Тип урока |
Урок общеметодологической направленности |
Технологии |
Здоровьесбережение, информационно-коммуникационные, развития критического мышления |
Виды деятельности (элементы содержания, контроль) |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, фронтальная беседа, выдвижение гипотез, формирование учащимися выводов
|
Урок начинается с сюжета фильма «Федор Конюхов - Повелитель ветра. Кругосветный полет на воздушном шаре». Режиссер Андрей Кравченко, сценарий Антон Вольский, год производства 2017, страна Россия.
Фильм «Повелитель ветра» о кругосветном полете на воздушном шаре Федора Конюхова. 23 июля 2016 года Конюхов установил мировой рекорд, облетев вокруг земли на воздушном шаре за 11 дней. Уникальный проект - шар высотой с двадцатиэтажный дом. Весом более 10 тонн, а Конюхов единственный человек в мире, который сумел пересечь на гребной лодке Тихий и Атлантический океаны, поднялся на все самые высокие горы в мире, обойти вокруг света на яхте и облететь на воздушном шаре.
Первый слайд презентации посвящен романам Жюль Верна «Пять недель на воздушном шаре», «Вокруг света за 80 дней», «Таинственный остров». Затем в течение урока ребята убеждаются в том, что то, что когда то было сказкой и фантазией, стало явью.
В ходе урока учащиеся знакомятся с историей воздухоплавания, техническими характеристиками летательных аппаратов, вкладом ученых, инженеров, конструкторов в развитие и становление воздухоплавания.
Просмотр видеофрагмента фильма «Арктика. Увидимся завтра» позволяет познакомиться с перспективами использования аэростатов. Арктика будущего - это взгляд Валдиса Пельша и Елены Потаниной. Фильм появился благодаря поддержке Госкорпорации «Росатом», а также Русского географического общества. Работа над фильмом началась в январе 2019 года, когда приступили к сценарию. Съёмки стартовали уже 29 марта, а завершились 29 сентября, т.е. длились ровно полгода. Часть съёмок проходила на атомном ледоколе «50 лет Победы», который совершил тематический рейс на Северный полюс вместе с самыми талантливыми детьми страны, победителями олимпиад, лучшими юными учёными, в том числе и активными участниками проектов сети ИЦАЭ. Несколько участников рейса стали и героями фильма, помогая авторам нарисовать картину будущего.
«Мы хотели рассказать красивую фантастическую историю. Жанр фантастики на самом деле гораздо сложнее, чем обычное документальное расследование, потому что надо не просто пересказать познавательную историю, важно, чтобы зрителям самим захотелось дорисовать картину будущего в голове и поверить в него», - подчеркнул Валдис Пельш.
На уроке учащиеся представляют свои проекты «Терминология», «Аэростаты в филателии и живописи», домашние экспериментальные задания.
Невозможно изучить физику без проникновения в историю ее развития. Использование интернет-ресурсов позволяет представить материал более обзорно и красочно.
Тексты к заданиям №8 (заполнение таблицы «Достоинства и недостатки дирижаблей») и №9 (Прочитайте текст «Перспективы возрождения» и вставьте пропущенные слова и выражения) были составлены на основе материала Википедии «Дирижабль».
На уроке предлагаются задачи из сборников
- С.В.Позойский, И.В.Галузо «История физики в вопросах и задачах», Минск «Вышэйшая школа». 2005.
- М.Е.Тульчинский «Качественные задачи по физике 6-7 классы, Москва «Просвещение». 1976.
- И.М.Низамов «Задачи по физике» с техническим содержанием», Москва «Просвещение». 1980.
- Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат «Физика. Задачник 7 класс» Москва «Мнемозина». 2019.