Дошкольное детство — самый ответственный этап в общем развитии человека, так как в этот период формируются основные качества личности и социальные навыки, оно предполагает посещение ребенком дошкольного учреждения. Когда ребенок первый раз идет в детский сад, мама по дороге рассказывает про игрушки, что есть в детском саду, про деток которые будут с ним играть. Мама в красках описывает помещения детского сада и конечно воспитателя, который очень ждет малыша в группе. Все правильно, все так и есть, и ребенок по приходу в детский сад видит, что все рассказанное мамой правда, но! Все хорошо до того момента пока за мамой не закрывается дверь и ребенок не остается один на один с окружающей его действительностью, без любимой мамы.
Плач раздается на всю группу детского сада и имеет разную продолжительность по времени. Более того, плач своего ребенка, родители слышат при расставании и на следующий день, и на протяжении всей недели, а может и дольше, все индивидуально в каждом случае. В некоторых случаях происходит первичная заинтересованность малыша яркими игрушками, новой обстановкой и ребенок может не заплакать при расставании. Родители счастливы, мой ребенок не плачет! А потом новизна обстановки пропадает, игрушки перестают привлекать внимание ребенка и его заинтересованность проходит, вспомнив что мама не с ним ребенок начнет искать маму, заглядывать в дверь, окно, беспокоится и переживать. Так проходит начало адаптации у детей к детскому саду. К сожалению, адаптация не ограничивается одним днем, а занимает разное время, в зависимости от психологической готовности самого ребенка.
Дети в трудный момент подсознательно ищут защиты и помощи от окружающих взрослых людей. Взрослые могут и должны помочь ребенку в этот психологически тяжелый для него период. Помощь ребенку в адаптации подразумевает содружество специалистов, педагогов детского сада и родителей малыша. В рамках такого содружества одним из первых спешит на помощь детям дошкольный психолог, эту помощь трудно переоценить. Психолог помогает ребенку благополучно войти в социум и стабилизирует его эмоциональное состояние, ведь эмоциональное благополучие является одним из показателей адаптации малыша к ДОУ. А как психолог может достичь быстрого контакта и взаимопонимания с ребенком младшего дошкольного возраста, если у ребенка ведущий вид деятельности игра? Ответ очевиден – через игру. Весь образовательный процесс в современных дошкольных учреждениях осуществляется с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов, где прописано построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, к таким формам работы, как раз можно отнести адаптационные игровые занятия психолога с детьми, в период адаптации.
Только при таком подходе комплексной работы, адаптивный период ребенка пройдет легко и безболезненно