Беседа о любви к ближним

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ

Класс: 4


Урок ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Основы православной культуры»)

БЕСЕДА О ЛЮБВИ К БОГУ И БЛИЖНЕМУ

Цель: на основе Священного Писания, святоотеческого наследия, жития святых воспитывать у детей любовь к ближнему, формировать у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, представление о нравственных идеалах и ценностях.

Задачи:

  • развивать представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщать знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали;
  • формировать ценностно-смысловых мировоззренческих основ;
  • учить детей высказывать свое отношение по теме;
  • учить работать в группе, развивать коммуникативные навыки, анализировать своё поведение;
  • воспитывать любовь и уважение к православным традициям;

Необходимое оборудование: интерактивное оборудование, доска, заготовленные тексты со стихами и вопросами, рабочая тетрадь;

Дидактическое обеспечение: иллюстрации

Планируемы результаты урока

  • Личностные:
    • оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
    • самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)
  • Предметные: знание, понимание смысла понятий «Бог», связь поступков людей сих отношением к Богу,
  • Метапредметные:
    • умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнеров
    • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения

Организационный момент

Ребята, я рада видеть вас сегодня таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Пусть сегодняшний день, вам принесет много новых интересных впечатлений. Посмотрите.

Ход урока

- Дети, отгадайте, что я вам принесла? (ответы детей)

Показывает книгу - Библию.

- Как вы думаете, что это за книга?

Д: Библия.

- Как вы догадались?

- Да, дети, это самая главная книга из всех книг – Библия.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с этой полезной для нас книгой. Присаживайтесь за парты и будьте очень внимательны.

- Как вы понимаете слово «заповедь»?

Д.: Это правила данные нам Богом.

- Послушайте причту: «Один человек спросил Иисуса Христа, какая самая главная заповедь для людей?» Что же ответил Иисус Христос? «Люби Бога больше всего на свете и люби ближнего своего, как самого себя». (МФ. 23, 37-39).

- Какую заповедь дал людям Иисус Христос? Сегодня мы побеседуем с вами о любви к ближнему

- Кто, по вашему мнению, вам ближний?

Д: мама, папа, сестрёнка, братик, бабушка, дедушка.

- Да, дети, это самые близкие нам люди.

А как вы считаете врач, который вас лечит, продавец из магазина, соседский мальчик, да просто прохожий может ли нам быть ближним? (ответы детей)

- Определим цель нашего урока (выяснить, кто для нас ближний, как нужно относиться к ближнему)

- Давайте разберемся.

Кто сотворил первых людей?

Д: Бог.

- Да, Бог - Отец всех людей. Если Бог - Отец, то мы Ему тогда кто?

Д: его дети.

- Как вы думаете, ребята, если Бог - Отец, а мы Его дети, то друг другу, кто мы?

Д: братья и сёстры, Бог любит нас. Все люди - большая Божия семья. Какой можно сделать вывод?

Д: все люди ближние друг другу.

- Что мы по слову Бога должны делать?

Д: любить друг друга.

- Запомните, ребята!

- Игра «Солнышко» поможет нам подробнее разобраться, что значит любить ближних.

На доске появляется желтый круг. Дети собирают лучики солнышка из слов ПОМОГАТЬ.

- Подумаем, какую помощь мы можем оказать нашим ближним? Чем мы можем помочь нашим родителям?

Д: подмести, помыть посуду, пол, присмотреть за младшими братьями и сестрами забить гвоздь, помочь донести сумку - Незнакомым людям?

Д.: уступить место, перевести через дорогу, подать уроненную вещь.

- Есть такие люди, у которых так случилось, что нет ни денег, ни еды, ни чистой и красивой одежды. (иллюстрация) Их называют нищие. Бог посылает нам нищих для того, чтобы мы могли проявить свою любовь. Не смеяться над ними и тем более не дразнить их. Как мы с нашими добрыми родителями можем помочь бедным людям?

Д.: поделиться одеждой, едой.

- А теперь, скажите мне, чем мы можем помочь ближним школе ?

Д.: поделиться, защитить, подбодрить добрым словом, помочь, если кто-то не понял задание

- Если наши друзья поссорились, чем мы сможем им помочь ?

Д: помирить, если они поссорились из-за игрушки предложить - свою и т.д.

ЗАБОТИТЬСЯ.

- Объясним, что значит заботиться о ближнем?

Посмотрите, что изображено на иллюстрации?

Д: взрослый заболел.

- Как можно позаботиться о заболевшем?

Д: укрыть одеялом, принести горячий чай, сходить в магазин, дать лекарство, не шуметь.

- Если наш друг заболел и не пришёл в школу, как можно позаботиться о нём? (навестить, записать видеообращение, нарисовать весёлый рисунок и передать другу, помолиться о болящем)

- Посмотрите на эту картинку. Что делают дети?

Д.: убирают двор, сажают деревья.

- Для чего? (чтобы было чисто, красиво)

- Заботятся ли они о ближних? (отв. детей)

- Если мы не будем ссорить на улице и во дворе, будет ли это проявлением заботы о наших ближних?

- Продолжаем игру, слово ЗАЩИЩАТЬ.

Любит ближнего тот, кто?

Д.: защищает.

Учитель показывает детям иллюстрацию.

- Что здесь изображено?

Д: мальчик обижает девочку.

- Как правильно вести себя по отношению к слабым? Как поступить в этой ситуации?

Д.: защитить девочку.

Игра продолжаем игру, слово ЖАЛЕТЬ.

- Любит ближнего тот, кто?

Д.: жалеет его.

- Как мы можем пожалеть ближнего, когда он чем-то расстроен?

Д: успокоить, приободрить, помочь

Продолжаем игру.

БЛАГОДАРИТЬ.

- Любит ближнего тот, кто..

Д.: благодарит ближнего.

- Чем мы можем отблагодарить? (отв. детей)

- Добрыми делами, улыбкой, словами благодарности. Какие вы знаете слова благодарности?

Д.: спасибо, благодарю

- Слово «благодарю» образованно из двух слов. Каких?

(благо и дарить)

Произнося данное слово, вы делитесь частью вашего блага и лично вы сами, а ни кто-то другой, отвечаете добром на добро . «Спасибо» - слово непростое. В нём спрятаны сразу два слова, послушайте внимательно СПАСИБО. Услышали? Слово "спасибо" это короткая молитва Богу, "спаси Бог".

Когда мы благодарим словом «спасибо», то произносим Богу краткую молитву за того человека, который сделал нам добро.

Должны ли мы молиться друг о друге, просить помощи Бога? Молитва друг за друга – это проявление нашей любви к ближним «молитесь друг за друга» (Иаков 5 гл.16), так учит нас Библия

Не забывайте, милые дети, почаще говорить друг другу эти замечательные слова.

Игра помогла нам узнать, что если мы любим друг друга, то постараемся...

Д: помогать, молиться жалеть друг друга, защищать, а также благодарить за оказанную нам помощь

Игра «хорошо - плохо» с мячом.

Попытаемся выяснить что, значит, любить ближнего, как самого себя. (Дети встают около парт, учитель напротив детей с мячом.)

Подумайте и назовите, как бы вы хотели, чтобы с вами поступали ваши ближние (воспитатель бросает мяч ученику, ученик с ответом обратно воспитателю)

- Хотели, чтобы нам… (бросает мяч)

Д: помогали, делились, дружили и т.д.

- Вот так и вы поступаете с вашими ближними

Теперь назовите те поступки, которые вам были бы неприятны.

- Мы не хотели, чтобы нас… (бросает мяч)

Д: обижали, обманывали, смеялись, дразнили, ябедничали и т.д.

- Какой вывод мы сделаем?

Д: нужно делать ближним то, что мы желаем себе, не делать ближнему того, что себе не желаем

- Постарайтесь всегда помнить об этом, вот так и поступайте! (дети садятся за парты)

- О какой заповеди мы говорим сегодня, назовите ее.

- Перед вами слова, которые характеризуют положительные и отрицательные качества человека. Дети читают, разбирают и объясняют непонятные слова

Учитель предлагает ученикам в парах распределить слова и заполнить таблицу в тетради.

Положительные черты человека Отрицательные черты человека
дружелюбие, милосердие, трудолюбие, благородство, заботливость, вежливость, верность дерзость, лицемерие, осуждение, корысть, жадность, непослушание, лживость

- Какие черты человека помогают приблизится к Богу? (называют.) Какие черты человека могут отдалять от Бога? (называют.)

- А теперь задумайтесь, если мы нарушаем заповеди Божии, то любим ли мы Бога?

Что означает любить Бога?

Д.: любить друг друга, не нарушать заповеди Бога:

- Сделаем вывод (если мы любим друг друга, то это означает, что мы любим Бога).

- Сейчас я вам прочитаю одно забавное стихотворение:

В школе есть у нас Данилка,
Он житья мне не даёт
То придумает дразнилку,
То щипнет, а то толкнёт.
Я бы мог тебя, мучитель
Очень больно отлупить
Только наш Христос-Учитель
Заповедал всех любить
Все терпение собрал и терплю!
Может скоро я Данилку полюблю!

Что вам не понравилось в поведении Данилки? Можно ли его назвать любящим Бога? Почему?

- Если нас обидели, обозвали, может быть, ударили, неужели и после этого любить нашего обидчика?

(постараться разобраться в ситуации, простить обидчика)

- Обязательно прощать и любить. А Кто поможет нам в этом?

Д.: Бог.

- К сожалению, бывают такие ситуации, когда и мы обижаем кого-то. Как же быть? (ответы детей)

Подведение итогов

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Назовите самую главную заповедь Бога? Что значит любить Бога? Что вам запомнилось? Что показалось непонятным?

Домашнее задание. Написать маркерами на альбомном листе добрые правила обращения с ближним, можно оформить рисунком.