Занятие для обучающихся 2 класса имеет метапредметную направленность, с применением здоровье-сберегающих и информационно-коммуникативных технологий.
Групповая форма работы направлена на развитие познавательного интереса (совершенствование мыслительных операций, память, внимание, воображение, аналитических способностей и т.д.)
Обучающиеся с увлечением выполнят задания, предложенные на занятии.
- Тренировка зрительной памяти
- Совершенствование мыслительных операций
- Зрительная гимнастика
- Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать
- Графический диктант
Оборудование для учителя:
- карточки по заданиям
- проектор
- компьютер
- камера
Ход занятия
1. «Мозговая гимнастика»
«Да, нет, ай-яй-яй» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи, при помощи дыхания уходит напряжение. На слово «Да» - голова опускается вперед. На слово «Нет» - голова идет влево и вправо. На слово «Ай-яй-яй» - голова разворачивается вправо и влево. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» четыре раза носиком от самой маленькой увеличивая в размере, затем по три раза каждой рукой, а в конце обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Вижу палеи!» указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см смотреть на палец в течение 4-5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
2. Зрительная гимнастика
«Осень». Использование электронной гимнастики для глаз. (В зависимости от времени года).
3. Разминка
- Какое число было три дня назад?
- Какой день недели будет послезавтра?
- Какая буква третья с начала алфавита? («в».) А третья с конца? («э».)
- Кто следит за чистотой и работает метлой? (Дворник.) - Назовите компоненты при вычитании. (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.) - Горело 10 свечей. 3 погасли. Сколько свечей осталось? (3 - остальные догорели.)
- Пара лошадей пробежала 20 километров. Какое расстояние пробежала каждая? (20 км.)
- Как называется тёмный цвет кожи от долгого лежания под солнцем? (Загар.)
- За чем мы едим? (За столом.)
- По чему утка плавает? (По воде.)
4. Тренировка зрительной памяти
Задание № 1. Очень внимательно прочитайте три раза ряд слов, записанных на доске. Попытайтесь их запомнить: ТРАВА, СЕНО, ЦВЕТОК, КАША, РЫБА, БУКЕТ, СЕЛО, СТОЛ. А затем, когда их закроют, ответьте на вопросы:
- Сколько букв в последнем слове? (4.)
- Сколько слов состояло только из одного слога? (1.)
- Назовите два слова, которые отличаются лишь одной буквой. (Сено и село.)
- Назовите третье с начала слово. (Цветок.)
- Встречалась ли в названных словах буква «У»? (Да, в слове букет.)
- Назовите два слова, в которых была буква «Р». (Трава, рыба.)
Задание № 2. Игра «Найди фигуру». Это задание очень объемно в плане развития и совершенствования познавательных процессов у детей, так как в ходе его выполнения активно развиваются внимание, восприятие, воображение, мыслительные способности. Проверка данного задания должна быть проведена обязательно, так как нестандартность предложенных частей и недостаточно ещё развитое воображение детей создают условия для неточного и неправильного выполнения задания.
Приложение № 1
Найди фигуры А, В, и С в квадрате с права. Напиши в фигурах их номера. Раскрась одинаковые фигуры одним цветом, не заезжая за контур и не делая пробелов.
Проверка: назовите номер части, которая равна фигуре А (3). Если кто-то из ребят допустил ошибку, ему обязательно надо показать это, сравнив стороны двух фигур и их углы.
К фигуре В парой будет фигура под номером 2, а к фигуре С - 10. Чем заданные фигуры А, В, С отличаются от соответствующих им фигур 3, 10, 2? (Положением на плоскости: они как бы повернуты относительно друг друга.)
Задание № 3. Найдите двух одинаковых котов. Раскрась их не заезжая за контур и не делая пробелов. Приложение № 1
Ответ: это 1 и 5. По каким признакам проводилось сравнение? (По глазам, ресницам и усам.)
5. Весёлая переменка
Физкультминутка «Машина физкультминутка» использование компьютера (презентация).
6. Логически-поисковые задания
Задание № 4. Вставь в данные слова нужный слог так, чтобы получились новые слова. Запиши их. Приложение № 1
Проверка: куда нужно вставить слог? (Между первым и вторым слогами.) Во все ли слова подходил слог - ло? (Нет, только в первое и в третье слова.) Какие же слова получились? Ответ: молоток, резинка, жалоба, корзинка.
Задание № 5. Перед вами три столбика. В каждом отсутствует согласная в начале или в конце слова. Допишите буквы согласных так, чтобы слова в каждом столбике были разные. Приложение № 1
Ответ:
Коррегирующая гимнастика для глаз
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе (каждый свое имя, варианты могут меняться). Глаза при этом мягко прикрыты.
7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Задание № 6. Две девочки - Даша и Зоя любят рисовать. Одна из них рисует клоуна, другая кошку. Подумай и ответь, что рисует Зоя, если Даша никогда не рисует кошек.
Ответ: Зоя рисует кошку.
Задание № 7. «Найди закономерность». Посмотрите на рисунок. В нём две части, вы должны внимательно рассмотреть все рисунки в левой части, нарисованные по определённому плану, и подумать, какой рисунок из 7 пронумерованных правой части надо поместить в пустой прямоугольник вместо вопроса. Приложение № 1
Проверка. На какие детали обращали внимание? (На шляпы, на глаза и на рот.) Ответ: № 3.
8. Графический диктант
Диктант: от начальной точки одна клетка вправо, одна клетка вниз, две вправо, одна вверх, одна вправо, две вниз, пять вправо, две вверх, одна влево, одна вверх, две вправо, восемь вниз, одна влево, две вверх, одна влево, две вниз, одна влево, две вверх, три влево, две вниз, одна влево, две вверх, одна влево, две вниз, одна влево, три вверх, одна влево, четыре вверх, соединяем в начальной точке. Ответ: см. рисунок.
9. Рефлексия
- Чем занимались на занятии.
- Что больше понравилось.
Спасибо за работу.
Список литературы
- Айзенк Г. Проверьте свои способности. - Рига: Виеда. 1992.
- Голубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 7-10 лет. - М.: ВАКО, 2010.
- Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. - М.: НПО «Перспектива», 1993.
- Зак. А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. Задания для самостоятельной работы детей. (ксерокопии)
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики во втором классе. - М.: Илекса. 2005.
- Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. - СПб: Лань, МИК, 1996.
- Математика 2-4 классы: олимпиадные задания. Вып.1 Сост. Г.Т.Дьячкова. - Волгоград: Учитель, 2011.
- Мочалов Л.П. Головоломки: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит», 1996.
- Перельман Я.И. Занимательная арифметика: Загадки и диковинки в мире чисел. - М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007.
- Соколовская С.М. Словарь в ребусах и загадках. Учебное пособие по русскому языку для учащихся 1-4 классов и учителей. - Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002.
- Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. - М.: Омега, 1996.
- Сухих И. Г. 800 новых логических и математических головоломок. - М.: АСТ: Астрель, 2008.