Цель проекта: Составить паспорт имени существительного.
Задача проекта:
- Выяснить назначение паспорта как документа;
- Выявить и обобщить признаки имени существительного;
- Создать информационный продукт.
Этапы проектного урока:
- Орг. момент. Беседа о проекте.
- Поиск информации.
- Мозговой штурм.
- Веселая переменка.
- Интеллектуальный тренинг.
- Итог урока.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||||||||||||||||||
1.Ребята, я приветствую вас на проектном уроке. Вспомните, что такое проект? |
Проект – это серьезная работа над темой исследования, это идеи и замыслы, направленные на достижение результата. | |||||||||||||||||||
Какова цель нашего проекта: Итак, для начала нужно узнать, что такое паспорт. Это мы можем узнать из словаря или из энциклопедии. |
Составить паспорт имени существительного. Индивидуальным. Выяснить назначение паспорта как документа, выявить и обобщить признаки имени существительного, создать информационный продукт. |
|||||||||||||||||||
Где вы встречали слово «паспорт»? | Паспорт – официальный документ, удостоверяющий личность владельца; регистрационный документ предметов хозяйственного оборудования. Паспорт родителей, паспорт телевизора. |
|||||||||||||||||||
Какая информация содержится в этих документах? В чем актуальность вашего проекта? Приготовьте ваши тетради и по ходу исследования кратко записывайте признаки имени существительного: постоянные и непостоянные. Будьте внимательны, это нелегкое задание. Сравним ваши записи в конце занятия. |
Самая важная. Паспорт поможет обобщить и запомнить все признаки имени существительного. |
|||||||||||||||||||
2. Поиск информации. С чего нужно начинать работу над проектом? Как найти необходимый материал в книжных источниках? В этих изданиях используются научные термины. Из 9 тысяч наиболее часто употребляемых слов существительные составляют 4 тысячи. |
С поиска информации. Нужно искать информацию в справочниках, энциклопедиях, словарях. |
|||||||||||||||||||
Какой вывод можем сделать? Обратите внимание, ребята, что мы не только нашли интересную информацию, но и самостоятельно сделали по ней выводы. А это можно считать самым главным умением в работе над проектом. Часто от сущ. Образуются прилагательные: «зелень»+ «трава», «камень»+ «стена», «вкус» + «хлеб» |
Это самая частотная часть речи. | |||||||||||||||||||
3. Мозговой штурм. Работа в парах, выполняют в тетрадях. |
Зеленая травка, каменная стена, вкусный хлеб. |
|||||||||||||||||||
Определяя, какой частью речи является слово, необходимо поставить к нему вопрос. На какие вопросы отв. И. сущ. Как называются имена сущ., которые отв. на в. кто? Что? Это постоянные или непостоянные признаки? Физминутка. |
Кто? и что? |
|||||||||||||||||||
4.Веселая переменка. Отгадайте загадки и определите, какими сущ. Выражены отгадки – одуш. и неодуш. |
Кот. |
|||||||||||||||||||
2. Что на сковородку наливают да на тарелке вчетверо сгибают? | Блин. | |||||||||||||||||||
3.В этом домике жильцы - все отличные пловцы. Что за дом у них такой? До краев налит водой. | Аквариум. | |||||||||||||||||||
4.На ветке не птичка – зверек невеличка. Мех теплый, как грелка. Кто это? | Белка. | |||||||||||||||||||
5.Ездить нужно осторожно, за рога держаться можно. Жаль вот только – гривы нет. Что за конь? | Велосипед. | |||||||||||||||||||
6.В руки ты его возьмешь – и тебе не страшен дождь! Если ясен горизонт – Что оставил дома? | Зонт. | |||||||||||||||||||
7.Гладкое, душистое, нужно, чтобы в ванной было. Что это, ребята? | Мыло. | |||||||||||||||||||
8.И от ветра, и от зноя, от дождя тебя укроет. А как спать в ней сладко! Что это? | Палатка. | |||||||||||||||||||
9.Смело в небе поплывет, и быстрей, чем птиц полет. Человек им управляет. Что же это? | Самолет. | |||||||||||||||||||
10.Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? | Коньки. | |||||||||||||||||||
5.Интеллектуальный тренинг. Самостоятельная работа. |
Карандаш (м.р.) |
|||||||||||||||||||
2.Переставьте буквы так, чтобы получились слова. Дайте им общее наименование. 4*.Разделите сущ. на две группы. |
|
|||||||||||||||||||
6. Итог урока. Назовите этапы работы над проектом. |
Мы узнали о частотности имен сущ. Деление сущ. на смысловые группы. |
Информационный продукт: паспорт имени существительного
Имя существительное – часть речи, обозначающая предмет. Отвечает на вопросы «кто?», «что?» | |
Часть речи |
Имя существительное: собственное, нарицательное; одушевленное, неодушевленное |
Начальная форма |
Именительный падеж, единственное число (у многих) |
Род |
Мужской, женский, средний |
Число |
Единственное, множественное |
Падеж |
Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный |
Склонение |
1-е, 2-е и 3-е |
Член предложения |
Подлежащее, дополнение, обстоятельство, сказуемое, определение |