Цель |
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение школьников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. |
Задачи |
Воспитательные: Учебные: |
Проектная группа |
Координаторы проекта: Филиппова Ольга Анатольевна, Степанова Наталия Евгеньевна, Константинова Марина Николаевна, Пояндаева Лариса Анатольевна. |
Проблема |
Актуальность проблемы, заключается в том, что современные дети мало знают о родном крае, стране, в которой живут; особенностях народных традиций. |
Тип проекта |
Социально-личностный, познавательный, среднесрочный. |
Формы работы |
Приглашение в путешествие. |
Здоровьесберегающие технологии |
Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, динамические паузы |
Краткая аннотация проекта |
Знакомство с прошлым и настоящим чувашского народа, его бытом традициями, культурой – это должно быть интересно и полезно не только детям, но и педагогам. |
Сроки реализации проекта |
Декабрь 2020г. – май 2021г. |
Ожидаемые результаты Обогатить и систематизировать знания детей об истории родного города, края, культурных традициях; |
Ввведение
Актуальность проекта
Из страны детства все дети уходят в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Всё выше перечисленные качества зависят от решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно-нравственного воспитания.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим считаем, что создание оптимальных условий для всестороннего духовно-нравственного развития школьников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в школьном учреждении основанного на культурных ценностях родного края актуальна. Анализ бесед с родителями, диагностика детей выявили следующие проблемы:
- нет достаточной системы в работе по формированию знаний духовно-нравственного развития;
- у большинства детей недостаточно сформированы знания о традициях, праздниках, домашнем обиходе своей семьи, о красоте родного края, о видах трудовой деятельности взрослых;
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашей школы, но и для общества в целом.
Таким образом, исходя из выше сказанного, были сформированы цель, задачи проекта «Всему начало здесь, в краю моем родном».
Вид проекта: социально-личностный, познавательный, практико-ориентированный, среднесрочный.
Формы работы:
- Приглашение в путешествие.
- Создание проблемной ситуации.
- Мастерская народных промыслов.
- Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
- Конкурсы рисунков и поделок.
- Ручной труд.
- Беседы.
- Круглые столы.
- Экскурсии.
- Изготовление подарков.
- Выставка и экспозиции
- Игры (дидактические, народные, подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые).
- Развлечения, досуги, праздники.
Здоровье развивающие технологии:
- Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, динамические паузы.
Участники:
- Учащиеся 9в, 3в классов, воспитатели, родители учащихся «Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1»Минобразования Чувашии,
- Учащиеся 6 и 4в классов, воспитатели, родители учащихся «Кугесьская ОШИ для обучающихся c ОВЗ» Минобразования Чувашии.
Актуальность проблемы: Актуальность проблемы, заключается в том, что современные дети мало знают о родном крае, стране, в которой живут; особенностях народных традиций.
Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение школьников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи.
- Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- воспитание интереса к общественным событиям родного края, уважения к труду.
- формирование бережного отношения к природе, традициям, культуре и быту родного края;
- Учебные:
- расширить знания о родном крае: истории, символике, достопримечательностей, экологической ситуации;
- познакомиться с именами тех, кто прославил Чувашский край;
- формировать экологическую культуру у школьников, и наших родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
- Коррекционно-развивающие:
- создать условия для коррекции психических функций (развитие зрительно-пространственных отношений, внимания, речи, мышления);
- развивать мелкую моторику, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук.
Для воспитателей:
- включить в целостный педагогический процесс разнообразие форм и методов работы по формированию патриотических чувств к Родине, родному краю;
- обогатить предметно-развивающую среду группы по нравственно - патриотическому воспитанию;
- применить значимость проблемы к проявлению творческой активности, инициативы в подборе форм, методов в работе с детьми и их родителями.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать:
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному городу, дому, семье, школе);
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых);
- место проживания: город, область;
- предприятия родного города и их значимость;
- символику чувашского края, города, достопримечательности, памятные места;
- находить на карте Чувашского края свой город.
- историю родного края, его достопримечательности;
У детей формируется:
- чувство гордости за своих земляков, которые прославили Чувашию,
- понятие «Моя малая Родина»;
- проявления интереса к родному краю, к его традициям и обычаям.
- наличие стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края
Этапы работы над проектом
Номера |
Название этапов |
Задачи |
Сроки |
I этап |
Подготовительный |
1.Изучение и анализ литературы по развитию навыков взаимодействия и сотрудничества у учащихся. |
декабрь 2020г. |
II этап |
Организационно ознакомительный |
1. Представление родителям учеников информации о данном проекте. Обоснование его актуальности. |
январь 2021г. |
III этап |
Практический |
Работа по реализации проекта. |
февраль 2020г. |
IV этап |
Оформление результатов проектной деятельности |
Размещение творческих работ детей по мере их изготовления в классе и на школьных стендах, участие в различных конкурсах и выставках. |
февраль 2021г. |
V этап |
Заключительный |
1.Обсуждение результатов проекта совместно с учащимися и родителями на творческой встрече. |
май 2021г |
III и IV этапы в ходе реализации могут повторяться несколько раз.
План реализации проекта
Возможные трудности в реализации проекта
- у учащегося нет интереса к новому виду деятельности;
- трудность привлечения ребенка к занятиям;
- у учащегося не хватает усидчивости, точности и аккуратности в работе, он постоянно отвлекается и торопится; ребенок начинает нервничать если у него, что-то не получается; проявляет агрессию;
- ребенок не хочет заниматься, старается сократить время занятия объясняя это своей усталостью;
- трудность сохранения мотивации на протяжении всего занятия.
Ожидаемые результаты проекта
- сформируется у детей интерес и положительное отношение к чувашскому языку, к культуре чувашского народа, истории родного края;
- осознания себя как личности, принадлежащей к определённому языковому
- и культурному сообществу; понимании важности изучения чувашского языка
- сформируется чувства патриотизма, нравственности, духовности;
- повышение интереса родителей и педагогов школьного учреждения
- к обучению детей чувашскому языку через историю родного края;
- повысится профессиональная компетентность педагогов и педагогическая культура родителей в развитии личностной культуры ребенка как основы его любви к малой родине.
Вывод
Деятельность, осуществляемая по проекту для нас, очень важна. В процессе реализации проекта будет накапливаться определенный положительный опыт.
Проект подразумевает включение заданий разных типов. В ходе проекта у учащихся формируется любовь и привязанность к родному городу, дому, семье, школе. Воспитанники будут знать место работы родителей, и иметь представление о значимости их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети запомнят место проживания: город, область, научатся находить на карте Чувашского края свой город.знать символику города, достопримечательности, памятные места. У детей формируется чувство гордости за своих земляков, которые прославили Чувашию, понятие «Моя малая Родина», наличие стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края.
Список литературы и интернет-ресурсов
- Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю.Александрова – Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.
- Володина Н.И., Димитриев П.Е., Кубашина Л.М. Выдающиеся люди Чувашии. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2002. – 239 с.
- Димитриев А.В., Иванов Л.Н. Красная книга Чувашской Республики / Гос. ком. Чуваш. Респ. по охране окружающей среды, Гос. природ.заповедник «Присурский», Нац. Акад. наук и искусств Чуваш. Респ.; — Чебоксары: [РГУП «ИПК «Чувашия»], 2001
- Жачева Е.Н. Чувашская вышивка в школе: учебно-методическое пособие / Е.Н.Жачева, А.А.Ефимова. – Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2014. – 351 с.: ил.
- Метин П.Н. Чувашский фольклор : библиогр. указ..; Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики. – Чебоксары: [б. и.], 1986. – 166 с.
- Справочник старшего воспитателя – 2016. – № 1. – С.69