Всему начало здесь, в краю родном

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 4, 5, 6


Цель

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение школьников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи

Воспитательные:
воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
воспитание интереса к общественным событиям родного края, уважения к труду;
формирование бережного отношения к природе, традициям, культуре и быту родного края.

Учебные:
расширить знания о родном крае: истории, символике, достопримечательностей, экологической ситуации;
познакомиться с именами тех, кто прославил Чувашский край;
формировать экологическую культуру у школьников, и наших родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Коррекционно-развивающие:
создать условия для коррекции психических функций (развитие зрительно-пространственных отношений, внимания, речи, мышления);
развивать мелкую моторику, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук.

Проектная группа

Координаторы проекта: Филиппова Ольга Анатольевна, Степанова Наталия Евгеньевна, Константинова Марина Николаевна, Пояндаева Лариса Анатольевна.

Проблема

Актуальность проблемы, заключается в том, что современные дети мало знают о родном крае, стране, в которой живут; особенностях народных традиций.

Тип проекта

Социально-личностный, познавательный, среднесрочный.

Формы работы

Приглашение в путешествие.
Создание проблемной ситуации.
Мастерская народных промыслов.
Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
Конкурсы рисунков и поделок.
Ручной труд.
Беседа.
Круглые столы.
Экскурсия.
Изготовление подарков.
Выставка и экспозиции
Игры (дидактические, народные, подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые).
Развлечения, досуги, праздники.

Здоровьесберегающие технологии

Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, динамические паузы

Краткая аннотация проекта

Знакомство с прошлым и настоящим чувашского народа, его бытом традициями, культурой – это должно быть интересно и полезно не только детям, но и педагогам.

Сроки реализации проекта

Декабрь 2020г. – май 2021г.

Ожидаемые результаты Обогатить и систематизировать знания детей об истории родного города, края, культурных традициях;
сформировать устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
повысить родительскую компетентность по представляемой проблеме.

 

Ввведение

Актуальность проекта

Из страны детства все дети уходят в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Всё выше перечисленные качества зависят от решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно-нравственного воспитания.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

В связи с этим считаем, что создание оптимальных условий для всестороннего духовно-нравственного развития школьников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в школьном учреждении основанного на культурных ценностях родного края актуальна. Анализ бесед с родителями, диагностика детей выявили следующие проблемы:

  • нет достаточной системы в работе по формированию знаний духовно-нравственного развития;
  • у большинства детей недостаточно сформированы знания о традициях, праздниках, домашнем обиходе своей семьи, о красоте родного края, о видах трудовой деятельности взрослых;

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашей школы, но и для общества в целом.

Таким образом, исходя из выше сказанного, были сформированы цель, задачи проекта «Всему начало здесь, в краю моем родном».

Вид проекта: социально-личностный, познавательный, практико-ориентированный, среднесрочный.

Формы работы:

  • Приглашение в путешествие.
  • Создание проблемной ситуации.
  • Мастерская народных промыслов.
  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
  • Конкурсы рисунков и поделок.
  • Ручной труд.
  • Беседы.
  • Круглые столы.
  • Экскурсии.
  • Изготовление подарков.
  • Выставка и экспозиции
  • Игры (дидактические, народные, подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые).
  • Развлечения, досуги, праздники.

Здоровье развивающие технологии:

  • Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, динамические паузы.

Участники:

  • Учащиеся 9в, 3в классов, воспитатели, родители учащихся «Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1»Минобразования Чувашии,
  • Учащиеся 6 и 4в классов, воспитатели, родители учащихся «Кугесьская ОШИ для обучающихся c ОВЗ» Минобразования Чувашии.

Актуальность проблемы: Актуальность проблемы, заключается в том, что современные дети мало знают о родном крае, стране, в которой живут; особенностях народных традиций.

Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение школьников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи.

  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
    • воспитание интереса к общественным событиям родного края, уважения к труду.
    • формирование бережного отношения к природе, традициям, культуре и быту родного края;
  • Учебные:
    • расширить знания о родном крае: истории, символике, достопримечательностей, экологической ситуации;
    • познакомиться с именами тех, кто прославил Чувашский край;
    • формировать экологическую культуру у школьников, и наших родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
  • Коррекционно-развивающие:
    • создать условия для коррекции психических функций (развитие зрительно-пространственных отношений, внимания, речи, мышления);
    • развивать мелкую моторику, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук.

Для воспитателей:

  • включить в целостный педагогический процесс разнообразие форм и методов работы по формированию патриотических чувств к Родине, родному краю;
  • обогатить предметно-развивающую среду группы по нравственно - патриотическому воспитанию;
  • применить значимость проблемы к проявлению творческой активности, инициативы в подборе форм, методов в работе с детьми и их родителями.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать:

  • домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному городу, дому, семье, школе);
  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых);
  • место проживания: город, область;
  • предприятия родного города и их значимость;
  • символику чувашского края, города, достопримечательности, памятные места;
  • находить на карте Чувашского края свой город.
  • историю родного края, его достопримечательности;

У детей формируется:

  • чувство гордости за своих земляков, которые прославили Чувашию,
  • понятие «Моя малая Родина»;
  • проявления интереса к родному краю, к его традициям и обычаям.
  • наличие стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края

Этапы работы над проектом

Номера

Название этапов

Задачи

Сроки

I этап

Подготовительный

1.Изучение и анализ литературы по развитию навыков взаимодействия и сотрудничества у учащихся.
2.Определение целей и задач проекта.

декабрь 2020г.

II этап

Организационно ознакомительный

1. Представление родителям учеников информации о данном проекте. Обоснование его актуальности.
2. Мотивация деятельности детей по данной работе.

январь 2021г.

III этап

Практический

Работа по реализации проекта.

февраль 2020г.
-май 2021г.

IV этап

Оформление результатов проектной деятельности

Размещение творческих работ детей по мере их изготовления в классе и на школьных стендах, участие в различных конкурсах и выставках.
Создание презентации о ходе проекта

февраль 2021г.
-май 2021г.

V этап

Заключительный

1.Обсуждение результатов проекта совместно с учащимися и родителями на творческой встрече.
2.Подведение итогов: что узнали нового, чему научились, что получилось, в чём были затруднения. Мнение участников о проделанной работе. Пожелания и предложения о работе в будущем. Просмотр презентации о реализации проекта.
3.Награждение участников.

май 2021г

III и IV этапы в ходе реализации могут повторяться несколько раз.

План реализации проекта

Возможные трудности в реализации проекта

  • у учащегося нет интереса к новому виду деятельности;
  • трудность привлечения ребенка к занятиям;
  • у учащегося не хватает усидчивости, точности и аккуратности в работе, он постоянно отвлекается и торопится; ребенок начинает нервничать если у него, что-то не получается; проявляет агрессию;
  • ребенок не хочет заниматься, старается сократить время занятия объясняя это своей усталостью;
  • трудность сохранения мотивации на протяжении всего занятия.

Ожидаемые результаты проекта

  • сформируется у детей интерес и положительное отношение к чувашскому языку, к культуре чувашского народа, истории родного края;
  • осознания себя как личности, принадлежащей к определённому языковому
  • и культурному сообществу; понимании важности изучения чувашского языка
  • сформируется чувства патриотизма, нравственности, духовности;
  • повышение интереса родителей и педагогов школьного учреждения
  • к обучению детей чувашскому языку через историю родного края;
  • повысится профессиональная компетентность педагогов и педагогическая культура родителей в развитии личностной культуры ребенка как основы его любви к малой родине.

Вывод

Деятельность, осуществляемая по проекту для нас, очень важна. В процессе реализации проекта будет накапливаться определенный положительный опыт.

Проект подразумевает включение заданий разных типов. В ходе проекта у учащихся формируется любовь и привязанность к родному городу, дому, семье, школе. Воспитанники будут знать место работы родителей, и иметь представление о значимости их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети запомнят место проживания: город, область, научатся находить на карте Чувашского края свой город.знать символику города, достопримечательности, памятные места. У детей формируется чувство гордости за своих земляков, которые прославили Чувашию, понятие «Моя малая Родина», наличие стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края.

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю.Александрова – Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.
  2. Володина Н.И., Димитриев П.Е., Кубашина Л.М. Выдающиеся люди Чувашии. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2002. – 239 с.
  3. Димитриев А.В., Иванов Л.Н. Красная книга Чувашской Республики / Гос. ком. Чуваш. Респ. по охране окружающей среды, Гос. природ.заповедник «Присурский», Нац. Акад. наук и искусств Чуваш. Респ.; — Чебоксары: [РГУП «ИПК «Чувашия»], 2001
  4. Жачева Е.Н. Чувашская вышивка в школе: учебно-методическое пособие / Е.Н.Жачева, А.А.Ефимова. – Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2014. – 351 с.: ил.
  5. Метин П.Н. Чувашский фольклор : библиогр. указ..; Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики. – Чебоксары: [б. и.], 1986. – 166 с.
  6. Справочник старшего воспитателя – 2016. – № 1. – С.69