Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: "Составление рассказа «Волшебница Зима» с помощью мнемотаблицы"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи, мнемотаблицы, составление рассказов с опорой


Образовательные задачи:

  • обобщать и уточнять знания детей о зиме и зимних забавах;
  • активизировать и расширить словарь за счёт слов-действий, слов-признаков;
  • развивать языковое чутья путём образования родственных слов;
  • обучать составлять описательные рассказы по схеме описания времен года;
  • обучать объяснять смысл пословиц;
  • совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за»; согласование прилагательных с существительными).

Развивающие задачи:

  • развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память;
  • развивать личностные качества: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценке и самоанализу;
  • развивать предпосылки к учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, внимание к собственной речи, самостоятельности в принятии решений.

Оборудование:

  • Доска магнитная
  • Магниты
  • Ноутбук
  • Мяч
  • Сюжетные картинки «Зима»
  • Мнемотаблица «Зима»
  • Презентация «Зима»
  • Конверты с заданиями
  • Волшебная коробка
  • Звуковые символы и картинки для звукового анализа

Словарная работа:

  • номинативная лексика: зима, снег, мороз, ветер, лед, декабрь, январь, февраль.
  • адъективная лексика: снежная, серебристая, долгожданная, пушистый, серебристый, мягкий, искристый, жгучий, леденящий, сильный, трескучий, слова-антонимы. предикативная лексика: заморозила, замела, заледенела, завьюжила, запорошила

Ход ООД

I. Вводная часть

Организационный момент

Воспитатель:

Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…

Дети: Зима.

Воспитатель: - Как долго длится зима? Назовите зимние месяцы?

Дети: декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: - Правильно, молодцы!

А как называют зиму? (Волшебница). Подберите слова, близкие по значению к слову "волшебница". (Кудесница, колдунья, чародейка)

II. Основная часть

Воспитатель: - Зима нам прислала письмо. Хотите его прочитать?

Презентация «Приветствие Зимы»

Зима: «Здравствуйте, ребята! Я Волшебница - зима. И мои сестрицы: метель, вьюга, поземка и пороша.

Метель гоняет снег, падающий с неба или поднятый с земли. Все дорожки (что делает?) …заметает.

Вьюга — это сильная метель. Сильный ветер поднимает снег с поверхности земли и кружит его в воздухе. Вьюга (что сделала?) …завьюжила.

Поземка – это метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.

Пороша — это выпавший ночью и переставший идти к утру снег, на котором отпечатываются свежие следы животных.

Пороша все (что сделала?) …запорошила.

Воспитатель: - Ребята, кто запомнил помощниц Зимы?

Дети: Метель, вьюга…

Зима: - Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне узнать, нравится ли вам зимнее время года. Я предлагаю вам выполнить мои интересные задания. За правильно выполненное задание подарю вам снежинки. Когда вы соберете все снежинки, свершится зимнее чудо! Желаю успехов!

Воспитатель: Согласны, ребята? Тогда отправляемся в путь.

Гимнастика для глаз «Зима. Снежинка».

Речевое сопровождение Зрительные упражнения.

Снежинка - пушинка кружится, летает.
Снежинка - пушинка не тает, не тает.
Вот вниз опустилась почти до земли,
Вот вверх поднялась, посмотри, посмотри!
Вот слева кружится и справа кружится,
То в небо летит, то на землю ложится.
Подставь-ка ладошку, смотри, не зевай,
Подуй на нее и скажи: «Улетай!»
Дети выполняют движения глазами.

Задание 1. Словесная игра «Что наделала зима?» (образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»).

Воспитатель: - Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой ЗА.

Зимушка-зима, что же ты наделала?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки… – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

Воспитатель: - Вы справились с заданием, вручаю вам первую снежинку.

Задание 2. Дидактическая игра с мячом «Назови как можно больше красивых слов».

Дети отвечают на вопросы: какой, какая? какое?

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

Зима какая? морозная, снежная, ветреная, холодная.

Солнце какое? низкое, неяркое.

Воспитатель вручает вторую снежинку.

Задание 3. Словесная игра «Доскажи словечко».

Воспитатель: - Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом. Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба все скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Все снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Все сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)

Воспитатель: - Подул ветер и все слова разлетелись. Помогите их собрать.

- А слово зима будет родственным со словом снег? Почему?

Воспитатель вручает третью снежинку.

Задание 4. Звуковой анализ слова «Зима».

Воспитатель вручает четвертую снежинку.

Физминутка.

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
(дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)
Он превратится в толстый ком,
(останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)
И станет ком снеговиком.
(«рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)
Его улыбка так светла!
(показывают руками на лице улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка –
(медленно приседают)
Увы! – и нет снеговика.
(пожимают плечами, разводят руками)

Работа у панно.

Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы.

Воспитатель: - Ребята, хочется Зиме услышать рассказы о себе, а чтобы рассказы получились красивые, рассмотрите нашу схему-помощницу. Глядя на схему, вы без труда вспомните, все, что вы знаете о зиме.

Рассказы детей.

1 ребенок. Солнце. Какое зимой солнышко? (Зимой солнце низкое, неяркое, оно светит, но не греет).

2 ребенок. Небо и осадки. Какое небо зимой, какие осадки выпадают? (Небо серое, низкое, часто идет снег, он покрывает землю белым ковром)

3 ребенок рассказывает нам о земле, есть ли трава, цветы, зелень. (Зимой земля замерзает, нет ни травки, ни цветов, а реки часто покрыты льдом до весны).

4 ребенок. Жизнь деревьев. Что происходит с деревьями зимой? (Листья на деревьях и кустарниках уже опали; только, когда выпадет снег, деревья одеваются в белоснежный наряд; одни елочки стоят зелененькие, им мороз нестрашен, они стали еще красивее в снежном наряде.)

5 ребенок. Одежда людей. Кто расскажет, как одеваются люди зимой? (Зимой люди надевают самые теплые одежды: шубы, шапки, шарфы, теплые сапоги и обязательно варежки, чтобы не мерзли руки)

6 ребенок. Напоминает нам о жизни диких зверей и птиц. (Медведь всю зиму спит в берлоге. Зайцы, белки поменяли свой мех, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Белки запаслись на зиму орехами, желудями, шишками, развесили их на веточках на разных деревьях и помнят о всех своих запасах. Зайцы зимой едят кору деревьев, лисы охотятся за зайцами и выкапывают из-под снега мышей. Многие птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались на зиму воробьи, вороны, синички, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильем, так легче прокормиться и не замерзнуть).

7 ребенок. Рассказывает нам о зимних забавах и праздниках. (Самый веселый, зимний праздник – Новый год. Дети наряжают елку, приходит Дед Мороз с подарками. Зимой дети катаются на санках с гор, на коньках и лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки).

Полные рассказы детей (3 человека)

III. Заключительная часть

Волшебный сундучок с сюрпризом.

Воспитатель: - Зима, ребята справились со всеми заданиями.

Зима: - Положите, пожалуйста, снежинки в сундучок и произнесите волшебные слова: «Раз, два, три снежинки в сюрприз преврати!».

Понравился вам мой сюрприз? Я благодарю вас. Мне очень приятно, что вы много знаете про зимнее время года. Спасибо! До новых встреч!

Воспитатель: Ребята, кому какие задания Зимы понравились? Ответы детей.

А мне приятно было слышать, как Даня отвечал правильно, полными ответами, Матвей был очень внимательным, Ксюша приходила на помощь друзьям. Молодцы!