Олимпиадная работа по русскому языку для 5–6-х классов

Разделы: Русский язык

Классы: 5, 6


5 класс. Русский язык

Вариант 1

1. Расставьте ударение в словах.

Баловать, дефис, звонишь, кухонный, начать, положишь, клала, щавель, документ, километр.

2. Найдите в стихотворении слова, в которых буквы е, ю, я обозначают два звука.

Тюлень ел рыбу целый день,
Объелся рыбою тюлень.
Тюленя одолела лень.

3. Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «от начала до конца», «всё на свете». Почему до реформы русской азбуки (1918) в этом случаи говорили от аза до ижицы?

4. Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выраженияхживота не жалеть, живот положить.

5. Выделите в словах приставки.

Контрудар, безграмотный, вклеить, подгруппа, предобрый, вынырнуть, доварить, правнучка, доледниковый, залечить.

6. Выделите морфемы в словах.

Подорожник, глиняный, снегопад, перевалить, великоватый.

7. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если переставить ударение с последнего слога на первый?

8. Запишите в один столбик однокоренные слова, а в другой - формы одного и того слова.

Мести, каток, ходят, тихий, кличу,орешек, хожу, мельница, прилягу, сухой, кликать, метет, покачу, тишина, орехи, езжу, мельничный, приляжешь, сушить, ездят.

9. Найдите «лишние» слова. Обоснуйте ответ.

  1. Окно, звено, давно, прошмыгнуло;
  2. лесной, лесного, лесник, лесным.

10. Выполните синтаксический разбор предложения.

Днем и ночью с камнем и бетоном по шоссе летят грузовики.

5 класс. Вариант 2

1. Расставьте ударение в словах.

Засуха, краны, средства, директоров, шкафам, должностей, правы, принялся, шофер, цемент.

2. Укажите слова, в которых букв столько же, сколько и звуков. Докажите.

Песня, корыстный, интервью, галька, колосс, коротышка.

3. В каких словах есть суффикс -чик-?

Мячик, зайчик, ключик, стульчик, разведчик, кирпичик, колокольчик, карманчик, тюльпанчик, кузнечик.

4. Выделите корни слов. Как называются корни, которые одинаково произносятся и пишутся, а значение имеют разное ?

Половик - полоть, солить - солист, морской - уморить, резать - резкий.

5. Замените прилагательные таким словом, чтобы оно не просто называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.

Березка высокая, трава зеленая, вьюга февральская, туча грозовая, сорока пестрая, осина тонкая.

6. Найдите «чужого» среди «своих». Объясните свой выбор.

Дичь, горечь, прочь, ночь, дочь, мелочь.

7. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения 1и 2 стали истинными?

1) Буква а пишется в корне следующих слов:
а) изл…жение;
б) прил…гательное;
в) сл…гаемое;
г) изл…гать.

2) Буква о пишется в корне следующих слов:
д) пол…г;
е) пол…жение;
ж) распол…гать;
з) предл…жение.

8. Учитель дал задание: поставить в форму множественного числа слова лист, корень, зуб, пропуск, хлеб. Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответил правильно. Напишите варианты ответов. Обоснуйте.

9. Разберите предложение по членам.

Как прекрасны главные слова: мама, школа, Родина, Москва!

10. Какую роль играют однородные члены в стихотворении А.Т.Твардовского?

Нужны мне разом юг и север,
Восток и запад, лес и степь;
Моря и каменные горы,
И вольный плес равнинных рек.

КЛЮЧИ

Вариант 1

1. БаловАть, дефИс, звонИшь, кУхонный,начАть, полОжить, клАла, щавЕль, докумЕнт, киломЕтр.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

2. Ел-, объелся- обjэлся, рыбою - рыбоjу

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

3. До реформы русской графики (1918) первой буквой в азбуке была буква «аз», а последней - «ижица».

Оценка: 1 балл.

4. Антоним к слову живот - смерть, слово живот в древнерусском языке обозначало «жизнь» (жизни не жалеть , жизнь положить).

Оценка: 1 балл.

5. Контр-удар, без-грамотный, в-клеить, под-группа, пре-добрый, вы-нырнуть, до-варить, пра-внучка, до-ледниковый, за-лечить.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

6. По-дорож-ник-, глин-ян-ый, снег-о-пад-, пере-вал-и-ть, велик-оват-ый

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

7. При переносе ударения глаголы превратятся в имена существительные.

Оценка: 1 балл

8.

Каток - покачу

мести- метет

тихий - тишина

ходят - хожу

орешек - орехи

кличу - кликать

мельница - мельничный

прилягу - приляжешь

сухой - сушить

езжу - ездят.

Оценка: по 0,2 балла за каждую пару слов. Максимальная оценка 2 балла.

9.

1) давно - это наречие, не имеет окончания, о - это суффикс;

2) лесник все остальные слова являются формой одного слова - лесной

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

10. Днем и ночью с камнем и бетоном по шоссе летят грузовики.

(Предложение повествовательное , невосклицательное, простое, распространенное. Осложнено однородными членами)

Оценка: по 0,5 балла за разбор по членам предложения и характеристику предложения. Максимальная оценка 1 балл.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ - 11,6

Вариант 2

1. зАсуха, крАны, срЕдства, директорОв, шкафАм, должнностЕй, прАвы, принялсЯ, шофЁр, цемЕнт.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

2. Песня 5 букв, 5 звуков; интервью 8 букв, 8 звуков (ь не обозначает звука, а ю обозначает 2 звука); коротышка - 9 букв, 9 звуков.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

3. Стуль-чик, развед-чик, колоколь-чик, карман- чик, тюльпан-чик.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

4. Пол-овик- пол-оть, сол-ить- сол-ист, мор-ской- у-мор-ить, рез-ать- рез-кий.

Явления, когда корень у слов одинаковый, а значение слов разное, называется омонимией корней. А корни называются омонимичными.

Оценка: по 0,5 балла.

5. Березка высокая - кудрявая, стройная, тоненькая, белоствольная.

Трава зеленая - бархатная, молодая, нежная, ласковая, изумрудная.

Вьюга февральская злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся.

Туча грозовая - зловещая, хмурая, громыхающая, темная, черная.

Сорока пестрая - белобока, болтливая, суетливая, бойкая, хитрая.

Осина тонкая - трепещущая, трепетная, дрожащая, лепещущая.

Оценка: по 0,2 балла за каждый эпитет. Максимальная оценка 1,4 балла.

6. Прочь - наречие, а остальные слова - существительные.

Оценка: по 0,2 балла.

7. Надо поменять местами варианты а и ж: изложение - располагать.

Буква о пишется, когда за корнем нет суффикса -а, буква а пишется, когда за корнем стоит суффикс -а.

Оценка: 1 балл.

8. В зависимости от значения могут быть разные формы множественного числа: листы - листья, корни - коренья, зубы - зубья, пропуски - пропуска, хлебы - хлеба.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово. Максимальная оценка 5 баллов.

9. Как прекрасны главные слова: мама, школа, Родина, Москва!

Оценка: 1 балл.

10. В этом стихотворении используется антитеза ( протовопоставление), которая обладает большой экспрессией, придает речи выразительность. Однородные члены являются антонимами.

Оценка: 2 балла.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ - 15,1.

6 класс

Задания, оцениваемые в 5 баллов.

1. В каком ряду все слова являются самостоятельными частями речи?

  1. Синева, веселый, мой, кроме;
  2. быстро, бежать, ваш, не;
  3. десять, прийти, смелый, каждый;
  4. без, столько, чтобы, весело.

2. В каком ряду все слова являются именами существительными?

  1. Тройка, пять, белизна, седьмой;
  2. парад, бег, пять, газ;
  3. два, соловей, нежность, доброта;
  4. ворона, решение, пятак, чернота.

3. В каком ряду все слова являются глаголами?

  1. Спать, белеет, светло, мычит;
  2. решает, веселеет, думает, строительство;
  3. бегство, ценились, волнительный, цвет;
  4. свищет, трубит, краснеет, светает.

4. В каком ряду все существительные женского рода?

  1. Бандероль, фасоль, шампунь, лебедь;
  2. дядя, мозоль,тень, блюдце;
  3. овощ, картофель, рояль. Земля;
  4. тапка, туфля, Миссисипи, мадам.

5. Установите соответствие.

1) Где? Когда? Как?

а) подлежащее

2) Каков предмет? Что это?

б) определение

3) Какой? Чей?

в) сказуемое

4) Кем? Чем?

г) обстоятельство

5) Кто это? Что это?

д) дополнение

6. Найдите лишнее слово в каждом ряду.

  1. повествование, описание, рассуждение, предложение;
  2. звонкий, ударный, твердый, мягкий;
  3. морфема, синоним, антоним, омоним;
  4. качественные, относительные, личные, притяжательные.

7. В каком слове буква ю обозначает два звука?

  1. Полюс;
  2. карбюратор;
  3. жюри;
  4. юла.

8. Какое слово имеет нулевое окончание?

    Вещество;
  1. домики;
  2. видел;
  3. причёсываюсь.

9. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный звук?

  1. партер;
  2. тортов;
  3. 3) положить;
  4. 4) щавель.

10.В каком ряду в словах на местах пропуска пишется буква а?

    Изл…жение, р…сти;
  1. выр…щенный, прил…гательное;
  2. заг…реться, з…ря;
  3. к…сательня, уг…реть.

КЛЮЧИ

1 вариант

1.3).

2.4).

3.4).

4.4).

5.1) г; 2) в; 3) б; 4) д; 5) а.

6.1) Предложение; 3) морфема.

7. 4). 8.3). 9.4). 10.2).

6 класс

1. Расставьте ударение в словах.

Квартал, доверху, сироты, клала, красивее, повторит, сливовый, ходатайство, торты, нефтепровод.

2. Сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворных строчках непарный глухой твёрдый согласный звук.

Открыта больница
Для птиц и зверей
Идите лечиться
Туда поскорей.

3. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.

Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.

4. Объясните разницу в значениях слов.

Абонент - абонемент, глиняный - глинистый, эффектный - эффективный.

5. В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.
А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.
В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.

6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Древн..греческий басн..пис..ц Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанфустро..л уг..щение ученикам послал Эзопа на рынок и велел ему Купи нам всего лу..шего что есть на свете! Пр..шлигос(?) ти - Эзоп под..ёт одни только языки жареные с..лёные.
- Что это значит?
- А разве язык (не)самое лу..шее на свете? … Ничего нет лу..ше языка!
- Ну так на завтра купи нам всего ху..шего что есть на свете
На следу..щий день Эзоп опять под..ёт одни только языки.
- Что это значит?
- А разве язык не самое ху..шее на свете? … Ничего нет хуже языка!

7. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?

8. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку. 6 класс

(51 балл)

1. КвартАл, дОверху, сирОты, клАла, красИвее, повторИт, слИвовый, ходАтайство, тОрты, нефтепровОд.

(10 баллов)

2. Звук [ц] встречается в объявлении 3 раза.

(3 балла)

3. Перст - палец, ратай - пахарь, сей - этот, стезя - дорога, трапеза - еда, тщетно - напрасно, уста - губы, уповать - надеяться, чета - двое, чадо - ребёнок.

(10 баллов)

4.

(6 баллов)

5.

А) Кот наплакал.
Б) Черепашьим шагом.
В) Попасть на седьмое небо.

(6 баллов)

6. Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости - Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.
- Что это значит?
- А разве язык не самое лучшее на свете? … Ничего нет лучше языка!
- Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.
На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.
- Что это значит?
- А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка! (5 баллов)

7. На омонимии.

(1 балл)

8. В оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах», «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну»

(10 баллов)

Список литературы

  1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.I. М.: Учпедгиз. 1963.
  2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: КН. для учащихся. М.: Просвещение. 1995.
  3. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение,1995.
  4. Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 5 кл.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2002.
  5. Кучеренко Н.Д. Тесты по русскому языку. М.: Лист, 1998.
  6. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. М.: просвещение. 1989.
  7. Васильева А.Н. Основы культуры речи/ А.Н.Васильева. - М.: Русский язык. 1990.
  8. Агеенко Ф.Л Словарь ударений русского языка /Ф.Л.Агеенко, М.В.Зарва. - М.: Рольф Год, 2000.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.gramota.ru
  2. http://www.slovari.ru