Цели:
- продолжить знакомить детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил поведения в обществе, раскрыть положение: «Мама - творец человека»;
- продолжить учить детей ценить и дорожить великим даром общения;
- воспитывать у учащихся чуткое, внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме.
Оборудование: учебник «Основы светской этики» 4 класс, автор - Студеникин М.Т., изд. «Русское слово», 2014 год; сердце из бумаги, видеоролик «Притча о маме (с озвучкой), компьютер, проектор, экран, звуковые колонки, записи мелодий, презентация к уроку, таблички с названиями команд: «Улыбка», «Веснушки», «Капелька», «Солнышко»,карточки для индивидуальной и групповой работы (тексты рассказа «Сыновья» В.А.Осеевой и «Сердце матери» Марии Скребцовой), задания командам.
Ход урока
I. Организационный момент. Рефлексия настроения
- Ребята. Встаньте, пожалуйста, повернитесь и улыбнитесь друг другу, нашим гостям, чтобы в классе стало тепло, уютно, дружелюбно.
- Всем, всем добрый день и работать нам не лень. Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность.
II. Введение в тему
- Чтобы узнать тему урока, посмотрите Притчу (показ «Притчи о маме»). Слайд 1.
Этот ангел - мама. Для нас большое счастье, когда мама рядом, когда она здорова, когда она может нас приласкать, утешить, пожалеть. Мама - творец человека. Мама дала нам жизнь, вложила в наши сердца первые понятия о добре и зле, чести и достоинстве. И каждый человек должен быть благодарен своей маме за это.
III. Сообщение темы и целей урока
Слайд 2.
Прочитайте эпиграф к уроку:
«Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение».
О.Бальзак
- Как вы понимаете эти слова? Так о чём мы с вами будем говорить?
Тема урока «Сердце матери». Слайд 3
Цель: представить и описать сердце матери, раскрыть особенности материнской души.
IV. Работа по теме урока
1. Работа с учебником «Светская этика» (стр.113-114).
Задание: прочитайте указанные страницы и найдите ответы на следующие вопросы.
Вопросы:
- Какова роль матери в семье? Слайд 4.
- Когда в России отмечают День матери? (Новый праздник - День матери - постепенно приживается и в России. Установленный Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября).
- Какие ещё праздники посвящены маме, матери? (8 марта - Международный Женский день, 8 июля - День семьи, любви и верности).
В нашей стране есть семейные праздники, старинные и совсем молодые. Один из них появился недавно, 8 июля 2008 г. Как он называется? (Праздник семьи, любви и верности). А какой самый любимый праздник женщин? (8 марта). Кроме того, есть еще праздник - День матери. Когда он отмечается? (Последнее воскресенье ноября). - Как празднуется День матери в других странах?
(В 1914 году, президент США Вудро Вильсон объявил второе воскресенье мая национальным праздником в честь всех американских матерей. Вслед за США второе воскресенье мая объявили праздником 23 страны). - Чем является мама для ребёнка?
2. Работа с притчей Марии Скребцовой «Сердце матери» (на листах).
Чтение притчи про себя. Слайд 5.
Сердце матери
На освещенной солнцем лесной опушке росла с юными дочками красивая береза. Любила она своих деток, ласкала раскидистыми ветками, защищая от холодного ветра и проливного дождя. А летом под ее сенью не страшило березок никакое палящее солнце. Было им "при солнышке тепло, а при матушке добро".
Но однажды разыгралась в лесу гроза. Да не на шутку. Раскаты грома сотрясали землю, а небо то и дело освещалось молниями. Затрепетали от страха тонкоствольные красавицы. Но мама-береза успокаивала их, обняв своими сильными ветками: "Не бойтесь ничего. Молнии не смогут заметить вас под моими ветвями. Я - высокая и…". Договорить она не успела.
Сильный треск раздался среди леса. Огромная молния беспощадно ударила по березе, опалив сердцевину ее ствола. Но береза не загорелась. Силы покидали ее, злой ветер пытался повалить наземь, сильный ливень расплетал ветки, но под ними были ее дети и никто, кроме матери, не смог бы их теперь защитить.
Она еще сильнее прижимала к себе дочерей, еще больше своими слабеющими ветками ласкала их тонкие станы, омывая стекающими по листочкам слезами. В последний раз. Не было предела материнской любви.
Лишь когда все закончилось и над умытым дождем лесом вновь воссияло солнышко, она, покачнувшись, тихо опустилась на землю. "Я никогда не брошу вас, - прошептала она березкам, - мой ствол очень скоро зарастет травой и покроется мхом. Но в нем никогда не перестанет биться мамино сердце. Его не в силах разбить никакая молния".
Когда береза падала, она еще раз ласково обняла дочерей, и не задела ни одну из них. Так три стройные красавицы и растут вокруг покрытого мхом старо пня. Бывает, сядет путник отдохнуть в их тени на ствол старого дерева и покажется ему, что тот удивительно мягкий. Закроет глаза, и услышит, как в нем стучит материнское сердце…
Вопросы к сказке:
- Кто герои притчи?
- Что чувствовали юные берёзки рядом с мамой?
- Как защищала Берёза- мать своих дочек?
- Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чём и как поможет им материнское сердце?
- Какова главная мысль притчи? (Любовь матери огромна, неисчерпаема, глубока и всесильна).
Вывод учителя: Безгранично по своей доброте материнское сердце и материнская любовь. Ради ребёнка мать и в огонь бросится (пословица).
V. Физминутка
Дружно маме помогаем -
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
VI. Работа в группах (вспомнить правила работы в группе)
Слайд 6.
1 группа - «Сокровища материнского сердца»
Задание: выбрать качества души, присущие маме и приклеить их на сердце.
доброта |
заботливая |
нежность |
родная |
жестокость |
чуткость |
ложь |
трудолюбие |
терпение |
гнев |
строгость |
ненависть |
красота |
тревога |
милосердие |
предательство |
сострадание |
ласка |
верность |
прощение |
2 группа - «Народная мудрость».
Задание: составьте пословицы, объясните их значение. Подберите то чувство из сердца матери, которое соответствует данной пословице.
Сердце матери |
и в огонь бросится. |
У сына заболит пальчик, |
одинаково сердцу больны. |
В материнском сердце |
лучше солнца греет. |
Ради ребёнка мать |
а у матери - сердце. |
Матери все дети равны - |
про всех детей ласки хватит. |
Слова для справок: сочувствие, сопереживание, сострадание, бескорыстие, доброжелательность, самопожертвование.
3 группа - Прочитать по ролям рассказ В.Осеевой «Сыновья».
Герои: Автор, Три женщины, Старичок (5 человек).
"Сыновья" В.А.Осеева
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!
Учитель:
- Как называется рассказ?
- Почему старичок увидел только одного сына?
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
4 группа - Творческая мастерская.
Задание: сочинить Синквейн «Мама».
Опорные слова: мамочка, мамулечка, матушка, святая, родная, милая, добрая, заботливая, любит, заботится, простит, поймёт, приласкает, воспитывает, драгоценная.
Проверка работы в группах.
Вывод: Будьте добрым сыном и доброй дочерью до самой старости своей мамы. Умейте чувствовать сердце матери, чтобы как можно чаще видеть в её глазах мир и покой, счастье и радость. Берегите же самую добрую, самую хорошую - вашу маму, берегите её здоровье, её силы - и у вас от этого будет хорошо и спокойно на душе.
Стихотворение «Молитва о маме» (читает ребёнок). На фоне музыки девочка читает стихотворение. Слайд 7.
VII. Итог урока
Рефлексия. - Наш урок подошёл к концу, поделитесь мыслями и чувствами, которые он затронул в ваших сердцах. Закончите следующие фразы:
- Сегодня на уроке я узнал….
- Сегодня на уроке я понял….
- Сегодня на уроке я решил….
- Что главное извлекли из урока? (Мама - творец человека)
Слайд 8.
Вывод: Мама - самый верный друг, который никогда не предаст своего ребёнка. Материнское сердце очень хрупкое, его надо беречь от печали и горести.
Домашнее задание.
Слайд 9.
- Прочитать рассказ Ю.Яковлева «Сердце матери» (с.118-119), ответить на вопросы.
- Выполнить задание на листочках Рабочей тетради.
- А сейчас, ребята, я обращаюсь к вам со словами:
Как бы не манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот, от забот.
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковыми с ней.
Берегите мать от злого слова.
Знайте: дети ранят всех больней.
Если ваши мамы вдруг устали,
Добрый отдых вы должны им дать…
Вам наказ даю, напоминаю:
Дети, дети, берегите Мать!
- Большое спасибо всем за работу, урок окончен! Слайд 10.