помощи суффикса?
7. Работа с текстом
- Списать, вставить подходящие по смыслу приставки. Проверка (читают предложения).
- Слово перелетные разобрать по составу, пользуясь алгоритмом на доске.
- Читаем алгоритм и пошагово выполняем разбор.
- Какую тему мы сегодня повторили? Какие цели ставили перед собой?
А сейчас выполним задание в группе. Заполните таблицу.
Проверка. Каждая группа по очереди читает по одной морфеме.
8. Рефлексия
- А сейчас я хочу, чтобы каждый оценил свою работу на уроке. Выполните тест.
Проверка на слайдах.
- Встаньте те, кто выполнил задания без ошибок. Поставьте себе оценку 5.
- допустил одну ошибку - 4.
- две ошибки…
- не справился?
- Оценку себе сегодня не ставьте, а дома повторите правило.
9. Оцениванние
- Кому сегодня вы хотели поставить оценки? Обоснуйте. Я сегодня поставлю отметки…
10. Домашнее задание на листе
Выполнить тест по теме «Однокоренные слова».