Беседа о честности

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4


Цель: воспитывать у детей необходимость всегда быть правдивыми.

Задачи:

  • учиться, критически осмысливать свои поступки;
  • оценивать позитивные качества честности;
  • развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Личностные результаты:

  • Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности.

Предметные результаты:

  • Формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, порядочность, правдивость.

Метапредметные результаты:

  • Развитие умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, умения отличать их ложные проявления.
  • Формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.
  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;
  • Умение договариваться друг с другом, работая в группе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с пословицами.

Ход урока

1. Организация класса

- Мы начинаем урок. Встаньте. Прочитаем молитву. Тихо сядьте.

2. Определение темы, задач урока

- Чтобы определить тему урока, я предлагаю послушать отрывок из русской народной сказки:

«Мальчик-пастушок каждое утро выгонял, пасти стадо коров на луг. Однажды, вздумалось ему обмануть своих односельчан. Он стал громко кричать: “Спасите, волки напали на стадо! Спасите!” Вся деревня сбежалась на крик пастушка о помощи. Обнаружив обман, односельчане отругали мальчика и просили его впредь никогда не обманывать, чтобы не случилась беда. Правда, мальчика это не вразумило, а только рассмешило. На следующий день пастушку опять захотелось позабавиться, и повторилась та же история - пастушок звал на помощь, на крик сбежались люди, которые снова обнаружили обман. А когда на третий день с луга до деревни опять донёсся всё тот же крик пастушка, то никто уже не поверил и не поспешил на луг, а в этот день на стадо действительно напали людей волки. И случилась – беда!»

- Назовите тему урока. (О вреде лжи)

- Давайте поставим перед собой задачи, чем будем заниматься на уроке. (Будем учиться оценивать свои поступки, понимать, зачем людям нужна честность)

3. Работа по теме урока

- Как вел себя пастушок?

- Для чего он обманывал? (Чтобы позабавиться)

- Почему же люди в третий раз не поспешили на помощь пастушку? (Много раз обманывал и третий раз ему уже не поверили)

- Из-за чего случилась беда? Какой можно сделать вывод?

(Нельзя обманывать, из-за обмана может произойти беда)

- Наши предки высоко ценили нравственность и следили за тем, чтобы дети соблюдали добрые правила и были честны. Именно поэтому у русского народа столь популярны пословицы и поговорки о правде с ложью. Сейчас и мы с вами приобщимся к народной мудрости.

Дети берут с парты карточки с частью пословицы, читают. Затем в парах восстанавливают пословицы, путем соединения частей.

1. Лжецу и в правде не поверят.

2. Один раз соврешь - в другой раз не поверят.

3. Врать не врет, а прихвастывает здорово.

4. Ложь и приятеля делает врагом

5. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

6. Правда глаза колет.

7. Варвара мне тетка, а правда сестра.

8. Не чин уважают, а человека по его правде.

Зачитывают пословицы. - На какие две группы можно разделить пословицы? (о честности и лжи). Поберите к слову «правда» синоним (честность, истина)

- Прочитаем пословицы о правде и честности, попробуем объяснить их смысл.

- Правда глаза колет. (Правда бывает нелицеприятной, ее тяжело вынести, но даже это лучше того, чтобы пребывать в неведении)

- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. (Правда может оказаться не слишком приятной, и тогда знать ее не хочется)

- Не чин уважают, а человека по его правде. (Даже если ты богат, но постоянно говоришь неправду, к тебе будут относиться хуже, чем к человеку бедному, но честному)

- Варвара мне тетка, а правда сестра. (Искренность ценится превыше любых отношений)

4. Физкультминутка. Игра «Да-нет»

– Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать. Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, говорите «Да» и 1 раз хлопаете в ладоши, а если даёте отрицательный ответ, то поднимаете руки вверх и говорите «Нет».

– Честно бросать друга в беде?

– Честно признавать свою вину?

– Честно притворяться больным, когда не выучил урок?

– Честно признаться родителям, что ты получил двойку?

– Честно без спроса брать чужие вещи?

– Честно пользоваться подсказками?

– Честно после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?

– Честно подсказывать другу на уроке?

– Честно свою вину перекладывать на другого человека?

– Честно ли вернуть найденную вещь хозяину?

- Подберите синонимы к слову «обман». (Ложь, лукавство, хитрость)

- Запомните, дети: “Ложь перед Богом грех». Кого в Евангелии называют лукавым?(дьявола).

- Сам Иисус Христос, сказал о злом ангеле, что он лжец и отец лжи. (Ин. 8, 44)

- Давайте вспомним историю из Ветхого Завета о том, как дьявол обманул первых людей. Как он солгал первым людям? (Предложил съесть запретный плод и не послушаться Бога, обманув, что они не умрут, а будут, как боги).

- Поверили ему первые люди? Что с ними произошло после этого?

(Поверили и потеряли рай).

- Кто помнит, дети, признались ли Адам и Ева Богу когда совершили первый грех? (Отв. детей)

- Первые люди стали сваливать свою вину - Ева на змея, а Адам на Еву.

- Как нужно было поступить Адаму и Еве в этой ситуации?

(Признаться в совершённом грехе, и попросить прощение у Бога, постараться исправиться).

- Не забывайте и вы об этом.

Объясним пословицы о вреде обмана.

Выбирают пословицу: «Один раз соврешь - в другой раз не поверят»

- О чем эта пословица? (Не доверяют тем, кто обманывает.

- Чему она нас учит?

Давайте объясним и другие пословицы:

«Ложь и приятеля делает врагом».

- Хотели бы вы иметь друга – обманщика? (Не хотели).

- Почему?

(Не нравится, когда нас обманывают). Не очень приятно дружить с человеком, который тебя всё время обманывает.

- Может ли быть дружба, там где обманывают?

Какой сделаем вывод? (Ложь искореняет мир и дружбу. Нельзя обманывать своих ближних).

- «Врать не врет, а прихвастывает здорово».

Чему нас учит эта пословица? (ответы детей)

- Запомните дети, когда мы приукрашиваем события,то это тоже считается чем?

(обманом)

На доске появляются 10 заповедей Бога.

- Выберите ту заповедь Бога, которая запрещает обманывать? (ответы детей)

- Почему же необходимо всегда говорить правду и нельзя обманывать? (отв. детей)

- Тот, кто любит Бога и людей, тот старается всегда быть честным и говорить правду.

Далеко не каждый из нас обладает подобным качеством. Обмануть легко, а быть честным намного труднее. Кто же нам сможет помочь быть честными?

(Бог).

- Бог - помощник во всех наших добрых делах. Как только злая мысль об обмане затаится у нас в душе, сразу же обратимся с молитвой к Богу о помощи. Он, видя наше доброе желание, поможет нам быть всегда и во всём правдивыми.

5. Подведение итогов урока. Оценивание

Какой же сделаем вывод по сегодняшнему уроку? (Очень важно быть честным человеком, чтобы соблюсти правило Божие, не попадать в неприятные ситуации, чтобы нашим ближним было с нами приятно общаться)

6. Рефлексия

На парте лежат смайлики.

- Вам нужно дорисовать улыбающийся рот: «Я услышал на уроке полезную информацию, и буду стараться всегда быть честным», прямой рот означает: «Мне все безразлично», грустный рот: «Я не понял, о чем была беседа».