Направленность: эколого-биологическая.
Возраст обучающихся: 11-16 лет.
Объём программы, срок реализации: 72 часа, 1 год.
Раздел 1. Основные характеристики программы дополнительного образования
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Устав образовательного учреждения.
Предлагаемая программа рассчитана на то, чтобы повысить интерес школьников к решению экологических проблем, усилить желание принимать участие в активной деятельности по защите окружающей среды, что иногда невозможно осуществить в рамках урока, внимательнее относиться к своему здоровью. Экологическое образование никогда не потеряет своей актуальности в образовательном, воспитательном процессах работы со школьниками. Содержание и построение программы создают возможность более последовательно и убедительно раскрывать мировоззренческие идеи экологического воспитания и образования, теснее связать их с жизнью, с практической направленностью.
Направленность программы: эколого-биологическая.
Дополнительность программы: Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Новизна программы:
Программа кружка «ЮнЭко» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению природного окружения и участия в природоохранной деятельности своей местности, а также поддержанию, агитации здорового образа жизни.
Одним из важных условий развития познавательной активности является организация проектной деятельности. Метод проектов позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников.
Отличительные особенности программы.
Данная программа дает импульс к самостоятельному поиску знаний, носит интегративный характер содержания, имеет такие особенности, как направленность на формирование социальных компетенций, использование деятельностных технологий, профильная направленность программы. При реализации программы применяется компетентностный подход к результатам и достижениям учащихся.
Педагогическая целесообразность программы:
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся. Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Предлагаемая программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии, экологии, географии, химии и профессиональной ориентации учащихся по специальности «Экология», «Природопользование», «Биоэкология», учитель биологии и экологии, учитель географии и экологии; формирование элементарных навыков изучения природы, используя исследовательскую деятельность.
Адресат учащихся: Возраст детей, обучающихся по программе 11-16 лет.
Объем программы: объем учебного времени по программе 72 часа.
Формы обучения и виды занятий: лекции, практические занятия, экскурсии, полевые наблюдения, исследовательская работа, игровые технологии обучения. Больший упор делается на практические формы организации обучения.
Срок освоения программы: Продолжительность реализации программы составляет 1 год (35 недель).
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Один час занятий составляет 45 минут. Режим работы может меняться из-за организации экскурсий, проведения практических работ на местности.
Профориентационность программы заключается в том, что в некоторых разделах дети знакомятся с профессиями эколога, специалиста по экологическому просвещению, биоэколога, исследователя.
1.2. Цели и задачи
Цель: формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе, а также формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие творческого потенциала учащихся.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формировать знания о единстве природы, закономерностях природных явлений, о взаимодействии природы, общества, человека, об экологических проблемах и способах их разрешения;
- Расширить кругозор учащихся по экологии, биологии, географии, химии, краеведению;
- Способствовать экологическому образованию школьников;
- Способствовать формированию исследовательских навыков; привитие обучающимся навыков работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;
- Научить сравнивать, делать выводы, прогнозы;
- Способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании;
- Обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- Воспитывать положительное эмоционально-ценностное отношение к природе;
- Способствовать воспитанию экологически направленных ценностных ориентаций личности, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности;
- Способствовать созданию условий для воспитания личности, способной к творческой деятельности, самоопределению, самовоспитанию и самосовершенствованию.
- Выработка устойчивых установок на практическое участие в различных экологических акциях, направленных на сохранение природы конкретной местности.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательный интерес к экологии, экологическое мышление учащихся;
- Развивать интеллектуальные и практические умения по изучению, оценке природопользования и улучшению состояния окружающей среды.
- Развивать творческие способности учащихся в процессе решения познавательных задач;
- Развивать умение работать в группе для нахождения общего согласованного решения;
- Развивать умения пользоваться материалами СМИ, специальной литературой экологического содержания.
1.3. Содержание программы
Предмет изучения программы относится к экологической области знаний. По уровню освоения материала программа является общекультурной, т.е. способствует удовлетворению познавательного интереса, расширению информированности в данной образовательной области, обогащению умений и навыков.
Программа основана на базовых знаниях, полученных учащимися среднего звена на уроках биологии, географии, химии и краеведения. При этом знания, усваиваемые на занятиях объединения, могут значительно расширить уже имеющиеся сведения по биологии или носить опережающий характер.
В основе построения программы лежат следующие принципы:
- Принцип гуманизации рассматривает центральное положение человека, как главного действующего лица цивилизации, от действий которого зависит будущее родного края;
- Принцип научности позволяет сформировать четкую систему знаний по экологии родного края;
- Принцип сотрудничества говорит о роли человека в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании;
- Учет реальных возможностей и обеспечения программы материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами;
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- Ориентация на потребности общества и личности обучающегося;
- Возможность корректировки программы. Программа имеет следующую структуру: титульный лист, содержание, пояснительную записку, учебно-тематический план, список литературы.
Содержательная часть включает в себя следующие разделы:
- Введение: знакомство с программой курса, основными экологическими понятиями и событиями;
- Экология окружающей среды: воздух: состав, влияние на человека, пропаганда по защите озонового экрана, раздельному сбора мусора, энергосбережению. Почва: состав, загрязнение, изучение её свойств. Вода: качества и свойства, источники загрязнений;
- Экология животных: роль животных в природе, животные суши, пресных и соленых вод, почвы, сезонные изменения, взаимоотношения, численность животных.
- Экология растений: растительные сообщества, экологические группы и жизненные формы растений, редкие и охраняемые виды растений, грибы и бактерии в жизни растений, экологические группы грибов, оформление гербария;
- Экология человека: здоровье, образ жизни, режим дня, вредные привычки, пища, питательные вещества, чужеродные примеси пищи, рациональное питание, пропаганда здорового образа жизни, типы высшей нервной деятельности;
- Экологический проект: изучение теоретических основ написания проекта (виды проектов, выбор темы, цель, задачи, гипотеза, предмет и методы исследования), применение знаний на практике в процессе работы над проектом и его оформление;
- Подведение итогов: творческий отчет.
Распределение учебной нагрузки объединения "ЮнЭко"
Количество часов Наименование разделов |
Всего |
Теория |
Практика |
Введение |
2 |
1 |
1 |
Экология окружающей среды |
12 |
6 |
6 |
Экология животных |
16 |
8 |
8 |
Экология растений |
12 |
7 |
5 |
Экология человека |
10 |
5 |
5 |
Экологический проект |
18 |
3 |
15 |
Подведение итогов |
2 |
0 |
2 |
Итого |
72 |
30 |
42 |