Школа, семья, ребенок: аспекты социально-психологического здоровья

Разделы: Школьная психологическая служба


Двойка

Мама легонько похлопала по плечу Костю, и мальчик понял, что пришло утро, что пора заправлять кровать, чистить зубки, пить чай с лимоном, надевать белоснежную рубашку, новый костюм, специально купленный для сегодняшнего дня. Такое доброе и долгожданное утро было у всех семей, в которых жили дети–школьники.

Мамы, волнуясь, вытаскивали купленные еще вчера цветы из ваз, аккуратно заворачивали в декоративный целлофан, поправляли воротнички, готовили вкусный завтрак. Папы давали последние наставления своим подрастающим сыновьям: “С Лешкой не дерись, но и в обиду себя не давай, отстаивай свое мнение”.

Костя уже был знаком со своими одноклассниками, и первый год обучения в школе принес ему много интересного. Теперь предстоял второй. Учился Костик неплохо, но был немного робким и стеснительным, лишний раз боялся поднять руку, смущался, когда о нем говорили при большом количестве людей, однако всё это не мешало ему иметь успех у девочек, которые при появлении Кости начинали нервно теребить бантики и шаркать ножкой. И вот уже школа, вот крыльцо, вот друзья... Знакомый класс, в котором всегда светло и уютно, любимый учитель, знающий все тайны на свете, и первое задание для второклассников.

Сочинение на тему: “Как я провел лето”, наверное, пишет каждый человек в своей жизни, а некоторым приходилось описывать своё лето не раз... Костя точно знал, что напишет, с летними приключениями проблем не было, но вот все правила он забыл, и теперь думал только о том, чтобы не ошибиться в написании слов. В результате сочинение (по мнению Кости) получилось превосходное. В подробностях было описано все: от рыбалки до маминого платья, которое заботливый сын решил “немножко” укоротить. Мальчик сдал тетрадку последним специально, чтобы учительница проверила её поскорей, но тут прозвенел звонок, и пора было идти вместе со своим классом в кино.

Вечером дома мама и папа то и дело подходили к Костику, гладили по голове или просто приятно улыбались, гордясь тем, что их сын пошёл сегодня во второй класс. Ужин был необыкновенно вкусным и праздничным, на десерт мама принесла мороженое с взбитыми сливками. Все было мило и хорошо настолько, что, засыпая, мальчик вспоминал этот “волшебный” день.

В окне улыбалось утро. Костя быстро проделал все обычные процедуры, оделся, съел завтрак, схватил портфель и побежал в школу. Он пришёл за полчаса до начала занятий, одноклассники тоже пришли раньше. Костя аккуратно разложил на парте тетради и учебники, достал пенал и уставился на учительницу, которая с минуты на минуту должна была непременно похвалить его за хорошее и подробное сочинение о том, как он провел лето. Что и говорить, мальчик ждал своей первой в этом году пятерки, он даже начал волноваться и прикусил нижнюю губу. И вот долгожданный момент настал, учительница взяла тетрадки и начала, открывая их по очереди, называть оценки вслух.

У всех были пятерки и четвёрки, думать об оценке ниже мальчик и не собирался. Но тут учительница взяла его тетрадь, посмотрела на Костю и неодобрительно покачала головой. За этим последовали слова о том, что он за лето все мозги “проотдыхал”, что он не вынес ничего полезного из прошлого года, и допустил по две–три ошибки в каждом слове.

Костя даже плакать не стал, ему было так обидно, что слёзы казались ему сущим пустяком. Всю перемену он думал о том, как родители отреагируют на первую оценку. Было стыдно и непонятно, что же такого он там нелепого написал? Неужели никто из класса не “проотдыхал мозги”, только он? Костя долго шёл домой — не хотел “радовать” родителей.

Мама открыла дверь и улыбнулась, папы не было дома. Костя решил не оттягивать момент истины и прямо с порога выложил всё: и про двойку, и про мозги, в довершение ко всему слёзы все-таки подступили к глазам, и мальчик разревелся. Мама была недовольна, говорила, что если во втором классе её сын не справляется — что же будет дальше? Говорила о каких–то детях её знакомой, о том, какие они все хорошие и умные, и радуют своих родителей положительными оценками, а Костя всё плакал и не понимал, что значит положительная оценка. Вечером пришёл папа, и пришлось рассказывать всё сначала, только без слез. Было решено наказать провинившегося сына неделей без вечерних гуляний.

Второй класс Костя закончил кое-как. Больше не хотелось тянуть руку, потому что ответ мог оказаться неправильным, и его стали бы ругать. В третьем он начал от скуки рисовать в тетради по русскому машинки, за что опять получил нагоняй. Четвертый, пятый и шестой прошли незаметно, потому что мальчик смотрел на снег за окном или на новую стрижку Ленки. К выпускным экзаменам готовиться Костя не стал, и сдал их вполне прилично, на тройки... Потом неудавшийся первый курс института и академический отпуск. Потом интересная работа — бизнес, своя квартира, машина, крутые друзья в кожаных пальто, с сотовыми телефонами и золотыми перстнями, новые подружки и редкие приходы в гости к родителям.

Первае синтебря

Сачинение “Как я провел лето”

Я паехал в отпуск с Мамай и папай мы были на море там мне очинь панравелось. Утрам мы хадили на море и купались мама загарала а я с папай купался иныряли с валнореза. Пагода была харошая и мы каждый ден купались. А ищё у мамы было длинае красивае плате но ана ево пачимута не адивала и я ево обрезал а патом мама миня ругала. Мой папа часто брал миня на рыбалку и паказывал как надо лавит рыбу мне очинь панравилась. Я люблю сваю маму и папу патаму што они самые харошые радитили. Я пастараюс быть харошим и неогарчать сваих радителей.

...Жизнь уже почти наладилась, новая сделка обещала большие доходы, но что-то однажды пошло не так. Кожаное пальто — пожалуй, единственное, что у него осталось. Ни любви, ни друзей, ни материальной обеспеченности, ничего. И как во втором классе, Костя даже не плакал, — ему было так обидно и больно, что слёзы казались ему сущим пустяком. У него ещё есть шанс всё исправить, но, как и в школе, страх перед неудачей плотно сидел внутри, а мамины слова о прекрасных, удачливых детях её знакомых всё время крутились в голове.

...Константин остановился у двери, из которой когда–то его первый раз проводили в школу. Сел на корточки, достал из кожаного пальто мятую старую тетрадку:

Внизу под текстом красовалась двойка, которую маленький мальчик запомнил на всю жизнь. Он очень хотел быть хорошим сыном.

Я думаю этот рассказ наглядно нам показывает, что существует сильная зависимость между нарушениями психологического здоровья и успеваемостью в школе. Нарушениям психического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания. Снижение внимания является общим неспецифическим следствием нарушения психологического здоровья.

О психологическом здоровье детей в последнее время говорят все чаще. Многие упрекают в отсутствии заботы о детях власть, правительство, школу и программы обучения. Все это справедливо, но важно подчеркнуть, что только семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье, разумеется, семья полноценная. (слайд 9) Лишь она способна наполнить ребенка радостью бытия.

Благодаря эмоциональной связи, любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений и психологическим здоровьем самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем.

Поэтому именно от них, в первую очередь, зависит уравновешенное психическое состояние ребенка. Точно так же, как родители обеспечивают ребенку хорошее питание, полноценный сон и необходимую гигиену, они могут обеспечить своим детям и душевное здоровье. Как это сделать?

Родители по-разному могут помочь детям обрести уверенность в себе. Чрезвычайно эффективный способ - помочь ребенку обнаружить и развить свои сильные стороны. Все дети, даже казалось бы, крайне бездарные, имеют способности. Иногда талант очевиден, например, ребенок может иметь чудесный голос и хорошее чувство ритма. Чаще, талант менее заметен, однако он точно есть. Например, некоторые дети удивительно чувствительны к трудностям других людей. У других - невероятное воображение, помогающее им находить новые решения задач. У третьих просто милый, добродушный характер.

В настоящее время в результате экономической нестабильности, утраты духовно-нравственных ориентиров появился ряд опасных тенденций, прежде всего, – возрастание асоциального поведения в детской, подростковой и молодежной среде (бродяжничество, ранняя алкоголизация, наркомания, нарушение норм морали, рост самоубийств).

Во всех этих позициях несовершеннолетний, его возрастное психическое, личностное развитие всегда рассматривается через призму его социальной ситуации развития, его индивидуальных особенностей социализации и взаимоотношений с той социальной средой, в которой реализуется и осуществляется его жизнедеятельность.

Для наших детей становится нормой выпить баночку пива, они считают, что не одно праздничное мероприятие не может обходится без спиртного. И пример они берут с нас взрослых. Ведь это традиция пропустить рюмочку за столом, за приятной беседой. А без этого ведь и нельзя расслабиться. Интересное было замечание одного ребенка. Когда они с семьей вечером катались на коньках, весело провели время. Придя домой она сказала: О было так весело, и хорошо, а вы ведь даже не выпили не грамма. Такая оценка страшна, ведь в подсознание для ребенка отложилось, что веселья без спиртного не бывает. К сожалению, такие ситуации становятся нормой для нас. В связи с этим мне бы хотелось привести ещё один отрывок из рассказа Ч.Айтматова «Белый пароход», который явно показывает, как наши дети страдают от наших вредных привычек.

У него было две сказки. Одна своя, о которой никто не знал, другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь! В тот год ему исполнилось семь лет, шел восьмой.

Так начинается повесть Ч.Айтматова «После сказки» или «Белый пароход». Герой этой повести семилетний мальчик был брошен разведенными родителями. Его детская мечта была проста – увидеть отца, который по слухам был матросом на пароходе. В минуты отчаяния и тоски, он приходил на берег реки, долго мечтал, как он превращается в рыбу и доплывает до отца.

 Маленький человек не мог перенести предательства единственно близкого человека – деда Мамута. Однажды возле угасшего очага мальчик наткнулся на смертельно пьяного деда. Старик лежал весь в пыли и грязи, рядом с вырубленными рогами Рогатой матери оленихи. Обрубок головы грызла собака, Больше никого не было. Не было и той сказки деда, которую любил мальчик!

 Он заставил деда перевалиться на бок и вздрогнул, когда к нему повернулось лицо пьяного старика, запятнанное грязью и пылью, и почудилось мальчику в ту минуту, голова белой, зарубленной давеча топором. Мальчик отпрянул в страхе и, отступая от деда, проговорил: «Я сделаюсь рыбой. Ты слышишь, Ата, я уплыву! А когда придёт отец, скажи ему, что я сделался рыбой».

Старик не отвечал. Мальчик побрёл дальше, спустился к реке и ступил прямо в воду. Никто ещё не знал, что мальчик уплыл рыбой по реке. На дворе раздавались пьяные песни!

Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.

Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребенку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья и коррекцию уже имеющихся.

Какой бы родитель не хотел сказать: “Я люблю своего ребенка всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения”.

Сегодня выписано много рецептов родительской любви, выведена формула. И все же мне бы хотелось заострить ваше внимание на одном моменте. У психологов есть понятие “тактильного голода”. Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. Это одна из основных бед детей, воспитывающихся в детских домах. Некому их обнять, прижать, потормошить, подбросить (пока это возможно), поцеловать или потрясти тяжелой отцовской рукой за холку. Это не запишешь ни в какие должностные инструкции. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах сдержать свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся все закаленнее и выдержаннее. Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке. Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относится к детям, как к равным, воспринимаются слишком буквально.

Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: “Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития - двенадцать”.

Общайтесь побольше с детьми. Разговаривайте. Люди должны понимать друг друга. Для этого существуют слова. Это большое заблуждение, думать, что близкие люди должны понимать друг друга без слов, должны, но это не обязательно. Чем больше вы общаетесь с детьми, чем больше интересуетесь их делам. Тем крепче будут вас связывать отношения, тем крепче они будут любить вас.

“Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение! Воспитание - это терпение. Понимать, принимать, терпеть.

Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”. С.Соловейчик

Список литературы

  1. Елизавета Романовская. «Двойка».
  2. Чингиз Айтматов. «Белый пароход».