Технологическая карта урока русского языка проекта "Функциональная грамотность". Тема урока: «Окончание как часть слова»

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, окончание, УМК «Начальная школа 21 века»


УМК «Начальная школа 21 века» («Русский язык. 2 класс», авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова.

Технологическая карта урока

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

формирование у учащихся представлений об окончании как изменяемой части слова и его роли в словообразовании

Основные термины и понятия

Родственные (однокоренные) слова, корень

Информационно-образовательная среда

Ресурсы: страницы учебника

Межпредметные связи
(наименование предмета и тема)

УМК «Начальная школа 21 века» (С.В.Иванов, А.О.Евдокимова) учебник 2 класса.
Раздаточный материал (буклет с распечатанным кроссвордом). Плакат с вопросами: Что такое окончание? Где стоит окончание в слове? Зачем нужно окончание? Как обозначают окончание в словах? Компьютерная презентация.

Литературное чтение «Сборник загадок»
Окружающий мир (животные, деревья, грибы, цветы, времена года)

Планируемые результаты

Предметные:
- умение находить и выделять окончание как часть слова;
- понимание понятия «форма слова»

Метапредметные:
Познавательные:
- умение работать с информацией, используя работу со словарём;
- умение анализировать языковой материал, обобщать полученные результаты, доказывать своё мнение;
- умение ставить перед собой цель под руководством учителя.
Регулятивные:
- умение ставить перед собой учебную задачу (под руководством учителя), планировать свою деятельность;
- умение принимать и удерживать учебную задачу в течение всего урока;
- умение осуществлять контроль своих действий.
Коммуникативные:
- умение высказывать своё мнение, слушать и понимать других;
- умение работать в статической группе, взаимодействовать с партнёром.

Личностные:
- осознание себя частью коллектива, своей значимости в процессе открытия нового знания;
- формирование познавательного интереса к новому учебному материалу.

Этапы урока

Формируемые УУД, компоненты ФГ

Мотивационно-ориентировочный этап

Приём, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности (подчеркните нужное: игровая ситуация; проблемный вопрос, проблемная ситуация, ситуация затруднения, антиципация, учебно-познавательная или учебно-практическая, др.).

Учитель: В сегодняшнем уроке мы поговорим о том, из чего состоят слова. Для этого нужно кое-что запомнить.
(На доске написаны слова «лесник, лесной, лесочек, перелесок»).
- Прочитай слова.
- Как я могу назвать эти слова одним словом?
Дети: однокоренные (родственные).
- Почему их можно назвать однокоренными?
- Найдите и выделите корни этих слов.
- Что мы знаем о части слова «корень»?
- Есть общие части и близкие значения.
- Лес корень (обозначен дугой).
- Это основная часть слова и содержит значение слова. Нет слов без корней.

Познавательные УУД:
- извлекать информацию из иллюстраций, текста.
Коммуникативные УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.
Регулятивные УУД:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Компоненты ФГ:

коммуникативная грамотность,
информационная грамотность,
литературная грамотность

Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность (подчеркните нужное: познавательный интерес, желание помочь персонажу, стремление применять свои знания, получить практический (личностно значимый) результат, потребность в самоутверждении, самореализации, получении удовольствия).
Учитель: Сегодня мы познакомимся для вас с новой частью слова. Как она называется, вы найдете её, разгадывая кроссворд.
Разгадывать кроссворд вы будете в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.
(Дети получают листы кроссвордов на свои парты и решают их попарно).
- Проверьте ответы на экране и исправьте все обнаруженные ошибки. (Каждая пара по очереди читает загадку и даёт ответ. Слово открывается на экране).
- Какое слово получилось?
Дети: - Окончание.

Познавательные УУД:
- анализировать различные объекты;

Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме;
- высказывать свое предположение;

Цель учащихся (цель учебной деятельности - УД):

Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?
(О новой части слова.). Какую цель мы поставим перед собой?

Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную цель;
Компоненты ФГ:
информационная грамотность,
литературная грамотность,

Учебная задача (УЗ):

Сформулируем для себя задачу урока.
(Узнать о новой части слова.)
- Что бы вы хотели о ней узнать?
1. Как называется новая часть слова?
2. Какая это часть?
3. Для чего служит?
4. Как обозначается?

Регулятивные УУД:
- планировать свою деятельность на уроке;
- принимать и сохранять учебную цель и задачи;
Компоненты ФГ:
литературная грамотность,
информационная грамотность

Поисковый этап

Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи)

Окончание и есть та новая часть слова, которую мы будем сегодня изучать.
Окончание - это очень важная часть слова. Как вы думаете, что мы обязательно должны о ней знать?

Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания);

Компоненты ФГ: Литературная грамотность,
Информационная грамотность

Составляемый учащимися (при участии педагога) план:

На доске учитель размещает плакат свопросами:
Что называется окончанием?
В какой части слова она находится?
Для чего нам нужно окончание?
Как же обозначается окончание в словах?
Учитель: - Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы

Укажите форму фиксации плана - графическая.

Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
Регулятивные УУД:
- планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность действий на уроке;
- принимать и сохранять учебную цель и задачи;
Компоненты ФГ:
информационная грамотность,
литературная грамотность

Практический этап

Реализуемый пункт плана. Работа с учебником.

- Выполним второе упражнение по учебнику (устно) стр.69
Догадайтесь, какая форма слова используется в каждой группе?
Кто «они»? Группы? Формы? Окончания?

- Дети читают (стр. 69, упр.2), отвечают на вопросы.
- В каждой группе слова одинаковые, но формы слов разные.

Открываем учебник на стр. 70, «Тайна языка». Что вы узнали?
2. Форма организации учебной деятельности - решение практической задачи.
Дети: - Окончание - это изменяемая часть слова;
- Располагаются в конце слова;
- Конец слова обозначается квадратом.
Дети: - Выводы из учебника соответствуют нашим выводам.
3. Содержание проводимой работы - учащиеся по одному проговаривают вывод.
4. Предполагаемый итог работы (открытие нового знания).

Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- строить понятные для собеседника высказывания;

Компоненты ФГ:
информационная грамотность,

Познавательные УУД:
- извлекать необходимую информацию из текста;
- ориентироваться в учебнике;

Коммуникативные УУД:
- строить диалогическую речь;
- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;

Регулятивные УУД:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
делать выводы по результатам работы;

Компоненты ФГ:
читательская грамотность,
коммуникативная грамотность,
литературная грамотность

Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ

Выполним упражнение 3 на странице 69.
Прочитайте, сколько форм слова сад вы встретили в тексте?
Выпишите все формы слова сад. Подчеркните одной чертой часть слова, которая не меняется, а ту, которая меняется - двумя.
- Сделаем вывод. Для чего же служит окончание? (для изменения слова, изменение слова нужно для правильной связи слов в предложении).

Личностные:
осознание обучающимися своей учебной деятельности.

Компоненты ФГ:
читательская грамотность,
коммуникативная грамотность

Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся.

- Поработаем самостоятельно. Спишите текст. Дополните предложения недостающими окончаниями, употребив слово «лиса» в разных формах.
(На экране текст. В нём пропущены окончания.)
В норе лис_. У лис_ пушистый хвост. Про лис_ есть много сказок. Мы любуемся лис_.)
- Проверим, как вы справились с самостоятельной работой. Прочитайте свой текст и назовите окончания у слова «лиса».
- У кого возникли затруднения? Что было сложным?

Пора подвести итоги.
- Какую задачу мы ставили в начале урока?
- Как вы считаете, мы достигли её?
- Какая часть слова называется окончанием?
- Для чего нужно окончание?

Возьмите листочки с лесенкой. Оцените свою работу на уроке.

- Кто считает, что на уроке он узнал новое, ему было интересно и всё получилось, - рисует солнышко на верхней ступеньке.

- Кто считает, что на уроке он узнал новое, было интересно, но не всё получилось, - рисует солнышко на ступеньке ниже.

- Кто считает, что на уроке ему было трудно и непонятно, - рисует солнышко на нижней ступеньке.

Выполнить домашнее задание: стр. 70, упражнение № 4.

Личностные:
формирование самооценки и взаимооценки,
осознание обучающимися своей учебной деятельности.

Компоненты ФГ:
литературная грамотность,
читательская грамотность,
коммуникативная грамотность