Изображение предметного мира – натюрморт

Разделы: МХК и ИЗО, Мастер-класс, Профессия — педагог

Ключевые слова: натюрморт


Технологическая карта урока

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Класс

6

Тип урока

Комбинированный урок

Методы

Словесный, наглядно-демонстрационный

Формы проведения

Очная

Тема урока

Изображение предметного мира - натюрморт

Цель

Ознакомить учащихся с жанром живописи - натюрморт, основами композиции, правилами постановки и построения натюрморта.

Задачи урока

Раскрыть понятие «композиция» и правила ее построения;
Развить наглядное и пространственно-образное мышление, индивидуальные способности учащихся;
Воспитывать аккуратность в ведении своей работы

Основные термины, понятия

Натюрморт, компоновка, композиция

Планируемый результат

Личностные

Знакомство с работами известных художников

Метапредметные

Формирование умения самостоятельно определять и формулировать цель на уроке осуществлять последовательную работу по плану; оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свои предположения и доказывать их (Регулятивные УУД);
Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке. Формирование умения сравнивать размеры предметов, выделять особенности построения композиции (Познавательные УУД);
Формирование умения вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы (Коммуникативные УУД).

Предметные

Формирование умения осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на презентационный материал, уметь поэтапно вести работу от «чистого» листа до итоговой работы (натюрморт).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Проверяем вашу подготовку к уроку и наличие всех необходимых учебных принадлежностей: карандаш, ластик, альбом, краски, фломастеры или карандаши (на выбор ребят), клей и ножницы. Создание положительного настроя на урок.

Подготовка учебных принадлежностей

Постановка цели и задач урока

Создание проблемной ситуации.
Перед вами две картинки (изображение натюрморта и изображение девушки с корзиной):

Вопросы к учащимся:
-Что изображено на картинках?
-Чем первая картинка отличается от второй?
-Где мы в повседневной жизни можем встретить подобные изображения?
-Что объединяет оба изображения?

Мы с вами нашли, что общего в этих изображениях, и на первой, и на второй картинке представлен НАТЮРМОРТ.
Теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. Конечно мы с вами будем разговаривать о предметах, о правилах построения натюрморта, и о том любые ли предметы можно назвать натюрмортом. И соответственно темой нашего урока будет являться «Изображение предметного мира - натюрморт»
Но мы с вами так и не смогли ответить на вопрос в чем же их отличие, поэтому на этот вопрос мы попробуем найти ответ в ходе урока.

Осознанно слушают и отвечают на вопросы.
Сравнивают и анализируют изображения на обеих картинках.
Приводят примеры, где в повседневной жизни они встречаются с натюрмортом.
Формулируют тему урока

Постановка проблемы

- С чем мы с вами столкнемся при рисовании натюрморта?
Проблема: как правильно создать натюрморт, что необходимо учесть при рисовании натюрморта.

Отвечают на вопросы и тем самым выводят проблему урока

План

На доске будет дан план урока в разброс:

  1. Постановка цели и задачи урока;
  2. Разбор правил композиции;
  3. Работа в парах;
  4. Выведение критериев оценивания работ;
  5. Оценивание работ.

Выставляют порядок плана урока

Актуализация знаний

Посмотрите на свои рабочие столы, что вы на них видите? Как расположены ваши учебные принадлежности?
Можно ли назвать предметы, лежащие у вас на столах натюрмортом? Если да, то тогда ответьте мне на вопрос, что же такое натюрморт?
Натюрморт - это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются окружающие нас предметы, имеющие между собой смысловую связь.

Отвечают на вопросы и приводят примеры

Определение критериев оценивания

Рассмотрение правил построения натюрморта на примере отличия двух изображений натюрморта. Затем ребятам предлагается вывести критерии оценивания

Выведение критериев оценивания

Действия по реализации плана

Задание 1. Вывести правила композиции.
На экране будет представлено несколько изображений с композиционными ошибками, обучающимся необходимо будет их найти и назвать.
Задание 2. Составить и нарисовать натюрморт из 3-4 предметов согласна правилам композиции.
На основе правил композиции, обучающиеся выполняют работу по парам по созданию натюрморта.

Выведение композиционных ошибок

Обучающиеся разделяются по парам, самостоятельно между собой распределяют обязанности по выполнению работы, на основе выведенных ошибок компоновки предметов в листе составляют и рисуют натюрморт из 3-4 предметов (вырезают и приклеивают на лист, согласно задуманному натюрморту)

Оценивание результата по критериям

По уже выделенным критериям оценки (на основе выведенных композиционных ошибок) оценить работу

Пытаются оценить свои работы

Рефлексия пути достижения результата

- Что мы сегодня узнали нового на уроке?
- Удалось ли нам добиться поставленной цели?
- Почему не удалось добиться поставленной цели?

Отвечают на вопросы