Олимпиада младших школьников «Олимп» как эффективная форма выявления одаренных учащихся на уровне начального общего образования

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: одаренные дети, Олимпиада для младших школьников


В настоящее время в современном российском обществе провозглашен курс на повышение роли интеллектуального, творческого потенциала нации. Научно-технический прогресс, особенности рыночной экономики, стремительное распространение информационных технологий формируют спрос на инициативных, высокоинтеллектуальных, творческих, неординарно мыслящих людей. Интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите страны растет, «поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние страны зависит от развития личностных ресурсов человека» [2]. В развитии феномена одаренности образование выступает одним из ведущих факторов, что требует от современной общеобразовательной организации создания условий, стимулирующих развитие детской одаренности.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [4] в качестве приоритетного направления развития современного общего образования провозглашает выявление и сопровождение талантливых детей. «Одарённые дети – будущая высокопрофессиональная элита страны, сохранить и приумножить которую – задача школы. В данных условиях процесс обучения, воспитания и социализации одарённых детей составляет новое направление совершенствования системы образования» [4].

Создать условия для раннего выявления и сопровождения одаренных детей, для реализации их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач руководителя современной общеобразовательной организации.

С точки зрения авторов «Рабочей концепции одаренности» «одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [2, с.7]. «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...» [2, с.7].

Из данных определений следует, что помимо внутренних факторов (данных от природы интеллектуальных, творческих и мотивационно-личностных особенностей) большинство исследователей включают в понятие «одаренность» еще и внешние факторы, такие как социальное окружение (семейные взаимоотношения, условия обучения, общение со сверстниками, культурная среда).

Цель выявление и поддержка одаренных учащихся на уровне начального общего образования.

Задачи:

  • активизировать учебно-познавательную активность и творческую деятельность учащихся, осваивающих образовательные программы на уровне начального общего образования;
  • формировать предметные, метапредметные и личностные компетентности учащихся в соответствии с ФГОС НОО;
  • формировать муниципальный банк данных контрольно-измерительных материалов с нестандартными заданиями повышенной сложности;
  • формировать единое образовательное пространство на территории МОГО «Инта»;
  • создать ситуацию успеха для личностной самореализации учащихся.

Ожидаемые результаты реализации олимпиады «Олимп»:

  • выявлены младшие школьники, обладающие высокими интеллектуальными способностями, внесены данные об одаренных учащихся общеобразовательной организации;
  • у учащихся успешно формируются предметные, метапредметные и личностные компетентности в соответствии с ФГОС НОО;
  • создан муниципальный банк данных контрольно-измерительных материалов с нестандартными заданиями повышенной сложности.

Глава 1. Олимпиада, как эффективная форма выявления одаренных учащихся 

В докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится, что «необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…» [4].

Своевременное выявление, поддержка, развитие одарённых учащихся становится одной из приоритетных задач современного образования.

1.1. Понятие «олимпиада», цель, задачи, функции

В настоящее время предметные олимпиады являются одной из наиболее эффективных форм выявления способностей учащихся в предметной области. Участие в школьников олимпиадах способствует развитию умственных и творческих способностей, стимулирует самоконтроль результатов обучения.

Под «олимпиадой» мы понимаем мероприятие соревновательного характера среди младших школьников в опредёленной сфере знаний, проводимых с целью выявления одарённых детей и стимулирования у них интереса к научной деятельности.

Основными задачами олимпиад для младших школьников являются:

  • выявление и развитие у учащихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
  • создание необходимых условий для поддержки талантливых учащихся;
  • популяризация и пропаганда науки и научных знаний» [1].
  • поощрение одаренных учащихся и педагогов, подготовивших победителя (лауреата).

По мнению академика В.В.Лунина, «в олимпиадах изначально заложен сильный стимул саморазвития личности, но он подавляется другой функцией олимпиады: выявлением сильнейших» [3]. Соревновательный характер олимпиад является центральной, но не единственной особенностью олимпиад. Необходимо смещение акцентов с соревновательной на личностно-развивающую функцию.

Таким образом, олимпиады являются эффективной формой выявления способностей каждого ребёнка. Участие в олимпиадах стимулирует младших школьников к достижениям в различных областях науки и творчества.

1.2. Роль педагогов при организации и проведении олимпиад

Одной из главных задач учителя современной школы является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребность в овладении новым знанием. Решение данной задачи возможно через обеспечение специальных образовательных мероприятий, которые включают увлекающую ребёнка деятельность, мотивацию его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей. Участие в олимпиаде можно отнести к эффективным формам выявления и сопровождения одаренных учащихся.

Для педагогов организация олимпиад и подготовка детей к участию в олимпиадах – это одно из «средств контроля качества образования и подтверждения собственной квалификации» [1].

Глава 2. Муниципальная олимпиада младших школьников «Олимп»

Таблица 1. Описание олимпиады «Олимп»

Уровень

Муниципальный

Сроки проведения

Школьный:
- В период с 15 по 27 февраля (ежегодно)

Муниципальный:
- В марте (ежегодно) в течение 3 рабочих дней

Участники

24 учащихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории МОГО «Инта»:
МБОУ «Гимназия № 2», МБОУ Гимназия № 3, МБОУ «СОШ№ 5», МБОУ «СОШ № 6», МБОУ «СОШ № 8», МБОУ «СОШ № 9», МБОУ «СОШ № 10».

Возраст участников

Учащиеся 3 классов общеобразовательных организаций, расположенных на территории МОГО «Инта»

Условия участия в олимпиаде

Участие в олимпиаде принимают учащиеся 3 классов из победителей и призеров олимпиад по русскому языку и математике, выявленные в ходе школьного уровня.
Организационный взнос отсутствует

Условия размещения участников

Участники олимпиады «Олимп» проходят испытания на базе МБОУ «Гимназия № 2» г. Инты и размещаются в учебных кабинетах начального звена (4 кабинета)

Техническое обеспечение олимпиады «Олимп»

Для презентации олимпиады необходим мультимедийный проектор

Кадровое обеспечение

Ф.И.О.

Должность

Квалификационная категория

1.

Турбина И.М.

Учитель начальных классов

Высшая

2.

Утропова Н.А.

Учитель начальных классов

Первая

3.

Потапова Ю.Н.

Учитель начальных классов

Первая

4.

Майбурова Е.А.

Учитель начальных классов

Первая

5.

Щербань Н.П.

Учитель начальных классов

Первая

6.

Якубовская Е.З.

Учитель начальных классов

Первая

7.

Воловник Е.П.

Учитель начальных классов

Первая

8.

Климова И.А.

Учитель начальных классов

Первая

9

Дмитраш О.А.

Учитель музыки

Первая

Методическое сопровождение: Турбина И.М., руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов, учитель начальных классов.
Техническое сопровождение: Теницкий А.Н., заместитель директора по безопасности труда и жизнедеятельности

В качестве приложения даны:

  • Положение об олимпиаде младших школьников «Олимп» среди учащихся 3-х классов муниципальных общеобразовательных организаций (приложение 1);
  • Задания муниципального этапа по русскому языку для 3 класса (приложение 2).

Список литературы

  1. Авдеюк О.А., Лемешкина И.Г., Павлова Е.С., Приходькова И.В. Олимпиады по информатике как форма выявления и развития одаренности школьников и студентов в области программирования [Электронный ресурс] / О.А.Авдеюк, И.Г.Лемешкина, Е.С.Павлова, И.В.Приходькова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С. 306-309. – URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35904 (дата обращения: 11.04.2019).
  2. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс] / М.Е.Богоявленская М.Е. [и др.]. – М., 2003 г. – 95 с. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm#$p95 (дата обращения: 08.02.2019).
  3. Леонидова, Г.В. Региональный научно-образовательный центр / Г.В.Леонидова; под ред. М.Ф.Сычева. – Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2007. – 99 с.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Приказ президента РФ от 04 февраля 2010 года № Пр-271). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/6683 (дата обращения: 03.02.2019).
  5. Попова В.И., Кельсина А.С. Олимпиады в системе поиска и развития одаренных детей / В.И.Попова, А.С.Кельсина // Проблемы развития территории. Вып. 3 (55) июль – сентябрь 2011. – С. 84-93.