Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в аппликации

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: аппликация


Дошкольный возраст является сенситивным для развития и формирования творческой личности. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник-исследователь, с  удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно поддержать это стремление и помочь его дальнейшему развитию. Чем  разнообразнее детская деятельность, чем более  значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Различные факторы влияют на развитие творческих способностей детей.  Среди этих средств можно выделить аппликацию как наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Аппликация способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Аппликация наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок), но и в создании картин, орнаментов, в оформлении группы, зала.

В процессе занятий аппликацией с использованием нетрадиционных техник,  знакомлю детей с простыми формами различных предметов с их частями и силуэтами, что усиливает интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети учатся планировать свою деятельность, проявляют высокую активность и инициативность, самостоятельность, вариативность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт, что способствует развитию:

  • творческого потенциала дошкольников;
  • эстетического мировосприятия, воспитанию художественного вкуса;
  • формированию художественно-графических умений и навыков;
  • фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
  • развитию точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
  • становлению некоторых организационных навыков художественного творчества;
  • получению сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
  • воспитанию зрительской культуры;
  • раскрытию начал профессиональной художественно-изобразительной деятельности.

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но детям, старше года, интересно видеть результат своего труда сразу
Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в замысливании изображения, но уже на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:

  • Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.
  • Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).
  • Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).
  • Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.
  • Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.
  • Воспитывать у дошкольников художественный вкус.

Мы выполняем с детьми предметную и сюжетную аппликацию: «Флажки на веревочке», «Яблоки на снегу».

В средней группе решаются более сложные задачи:

  • Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру.
  • Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу.
  • Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).
  • Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз» В старшем дошкольном возрасте дети овладевают новой техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям. Аппликация является эффективным способом развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Литература

1. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации /А.А.Грибовская. - М.: Скрипторий, 2011. - 152 с.

2. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г.Казакова. - М.: Владос, 2008. - 255 с.

3. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С.Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 125 с.