Программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" для 5–6-х классов

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Классы: 5, 6

Ключевые слова: Программа внеурочной деятельности


Пояснительная записка

Настоящая образовательная рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, письма Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ” и на основе Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС основного общего образования в МБОУ «Гимназия №1» на 2018-2019 учебный год.

Программа курса по внеурочной деятельности «Тайны русского языка» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.

Данная программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» является закономерным продолжением уроков русского языка. Предлагаемый курс предназначен для учащихся 5- 6 классов и рассчитан на 68 часов (34 часа в 5 классе, 34 часа в 6 классе – по 1 часу в неделю). Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебника, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Программа позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир русского слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Успешное овладение знаниями  невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит внеурочный курс «Тайны русского языка», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. В процессе изучения лингвистики школьники могут понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с учащимися 5-6 классов. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли внеурочных занятий.

Содержание и методы обучения занятий «Тайны русского языка» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: экскурсии, лингвистические игры, КВН; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, инсценирование ситуаций, иллюстрирование материала.

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Предлагаемая программа соответствует ФГОС, предназначена для использования учителями русского языка и литературы в рамках внеурочной деятельности в 5-6 классах.

Актуальность программы «Тайны русского языка» заключается в том, что она способствует формированию подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Цель: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.

Задачи:

Обучающие:

  • совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
  • способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробудить у обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
  • расширить знания и представления о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;
  • формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления.
  • воспитывать любви к родному языку.

Развивающие:

  • развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
  • развивать мотивацию к изучению русского языка;
  • развивать творческие способности;
  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умения пользоваться справочной литературой;
  • развивать коммуникативные способности обучающихся.

Формы проведения занятий:

  • лекции, беседы;
  • игры-конкурсы; КВН;
  • практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
  • поисково-исследовательская деятельность.

Виды деятельности:

  • игровая;
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение;
  • художественное творчество;

Основные методы и приёмы работы: 

  • объяснение учителя; 
  • создание проблемной ситуации; 
  • работа со словарями, презентациями, символами, схемами, рисунками, ребусами, тестами онлайн;  - составление планов, самоинструкций к правилам;
  • работа с обучающей программой-тренажером по русскому языку «Фраза» работа с раздаточным материалом (предложения и отрывки из произведений русской и зарубежной литературы).

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;
  • приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
  • осознать свое место в мире;
  • оптимистически воспринимать мир.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • владение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

Предметные:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых основ лингвистики;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  • проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание программы

5 класс

Введение (1 ч.)

Сказочное царство слов.

Красота и богатство русской речи. На примере произведений устного народного творчества показать богатство русского языка: народную фантазию, мудрость народную.

Фонетика (1ч.)

Звуки не буквы. Отличие звуков и букв. Звукопись.

Орфоэпия (2ч.)

Банты и шарфы. Знакомство с наукой орфоэпия. Нормы произношения. На сцене гласные. Роль ударения. Произносительные нормы.

Графика (1ч.)

Как возникла наша письменность? Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица?

Словообразование(3ч.)

Дерево из слов. Как найти корень в слове. Почему «убежали» гласные? «Говорящие» суффиксы и приставки.

Морфемика (2ч.)

Поговорим обо всех приставках сразу.

Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

Лексикология (9ч).

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово. Экскурсия в библиотеку. Знакомство с разными видами словарей. Добрые слова. Богатство русской лексики «добрыми словами». Омонимы. Игры со словами-омонимами. Разновидности омонимов. Антонимы.

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы. Неологизмы. О чём рассказывают фразеологизмы.

Орфография (3ч.)

Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует смысл.

Морфология (2ч.)

Самостоятельные и служебные части речи

Культура речи (9ч)

Виды ошибок (орфоэпические, лексические, грамматические). Крылатые слова. Значения крылатых слов. Рифмы.  Анаграммы и метаграммы. История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве. Шарады и логогрифы. Происхождением шарад и логогрифов.

Подведение итогов (1ч.)

КВН по русскому языку

Резерв (1ч.)

6 класс

1.Введение (1 ч.)

Тайны русского языка. Знакомство с курсом, целями и задачами.

2. Дорога в письменность (2 часа).

Как обходились без письма. Возникновения письма. А начинали все медведи. Значение выражений «медвежий угол и медвежья услуга». Понятно без слов (символы - сигналы). Виды древних писем. Рисуночное письмо. Договор между читающим и пишущим. «Священные знаки». Мини-проект «Дорога в письменность»

3. Кто-кто в алфавите живет? (3 часа)

Как возникла наша письменность? Застывшие звуки. Виды письменности: финикийская письменность, греческий алфавит, кириллица, глаголица. Рождение звуков, звонкие и глухие «двойняшки», самонаблюдение, воображение, звонкие и глухие «одиночки», твердые и мягкие фонемы, буква-подсказчица (ъ), буква- помощница (ь), таинственная фонема (йот), буквы- «актеры»(е,ё,ю,я), алфавит; работа по отрывкам из стихотворений И.Бунина, Б.Заходера «Моя вообразилия», В. Левина, Р.Муха, Аксельрода «На бульваре», по пословицам о науке, знаниях, книгах и грамотности

4. В путь за «главным» правилом (5 часов)

«Ошибкоопасные места».

«Зеркальные» (например, грабли) и «незеркальные» слова (например, дуб), работа по отрывку из сказки Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц», понятие «орфографическая зоркость».

Тайна фонемы. Чередование звуков. Ключ к тайне фонемы (определение позиции). Кто разгадал фонему? (ученый-лингвист И.А.Бодуэн де Куртенэ). Опасные согласные

Звуки – «волшебники» (р,л,м,н- сонорные звуки), звуки живут по закону, «ошибкоопасные места» в словах, работа по отрывкам из произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Фефер.

На сцене гласные. Роль ударений в словах. Выходим на главное правило. Главное правило – фонемное, проверочная работа по карточкам.

5. Как «оседлать» правило? (3 часа)

Волшебное средство - «самоинструкция». Самоинструкции к правилу, пользование ими на письме. Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам. Практическая работа «Составление самоинструкций к разным правилам», проверочная работа по составлению самоинструкции к правилу.

6. Из чего строятся слова? (8 часов)

Строительная работа морфем.

Роль суффиксов, приставок, окончаний в словах.

Группы приставок. Законы приставок. Нарушители главного правила (приставки второй группы)

Все наоборот (приставки без- (бес-), роз- (рос-), из- (ис-) и др. Алгоритм написания приставок. Не «съешьте» второе с- (слова рассказ, рассвет и др.) Игры и упражнения с приставками.

Самые трудные (приставки третьей группы). Вот они: пре- и при-. Почему трудные? Игры с приставками. Что могут означать приставки при-/ пре-. Тренировочные упражнения. Алгоритм написания приставок пре- и при-

7. Лексика (9 часов)

Синонимы. Антонимы. Подбор синонимов и антонимов к иноязычным словам.

Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Конкурс рисунков по теме «Фразеологизмы», «Омонимы», «Многозначные слова». Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов. Практикум по языковым нормам. Лексическая сочетаемость слов. Ролевая игра по теме «Речевые нормы». (Ситуации в автобусе (трамвае), в магазине, разговор по телефону). Тестирование – конкурс на лучшее знание речевых норм. Анализ текста. Лексические средства связи предложений. Изобразительно – выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, сравнение).

8. Орфоэпия. (2 часа)

Нормы литературного произношения. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. «Пигмалион» учит орфоэпии. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах. Работа со словарём в группе.

9. Обобщение изученного (1 час)

Итоговое занятие. КВН. Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Тематическое планирование. 5 класс

Разделы

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Фонетика

1

3

Орфоэпия

2

4

Графика

1

5

Словообразование

3

6

Морфемика

2

7

Лексикология

9

8

Орфография

3

9

Морфология

1

10

Культура речи

9

11

Итоговое занятие. КВН.

1

12

Резерв.

1

Итого: 34 часа.

Тематическое планирование. 6 класс

Разделы

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Дорога в письменность

2

3

Кто-кто в алфавите живет?

3

4

В путь за «главным» правилом

5

5

Как «оседлать» правило?

3

6

Из чего строятся слова?

8

7

Лексика.

9

8

Орфоэпия.

2

9

Обобщение изученного.

1

Итого: 34 часа.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Асирий, А.Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Асирий, А.Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Бабайцева В.В.. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность. 2000. №1.
  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
  5. Граник, Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. - М.: Просвещение, 2006.
  6. Граник, Г. Г. и др. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 2006.
  7. Григорян, Л.Т. Язык мой — друг мой. - М: Просвещение,2010.
  8. Иванова В.А.Потиха, З.А., Розенталь, Д.Е. Занимательно о русском языке. - СПб.: М: Просвещение, 2008.
  9. Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. - М.: Просвещение, 2015.
  10. ФГОС: основное общее образование // ФГОС.- М.: Просвещение, 2008.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

ТСО

Количество

1 Компьютер

1

2 Мультимедийный проектор.

1

3 Сетевой фильтр.

1

4 Экран.

1

5. Принтер

1

Справочники, энциклопедии

1. Войнова Л.А., Жуков А.И. Фразеологический словарь русского языка – М.: Русский язык 1986

1

2.Даль В.И. Толковый словарь русского языка: соврем. версия / Владимир Даль. -М.: Эксмо, 2006.

1

3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

1

4. Литература в школе от А до Я. 5-11 кл. Энциклопедический словарь – справочник.

1

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 2010

1

Электронные компьютерные диски для 5-9 класса

1. Библиотека школьника. (DVD-box).

1

2. Мультимедийные обучающие программы (серии «Кирилл и Мефодий»)

1

3.Мультимедийные презентации по всем разделам лингвистики;

 

4.Интерактивные уроки по основным разделам лингвистики.

 

Электронные материалы

1.Презентации по всем темам и разделам русского языка 6 класс

 

Интернет-ресурсы

  1. http://www.gramota.ru - Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
  2. https://1sept.ru - газета «Первое сентября»
  3. CD-ROM. Русский язык (Справочник школьника).
  4. Страна Лингвиния. Сборники тренингов, электронных словарей. Версия 2.0