Цель мастер-класса: познакомить обучающихся с одним из направлений бумагопластики и изготовить декор для своего дома.
Задачи:
- Образовательная - познакомить учеников с понятием о бумагопластике, ее истории, технологии выполнения и применении.
- Воспитательная - сформировать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.
- Развивающая - развивать творческое воображение детей; развивать внимание, аккуратность.
Форма проведения мастер-класса: обмен опытом, презентация, практическая работа, приложение.
Оборудование и инструменты: плотный картон, канцелярский нож, линейка, простой карандаш, клей-пистолет, краски, кисточки, баночка, бумага A4, гирлянда (лучше брать светодиодную ленту).
Ход мастер-класса
1. Организационная часть
Приветствие участников мастер-класса. Подготовка необходимых оборудования и материалов.
2. Ознакомление темой
Сегодня мы с вами познакомимся с такой техникой, как бумагопластика. Думаю, что все точно делали поделки в этой технике, ведь каждый из вас наверняка ни раз делал оригами или вырезал из бумаги снежинки на новый год.
Одна из техник бумагопластики называется цзяньчжи - вырезка из бумаги различных форм. Это одно из самых древних видов искусств, связанных с бумагой. Ведь появилось и стало популярным оно в Китае, но не для всех слоев общества. Бумага была открыта в 105 году н.э. Цай Лунем, и как новый материал она была чрезвычайно дорога и вырезание из бумаги было доступно только для двора императора. В 13-17 веках стоимость бумаги снизилась так что такое «царское» развлечение стало доступно и для простого народа, превратившись в один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, которое называется «цзяньчжи». Само направление имеет также несколько видов, одно из них - «чуан-хуа» или «оконные цветы» - берет начало от традиции украшать окна накануне праздников бумажными орнаментами с изображениями героев народных сказаний, духов и богов. Другое направление - «си-хуа» - заключается в изготовлении из бумаги праздничных украшений, ритуальных предметов, символов-пожеланий на разные случаи жизни и т.д. Также часто цзяньчжи использовали как трафареты для резьбы по дереву, украшения мебели, служили образцами для вышивок.
Искусство цзяньчжи не долго оставалось популярным только лишь в Китае, при установлении Шелкового пути они проникли в культуры различных народов Евразии. А с полным удешевлением материала (бумаги) стало наиболее простым и популярным видом декоративно-прикладного искусства. Она не требовала большой затраты сил и средств, зато прекрасно украшала жилища. Особенно популярно украшение дома бумажными шторками, салфетками, занавесями было в маленьких городках и деревеньках Польши, России, Литвы, Украины, Белоруссии. Только у нас такой вид вырезок назывался «выстриганками», «выципянками», «вырезанками», «вытынянками», «вытинанками», «выцинанками».
Наши славянские «выстриганки» также имели свои собственные мотивы. В основном они были квадратными, прямоугольными, круглыми - в виде звезды или снежинки. А мотивы, более интересные для славянского народа были: изображения птиц, наездников, различные растительные узоры, и также менялись от различных губерний повторяя народные узоры на глиняных изделиях.
Сегодня мы с вами создадим свое собственное изделие в стиле «цзяньчжи» или же «выстриганка», которое украсит нашу с вами комнату дома.
3. Практическая часть
(Техника безопасности)
Перед тем как приступить к работе, вспомните правила техники безопасности при работе с ножницами с канцелярскими ножами и клеем-пистолетом (Ответы детей).
- Пользоваться инструментами только по назначению;
- Не отвлекаться во время работы;
- Передавать ножницы кольцами вперёд;
- При работе с канцелярским ножом выдвигай небольшую часть лезвия.
- Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
- Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй - материал с которым работаешь.
- В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
- При работе с термопистолетом не оставляй его без присмотра.
- При работе термопистолет ставить на подставку, а не класть на бок.
- Работать только исправным инструментом.
- Не прикасаться к кончику пистолета и трогать горячий клей.
- По окончанию работы выключить.
Отлично, мы повторили с вами все правила безопасности и теперь можем приступить к изготовлению нашего изделия.
Изготовление изделия по технологической карте.
4. Подведение итогов (рефлексия в конце занятия как оценка результатов)
Участникам мастер-класса задаются вопросы:
- Что нового узнали на мастер-классе?
Учащимся предлагается завершить фразы:
- «Я познакомился с….»
- «Было не просто, но я сделал…»
- «У меня получилось…»
- «Хотелось бы…»
- «Мне запомнилось…»
Таким образом, участники самостоятельно оценивают - на сколько продуктивным получился мастер-класс, отмечают интересные моменты.