Класс: 1.
Учебник: Математика 1 класс (1, 2 часть). Автор: М.И.Моро, Просвещение, 2016.
Цели:
- обучающиеся познакомятся с решением задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
- развивать связную речь, память, внимание.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в знаковых записях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат:
Предметные:
- узнают о новом виде задач;
- научатся решать задачи и оформлять решение задач;
- решать примеры на сложение и вычитание на 2 и 3;
Метапредметные:
- Регулятивные: будут использовать речь для регуляции своего действия.
- Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; подводить по понятие "На … больше", "На … меньше" , выделять существенные признаки.
- Коммуникативные: формулировать собственное мнение.
- Личностные: развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Основные понятия "На … больше", "На … меньше".
Межпредметные связи - чтение, окружающий мир.
Ресурсы:
- основные: учебник, рабочая тетрадь.
- дополнительные: Мультимедийный проектор.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- (Слайд 1) Доброе утро, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Тогда вы легко отгадаете мою загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живет.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится:
Грусть - тоска ее боится. (Улыбка)
- Улыбка нужна всем. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны, добры. Я желаю всем хорошего настроения.
II. Мотивация к учебной деятельности
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
- Девизом нашего урока пусть будут такие слова (читаем вместе): (слайд 2)
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся,
Всё у нас получится!
- Но для этого мне нужны трудолюбивые, смекалистые и охотно помогающие друг другу ученики.
- Есть ли среди вас такие?
- Тогда за работу!
1) Работа в паре. Работа с геометрическим материалом.
Совсем скоро наступит волшебное время года - зима.
К нам на урок пришел еще один гость. А какой, вы узнаете отгадав загадку.
Появился во дворе
Он в холодном декабре
Неуклюжий и смешной,
У ворот стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель….. (снеговик)
У вас на партах лежат конверты с геометрическими фигурами, поработайте в паре и выложите у себя на парте снеговика.
- Какие геометрические фигуры вы использовали?
2) Устный счет.
Цель: отработка устного счета в пределах 10.
- Какое сегодня число. Что вы можете мне о нем рассказать?
(Слайд 4). Игра «Молчанка» (набор цифр). Дети с помощью сигнальных карточек осуществляют проверку.
- Покажите число, которое следует за числом 3, 7, 9;
- Покажите число, которое предшествует числу 2, 4, 6, 8;
- Покажите соседей чисел 5, 8, 4;
- Хорошо. Назовите числа через одно от 10 до 0. Число, которое не называем прохлопываем.
- Что мы повторили? (Знание числового ряда).
3) (Слайд 5). Работа над составом числа.
Цель: отработка знаний состава числа.
- У вас лежат карточки с заданием. Будете работать в паре.
- Что мы сейчас повторили? (Состав числа)
4) Решение задачи. (слайд 6)
Цель: отработка умений решать задачи.
На картинке три рыжих щенка и 1 серый щенок.
- Скажите, можно ли это задание назвать задачей?
- Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос.)
- Чего не хватает? (Вопроса.)
- Поставьте вопрос к задаче? (Слайд 7)
- Повторите условие, вопрос задачи.
- Что нам известно?
- Как найти ответ на вопрос? (Решение задачи.) (Слайд 8)
- Чего еще не хватает? (Ответа.)
- Сформулируйте ответ на вопрос задачи.
- Вспомните, из каких же частей состоит задача? (Слайд 9)
5) Работа в тетради.
- А сейчас откроем тетради и запишем число на 5 клеточке посередине, а теперь эту задачу.
- Что мы сейчас повторили? (Как записывать и решать задачу).
III. Актуализация знаний
1. Самоопределение к деятельности.
Цель: учатся делать вывод по проделанной работе.
- Что же нужно сделать, чтобы увеличить число предметов? А с каким действием будем составлять пример? А что же нужно сделать, чтобы уменьшить число предметов? Каким действием узнаете?
2. Работа по теме урока.
Цель: учатся с помощью учителя выводить тему урока и ставить цели.
(Слайд 11). Давайте определим тему нашего урока, для этого расположите данные числа в порядке возрастания. Какое слово у вас получилось? (Задача).
(Слайд 12). Тема урока: «Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»
- Какие цели мы поставим перед собой? (Будем учиться решать задачи со словами «на больше» и «на меньше»).
ФИЗМИНУТКА.
3. Решение новых задач.
Цель: обучающиеся научатся решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
1. Нарисуйте 5 красных кружков. Ниже нарисуйте столько же синих кружков.
- Что нужно сделать, чтобы синих кружков стало на 2 больше?
- Сравните, каких кружков больше? На сколько синих кружков больше?
- Что значит, что синих кружков на 2 больше? (Синих кружков столько же, сколько красных, и еще 2.)
- Если красных кружков 5, а синих на два больше. Сколько синих кружков? (7)
- Как узнали? (5 + 2 = 7). Запишите пример.
2. Нарисуйте 6 зеленых квадратов. Ниже нарисуйте столько же желтых квадратов.
- Что нужно сделать, чтобы желтых квадратов стало на 3 меньше?
- Сравните, каких квадратов меньше? На сколько желтых квадратов меньше?
- Что значит, что желтых квадратов на 3 меньше? (Желтых квадратов столько же, сколько зеленых, но без 3.)
- Если зеленых квадратов 6, а желтых - на 3 меньше. Сколько желтых квадратов? (3)
- Как узнали? (6 - 3 = 3). Запишите пример.
IV. Закрепление изученного материала
(Слайд 13)
Цель: отработка умений решать задачи со словами «увеличить на…», «уменьшить на …»
(Слайд 14). На поляне сидело 6 енотов, а зайцев - на 2 больше. Сколько зайцев сидело на поляне?
- Повторите условие, вопрос задачи.
- Что нам известно?
- Что значит - на 2 больше?
- Как найти ответ на вопрос? (Решение задачи.)
- Чего еще не хватает? (Ответа.)
- Сформулируйте ответ на вопрос задачи.
1. Работа по учебнику.
Откройте учебник на стр. 96 и выполним № 2. Приготовим тетради. У доски работает ученик.
- Прочитаем задачу.
- Сколько карандашей было у Лиды? Обозначим карандаши кружочками. Нарисуем в тетради.
- Что произошло? (Стало на 2 меньше) Что значит на 2 меньше? (столько же без 2, 2 зачеркнем)
- Что необходимо узнать в задаче? (Сколько стало?)
Запишем самостоятельно решение задачи, ученик с обратной стороны доски.
- (Слайд 15). Давайте сделаем вывод. Каким же действием решается задача, если в ней есть слова «НА БОЛЬШЕ», а «НА МЕНЬШЕ»?
2. Дополнительный материал. Задание на полях.
- Посмотрите на поля. Что общего на рисунке? (Форма, количество кругов, их цвет)
- Чем отличается этот рисунок? (расположением кругов).
- В какую сторону их повернули, чтобы изменить расположение? (Вправо)
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Молодцы. А сейчас проверим, как же вы усвоили материал. Возьмите карточки и выполните задание самостоятельно: «Запиши число». (Слайд 16)
Цель: учатся работать самостоятельно с самопроверкой по эталону.
- Число, которое на 1 больше, чем 8. ___
- Число, которое на 2 меньше, чем 4. ___
- Число, которое на 3 больше, чем 7. ___
- Число, которое на 2 меньше, чем 5. ___
- Число, которое на 3 меньше, чем 9. ___
- Число, которое на 2 больше, чем 5. ___
- А теперь проверим, посмотрите на слайд. А теперь расположите числа в порядке возрастания, если получилось слово, то задание выполнили верно! (Умница).
- Кто не сделал ошибок?
- Вспомните тему нашего урока, чему мы учились на уроке.
- (Слайд 17). А теперь подведем итог, посмотрите на слайд, сформулируйте по теме урока.
Цель:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки (Регулятивные УУД).
- зафиксировать новое содержание урока;
- рганизовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- «Я знал»
- «Я узнал»
- «Я повторил».
- У всех все получалось? Что еще нужно сделать, чтобы не было ошибок?
VI. Итог урока
- Улыбнитесь, покажите всем свою улыбку! Все молодцы! СПАСИБО ВАМ, ДЕТИ, ЗА УРОК!