Урок по развитию устной речи в 4-м классе по теме «Профессии людей»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: профессии, развитие речи


Цель: Дать представления обучающимся о разных профессиях; о качествах, необходимых людям разных профессий; показать роль знаний, умений и навыков в приобретении профессии, развивать устную и письменную речь, логическое мышление, научить обучающихся свободно выражать свои мысли.

На уроке используется методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, творческий.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, в группах.

Приемы обучения: речь учителя, текст учебника, ИКТ, наглядность.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор,  иллюстрированные картинки, карточки.

План урока.
I.   Организационный момент
II.  Актуализация знаний
III. Работа по теме урока
IV. Физминутка.
V.  Работа у доски с иллюстрацией
VI. Самостоятельная работа
VII. Игровое упражнение
VIII. Итог урока.
IX. Выставление оценок.

Литература

  1. «Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей» Москва, «Просвещение», 2004.
  2. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений» Москва, «Просвещение» 2013.
  3. «Чтение в 2-х частях» С.Ю.Ильина  Москва, «Просвещение» 2017.
  4. С.Маршак Москва, «Детская литература» 1980.
  5. В.Маяковский  Москва, «Детская литература» 1987.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Оргмомент.

II Актуализация знаний.

Ребята, послушайте стихотворение:

У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой,
Мимо столярной идешь мастерской –
Стружкою пахнет, и свежей доской,
Пахнет маляр скипидаром и краской,
Пахнет стекольщик оконной замазкой,
Куртка шофера  пахнет бензином,
Блуза рабочего – маслом машинным,
Пахнет кондитер орехом мускатным,
Доктор в халате – лекарством приятным,
Рыбой и морем пахнет рыбак,
Только бездельник не пахнет никак.

 

Ребята, как вы думаете, какие профессии прозвучали в стихотворении?

Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое профессия? Профессий очень много.
- Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Труд  требуется для производства товаров и оказания услуг. Без труда у людей не будет еды, одежды, обуви. Профессия требует определенной подготовки, знаний и умений. Ежедневно миллионы людей рано утром уходят на работу.
- Я приглашаю вас в путешествие по "Миру профессий".

III Работа по теме урока.

- Я вам предлагаю не только отгадать загадки, а еще рассказать "Кто, что делает?". На столе лежат предметы, которые имеют отношение к этим профессиям, найдите их.
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять.

Пекарь, столяр, маляр, стекольщик, шофер, рабочий, кондитер, доктор, рыбак.

Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?

С огнем бороться мы должны
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.

Молодцы! Много профессий вы отгадали.

Врач – лечит, ставит градусник, выписывает лекарства, назначает уколы.

Учитель – учит обучающихся, читать, писать, считать.

Повар – готовит завтрак, обед, ужин.

Пожарные – тушат пожары, спасают людей.

Маляр – красит дома, приводит в порядок подъезды.

IV Физминутка.

Быть шофером хорошо
А летчиком лучше.
Я бы в летчики пошел
Пусть меня научат!
Наливаю в бак бензин,
Завожу пропеллер:
"В небеса мотор вези,
Чтобы птицы пели"
Немного отдохнули, а теперь садимся на свои места, и мы продолжаем урок.

V Работа у доски с иллюстрацией.

– А теперь рассмотрите иллюстрации на доске.
Какие из этих профессий вы знаете?
После каждого ответа обучающегося вывешивается слово с названием этой профессии.

 

(рулят)

(руки в стороны)

(наливают)
(круговые движения правой рукой)
(руки в стороны)

 

Ответы обучающихся (по очереди).

VI Самостоятельная работа.

Сейчас мы с вами поработаем в группах.
I группа будет выполнять задание, в котором из разных фрагментов нужно составить целую картинку и ответить на вопрос: человек какой профессии изображен на картинке?

II группа будет работать с карточками, на которых дано описание профессии. Нужно определить к какой профессии принадлежит описание.

 

 

Ответы обучающихся.

VII Игровое упражнение.

Я буду называть инструменты, которые используют люди определенной профессии. Один из этих инструментов к этой профессии не относится. Назовите это слово.

- Ножницы, весы, зеркало, расчёска.

- Пила, таблетки, градусник, шприц.

- Сковорода, нож, половник, краски.

 

Профессия – парикмахер, лишнее слово – весы.
Профессия – врач, лишнее слово – пила.
Профессия – повар, лишнее слово – краски.

VIII Итог урока.

Что нового и интересного узнали на уроке?
Понравился ли вам урок?
Что понравилось больше всего?
А, как вы считаете, кто  работал лучше всех?
Молодцы! Вы все сегодня работали хорошо.

IX Выставление оценок.