Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В краю Логика»

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старший дошкольный возраст


Цель: развивать логическое мышление, память и наблюдательность.

Задачи: Формировать у детей логическое мышление через логико-математические игры. Учить детей делать умозаключения. Совершенствовать диалогическую речь. Формировать потребность в двигательной активности через физминутку.

Материалы и оборудование: презентация на электронном носителе, мультимедиа, магнитная доска, ноутбук, проектор, аудиозапись «звук самолета», три коробочки: желтая, красная, зеленая, записка-задание, картинка с корабликами и флажками, цветные карандаши (фломастеры), судоку «транспорт».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, не так давно мы с вами путешествовали по краю «Геометрия» в стране Математики. Сегодня мы продолжим наше путешествие, но полетим в другой край. Он называется Логика. Что это за край, что там изучают, мы узнаем, когда попадем туда.

Чтобы отправиться в путешествие, нам надо произнести волшебные слова:

Топнем, хлопнем, повернемся
Закроем глазки и теперь
Откроется в сказку волшебная дверь!

После произнесения слов, включается звук двигателя самолета.

Воспитатель: Дети, вы узнали, что это за звук? Какой вид транспорта издает его? (ответы детей) Верно, это самолет. Значит, мы с вами полетим на самолете. (Слайд презентации с самолетом). Пристегнули ремни, отправляемся в полет. Выстраиваемся за мной по одному, расставляем руки - это будут крылья самолета и полетели.

(вместе с воспитателем оббегают вокруг группы и возвращаются на свои места)

Воспитатель: Вот мы и прилетели в этот необычный край. (Слайд 2 - Полянка в лесу). Смотрите, какая красивая полянка. А что это стоит вот здесь? (Выставляется три коробочки)

Презентация

Воспитатель: Посмотрите, дети, перед нами три коробочки и рядом записка: «В одной из коробочек лежит для вас задание, но, чтобы узнать в какой именно, вы должны послушать задание и порассуждать логически. Итак, во всех коробочках лежат вещи. Конфета лежит не в желтой, и не в красной коробочке. Игрушка - не в желтой, и не в зеленой. В какой коробочке лежит задание?» Давайте рассуждать.

Ответы и рассуждения детей (Желтая коробочка)

Воспитатель: Молодцы! Вы сейчас рассуждали логически. Ребята, значит Логика - это такой край математики, где даются различные задания, требующие от нас рассуждений и выводов. Посмотрим в коробочку. Есть задание! Слушайте внимательно. Заполни пустую клетку. (Слайд 3 с заданием)

Дети выполняют задание, рассуждая, приходят к выводу, какой домик надо нарисовать в пустой клеточке для гномика и рисуют в своих листочках.

Воспитатель: А нас приглашают пойти дальше. Из леса с гномиками мы попадаем ... (Слайд 4 - городской вид). Куда мы пришли?

Дети: город

Воспитатель: Почему вы решили, что это город?

Дети: высокие дома, улицы, много транспорта.

Воспитатель: Да, верно это город. В городе живут ребята, которые помимо логики очень любят заниматься спортом. Смотрите, перед вами три мальчика. (Слайд 5) Они увлекаются разными видами спорта, но кто и каким видом занимается они не скажут, а дают нам решить логическое задание.

Самый высокий мальчик играет в теннис, мальчик ниже ростом не играет в шахматы. Кто же каким видом спорта занимается?

Ответы детей, их рассуждения.

Воспитатель: Отлично, ребята, вы справились с этим заданием. Нам пора идти дальше по этому интересному краю. И мы вышли с вами к озеру. (Слайд 6) Как же его можно переплыть?

Дети: лодка, катер, плот, паром, пароход.

Воспитатель: Верно, вы много назвали видов водного транспорта. Молодцы! А что нам приготовили в краю Логики? Смотрите, два кораблика и опять записка. Слушайте. «Вам нужен кораблик с желтым флажком. Но флажки упали. Верните их на место. У красного кораблика не зеленый флажок, а у синего - не желтый флажок».

Дети рассуждают и рисуют над нужным кораблик желтый флажок.

Воспитатель: Молодцы! Можем отправляться дальше. А пока мы плывем, предлагаю сделать Морядку - это морская зарядка.

Этот кот - впередсмотрящий.
С ним туман не страшен нам.
Ловко он залез на мачту
И глядит по сторонам! (движение головой вправо - влево)
Ну а вот флажками машет
Молодой матрос - енот!
Морякам с другого судна
Он сигналы подает. (махи руками, как сигнальщики, вверх и в сторону)
Приготовил кок - коала
Нам и кашу, и компот.
Долго у плиты стоял он
А теперь шагает вот. (шаги на месте, с высоким подниманием колен)
После плаванья приятно
Вновь стоять на берегу.
Потанцую -ка я, братцы,
Удержаться не могу (поскоки на месте с одновременным поднятием то правой, то левой руки).

Воспитатель: Отлично размялись и как раз приплыли. Куда нас привез кораблик? (Слайд 7 - станция с поездом)

Дети: на станцию

Воспитатель: Да, а какой вид транспорта нас может здесь повезти?

Дети: поезд

Воспитатель: Верно. Вот как раз подходить поезд. Но в какой вагон нам надо садиться, если Котенок едет не в первом и не в третьем, Щенок - не во втором и не в третьем.

Дети рассуждают и приходят к выводу, что наш вагон третий.

Воспитатель: Проверяем. (открывает окошко вагона 1 - там Щенок, вагона 2 - Котенок, вагона 3 - пусто). Отлично, значит садимся в третий вагон.

Воспитатель: А пока мы с вами едем, я предлагаю вам порешать Судоку. Судоку - это японский кроссворд, где тоже требуется логическое рассуждение.

На магнитной доске выставляется картинка с вариантом кроссворда детского судоку с картинками.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот перед вами кроссворд Судоку. Это большой квадрат, который поделен внутри на маленькие квадраты. Некоторые клеточки здесь пустые, вот их и надо заполнить, но так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом маленьком квадрате, картинки не повторялись.

Ребята рассуждают, смотрят и заполняют недостающие клеточки нужными картинками.

Воспитатель: Время пролетело не заметно, пока мы решали судоку. Наш поезд привез нас к себе в сад.

Воспитатель: Дети, а в каком краю мы сегодня с вами побывали? Как он называется? Вам понравилось решать логические задачки? Поедем еще как-нибудь в такой замечательный край? Отлично!

Литература

  • Бахтина С. Судоку для мальчиков ФГОС ДО. - М.: Издательство «Экзамена», 2018. -8с.
  • Веселые домашние задания для детей 6 лет. - М.: «Издательство «Хатбер», 2016. - 16с.
  • Носов И. Развиваем мышление. - М.: Издательская Группа «Азбука-Аттикус» «Махаон», 2016. -32с.

Интернет-ресурсы

  • https://vk.com/im?sel=162882367&z=photo162882367_457239222%2Fmail4550
  • https://yandex.ru/video/preview/?filmId=918540689112739436&text=физминутка%20краб%20морская&path=wizard&parent-reqid=1592311349592795-1447085231108336940500303-production-app-host-man-web-yp-137&redircnt=1592311360.1