Цель: Создание благоприятных условий для сплочения группы, развитие конструктивных навыков взаимодействия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки каждого участника.
Задачи:
- Оказывать помощь ребёнку в познании себя, укреплении своего «Я» для дальнейшего саморазвития детей.
- Способствовать осознанию ребёнком себя, своих возможностей, особенностей.
- Развивать рефлексивные навыки детей.
- Активизировать речь детей, вызывая у них желание высказаться.
- Воспитывать желание к взаимопомощи и умение действовать сообща.
Ход занятия
Дети в кругу. Ребята, поприветствуйте наших гостей.
Я тоже поздороваюсь с вами. - Здравствуйте те, кто успел утром обняться с мамой.
- Здравствуйте те, кто с аппетитом позавтракал.
- Здравствуйте те, у кого есть друзья.
- Здравствуйте те, кто осенью пойдёт в первый класс.
- Здравствуйте те, кто любит читать.
- Здравствуйте те, кто уже умеет читать самостоятельно.
- Здравствуйте те, у кого сейчас хорошее настроение.
- У меня тоже хорошее настроение. Как вы думаете, почему? (Выслушать ответы детей)
- Да, все, что вы сказали, верно. Хорошая погода, светит солнце, я рада нашей с вами встрече. А еще у меня хорошее настроение от ожидания интересных открытий на занятии.
- Ребята, часто ли вы задумываетесь над тем, какие вы и ваши друзья? (ответы детей).
- А ведь есть много способов узнать себя получше. Хотите попробовать? (ответы детей)
- Предлагаю совершить путешествие на планету под названием «Мы», где можно узнать о себе и ребятах много нового. Вы готовы полететь со мной? (ответы детей).
Давайте скажем слова, которые помогают нам в наших делах.
- Желаю успеха.
- Я тебе помогу.
- У тебя всё получится.
- У нас всё получится.
Диспетчер (звучит аудиозапись):
- Дороги е пассажиры! Вылет задерживается по техническим причина. Приносим свои извинения. Пока вы ждёте вылета, можете поиграть в игровой комнате, где вас ожидают разные игры.
А для пассажиров, которые очень торопятся, мы можем предложить звёздную мантию
- Что мы выберем? (ответы детей, подвести к выбору второго варианта).
- Для того, что бы воспользоваться звёздной мантией, всем нужно назвать свои имена и взяться за руки.
(Каждый по очереди называет своё имя, а мы хором повторяем имя и делим его на слоги).
Берёмся за руки, встанем ближе друг к другу, чтобы все были укрыты мантией. (ФОТО 1)
- Закройте глаза.
- Держитесь крепче.
Три – два – один – летим!
- Ребята, посмотрите какое красивое небо над нами, много ярких звёзд. ( Пауза.)
- Внимание, приземляемся.
- Ребята, мы попали на интересную планету под названием «Мы».
Жители этой планете живут в своих домах, не встречаются друг с другом и общаются только по телефону.
Они могут посмотреть на нас через волшебную рамку. Я предлагаю заглянуть в неё и рассказать о себе. (ФОТО 2)
Чтобы добраться до этой рамки, нам нужно пройти по дорожке. Возьмитесь за руки и двигайтесь вперёд по дорожке. Вот эта рамка.
- Каждый из вас возьмёт рамку и будет рассказывать о себе: своём характере-какой каждый из вас, и о том, что вы любите делать. Будем говорить по очереди, а остальные поддерживают словами «Это – здорово!»
Начинать рассказ нужно со слова Я. Можно, я начну. Я - любознательная. Я люблю читать разгадывать загадки.
Задаются вопросы:
- Ты доволен или недоволен собой?
- Есть дети, похожи е чем-то на тебя?
- Приятно тебе это?
- Какие вы все разные, теперь жители этой планеты знают о вас, и как можно рассказать о себе друзьям.
- Нам пора отправляться дальше. (Дети подходят к плоту)
- Посмотрите, впереди большое озеро и всего один плот и такой маленький. Как же нам уместиться на этом плоту? (Ответы детей, все размещаются на плоту и пытаются удержаться)
- Держитесь крепче, чтобы нам никого не потерять в этом путешествии.
- Все ли поместились?
- Какая чудесная планета, не успели оглянуться, мы уже на другом берегу.
- Как вам удалось поместиться на плоту? (Помогали, поддерживали друг друга)
- Что ты сделал, чтобы все дети поместились, никто не остался на другом берегу?
Предлагаю немного отдохнуть: сделаем самомассаж.
- Ребята, как по-вашему, для чего нужны друзья?
- Ребята, случаются в вашей группе ссоры?
- Предлагаю порассуждать: как себя надо вести, что нужно делать, что бы дружба между ребятами не закончилась?
- Кто бы хотел начать? Бери камешек - называй секрет дружбы и помещай в коробку.
(Делиться, разговаривать вежливо, уступать, защищать, просить прощения, не обманывать, не драться, помогать в трудный момент, поговори, если друг расстроен чем-то, пригласить в гости, на День рождения, написать письмо, открытку, не грубить, просить прощение, если обидел или был не прав; заботиться о друге, быть честным, не ябедничать, уметь слушать друг друга, умей жалеть, сочувствовать; радуйся успехам друга, не завидуй).
- А если всё же поссорились, что делать?
- Общаетесь вы с друзьями по телефону? В каких случаях можно позвонить своим друзьям? (Можно позвонить, если друг далеко, если он заболел, если уже поздний вечер и встретиться не получается).
- Как вы считаете, интереснее общаться с другом по телефону или когда твой друг рядом? Почему?
Как можно узнать, какое настроение у человека? (по лицу, по голосу) Если друг чем-то расстроен, чем вы можете помочь, если друг рядом? А если вы разговариваете по телефону?
- А в школе умение дружить пригодиться? Конечно, я уверена, что вы будете верными и надёжными друзьями.
- Я добавлю ещё один секрет дружбы для жителей этой планеты - выходить из своих домиков, встречаться с друзьями, общаться НЕ по телефону, а в живую. Вот сколько секретов дружбы мы собрали. Оставим здесь коробку, надеюсь, они помогут жителям планеты жить в мире и дружбе.
- Мы с вами уже долго на этой планете, но я вижу, что ещё в один уголок мы не заглянули. Посмотрите, куда указывает стрелка. (Приготовлены столы, листы бумаги, карандаши).
- Ребята, «МЫ» так называется эта планета - состоит из многих Я. Сегодня вы много говорили про себя. Предлагаю каждому нарисовать свою букву «Я». Как вы это чувствуете, по-разному, по-своему, чтобы эта буква отражала ваше настроение. Выбирайте цвет и подумайте, как украсить свою букву.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
По окончанию каждый прикрепляет свой листок на большие буквы «МЫ» в любом месте.
Рассмотреть, какие буквы получились. (ФОТО 3)
- Этот коллаж мы оставим жителям планеты, чтобы и они могли разместить свои буквы «Я».
- Нам пора отправляться обратно в детский сад. (Накрываемся мантией)
- Возвращаться нам пора!
По местам,мои друзья. Полетели!
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Что нового узнали?
- Что было трудно?
- Сегодня нам удалось побывать на планете под названием «МЫ». Вы узнали о себе, какие интересные ребята в нашей группе. ( Отметить успехи каждого ребёнка).
Помогли жителям планеты, я надеюсь они поняли, что дружить в живую, а не по телефону - это интересно, это – здорово..
Заключение. Упражнение «Мы – тоже».
Я вам расскажу о своём настроении. А вы если согласны со мной, отвечайте «Мы – тоже»
Я делюсь с вами хорошим настроением.
- Я дарю вам улыбку.
- Я горжусь вашими успехами.
- Я радуюсь каждой встрече с вами.
- Я вас обнимаю.
Все обнимаются в одном кругу.
Список литературы
1. Белякова, О.В. 100 лучших игр для подготовки к школе / О.В.Белякова. - М.: Айрис-пресс, 2008.
2. Бирюков, В. Детский сад и подготовка к школе / В.Бирюков, А.Черницкий. - М.: Издательство "Эксмо" ООО, 2013.
3. Котова Е.В. В мире друзей. – Москва: ТЦ Сфера, 2007 г.
4. Уханова А.В. Завтра в школу! (развитие эмоций и навыков общения у ребёнка). – СПб.: Речь; М: Сфера, 2015.