Методическое описание мультифункционального модуля «Мечтаем о космосе. Строим ракеты»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Идея и актуальность создания модуля

Внедрение в структуру образовательного процесса нашего ДОУ парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» потребовало создания игрового конструктивного центра в средней возрастной группе детского учреждения. При создании центра учитывались возрастные особенности детей. Так как у детей 4-5 лет начинает складываться произвольное запоминание и развиваться образное мышление, увеличивается устойчивость внимания при выполнении каких-либо действий, а в данном случае действия с различными видами конструкторов, назрела актуальность создания мультифункционального демонстрационного модуля. Предполагалось, что данный модуль будет поддерживать интерес детей не только к конструктивно-инженерной деятельности, но и проведению различных проектов в рамках реализации основной и парциальных программ.

Цели и задачи использования мультифункционального демонстрационного модуля

Цели: разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО. Активное развитие у дошкольников всего комплекса познавательных процессов.

Задачи:

  • Совершенствовать конструктивно-технические способности детей.
  • Развивать желание участвовать в совместной проектной деятельности.
  • Формировать умение с помощью модуля планировать, дополнять, улучшать, создавать и изучать будущую постройку, сюжет или проект.
  • Учить анализировать созданные проекты, конструкции или отдельные предметы на модуле, повторяя их в своих работах с различными видами конструкторов.
  • Развивать у детей способность различать строительные детали разных видов конструкторов, учить использовать их с учетом конструктивных свойств и поделок, запланированных на схемах модуля.
  • Приобщать детей к возможности реализовывать познавательную активность, любознательность, инициативу, в созданной техносреде.
  • С помощью модуля развивать предпосылки к созданию «Инженерной книги»
  • Формировать умение пользоваться иллюстративным материалом, чертежами, или самостоятельно выполненными рисунками, схемами при планировании будущей постройки, выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачами и алгоритмом намеченного плана. Учить использовать в работе «Инженерную книгу».
  • Воспитывать умение сотрудничать, работать в команде, стремясь к общей цели.
  • Вовлекать родителей к подготовке проекта и участию в исследовательской деятельности детей, помогать в подборке материалов, иллюстраций и т.д.

Возможности использования многофункционального модуля в образовательных областях:

ОО «Познавательное развитие»

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности: использование готового сюжета или коллажа на модуле при изучении детьми объектов окружающей действительности. Формирование умения обследования предметов с помощью систем сенсорных эталонов. Ознакомление с профессиями и творческой деятельностью людей.
  • Формирование элементарных математических представлений: использование расположенных предметов и объектов на модуле поможет детям закрепить количественный и порядковый счет, формировать представление о равенстве и неравенстве групп предметов. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Развивать представление о геометрических фигурах. Изображения на модуле помогут детям научиться определять пространственные направления и отношения «от себя».

ОО «Речевое развитие».Возможность использования изображения на модуле при пополнении и активизации словаря, умении использовать в беседе части речи, согласовывать в предложениях слова и предлоги. Учить использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Формировать умение вступать в беседу, делать выводы. Развивать связную речь при обучении рассказыванию сюжета на модуле. Возможность чтения художественной литературы при работе с сюжетной линией модуля.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: модуль помогает формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. При подготовке отдельных изображений для модуля, дети овладевают формообразующими движениями ведущей руки (рисуют, вырезают, лепят предметы по теме коллажа). В процессе такой деятельности у детей развивается воображение, творчество, колористические и композиционные способности. Перед началом заполнения модуля или в процессе проектной деятельности возможно ознакомление детей с различными видами искусства, картинами художников, работами архитекторов.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: при работе над сюжетом модуля дети учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми, добиваясь общей цели. У детей формируются позитивные установки к различным видам творчества и труда, а также формируются основы безопасного поведения в быту. Модуль помогает развить и поддерживать интерес к сюжетно-ролевым играм (возможность его мобильности и использования в пространстве игрового действия)

ОО «Физическое развитие»: модуль помогает в развитии двигательной активности при проведении подвижных игр по тематике коллажей, как демонстрационный материал. Например: конструируем самолеты, играем в П/И «Самолеты летят».

Техническое описание мультифункционального модуля «Конструкторское бюро Самоделкина»

Модуль состоит из планшета по размеру А1 и устойчивых ножек (по типу мольберта). Высота модуля - 120 см, что дает возможность работать с ним ребенку. Модуль может передвигаться в различные зоны групповой комнаты. В начале работы над проектом, педагог прикрепляет к планшету модуля лист ватмана А 1, вместе с детьми подготавливают нужный фон для будущего коллажа. В работе над проектом или отдельными конструктивными задумками, дети постепенно заполняют коллаж предметными картинками, схемами, создавая общую модель проекта, с каждым разом улучшая ее или преобразовывая. В конце проекта коллаж убирается, но может в дальнейшем использоваться в различных видах детской деятельности.

Мультифункциональный модуль «Конструкторское бюро Самоделкина»

Начальный этап использования модуля.

Дети создают коллаж «Космос и космические ракеты».

Завершение работы над модулем в рамках проекта «Космическое пространство».