В настоящее время в современном российском обществе провозглашен курс на повышение роли интеллектуального, творческого потенциала нации. Научно-технический прогресс, особенности рыночной экономики, стремительное распространение информационных технологий формируют спрос на инициативных, высокоинтеллектуальных, творческих, неординарно мыслящих людей. Интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите страны растет, «поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние страны зависит от развития личностных ресурсов человека» [2]. В развитии феномена одаренности образование выступает одним из ведущих факторов, что требует от современной общеобразовательной организации создания условий, стимулирующих развитие детской одаренности.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [4] в качестве приоритетного направления развития современного общего образования провозглашает выявление и сопровождение талантливых детей. «Одарённые дети – будущая высокопрофессиональная элита страны, сохранить и приумножить которую – задача школы. В данных условиях процесс обучения, воспитания и социализации одарённых детей составляет новое направление совершенствования системы образования» [4].
Создать условия для раннего выявления и сопровождения одаренных детей, для реализации их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач руководителя современной общеобразовательной организации.
С точки зрения авторов «Рабочей концепции одаренности» «одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [2, с.7]. «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...» [2, с.7].
Из данных определений следует, что помимо внутренних факторов (данных от природы интеллектуальных, творческих и мотивационно-личностных особенностей) большинство исследователей включают в понятие «одаренность» еще и внешние факторы, такие как социальное окружение (семейные взаимоотношения, условия обучения, общение со сверстниками, культурная среда).
Цель – выявление и поддержка одаренных учащихся на уровне начального общего образования.
Задачи:
- активизировать учебно-познавательную активность и творческую деятельность учащихся, осваивающих образовательные программы на уровне начального общего образования;
- формировать предметные, метапредметные и личностные компетентности учащихся в соответствии с ФГОС НОО;
- формировать муниципальный банк данных контрольно-измерительных материалов с нестандартными заданиями повышенной сложности;
- формировать единое образовательное пространство на территории МОГО «Инта»;
- создать ситуацию успеха для личностной самореализации учащихся.
Ожидаемые результаты реализации олимпиады «Олимп»:
- выявлены младшие школьники, обладающие высокими интеллектуальными способностями, внесены данные об одаренных учащихся общеобразовательной организации;
- у учащихся успешно формируются предметные, метапредметные и личностные компетентности в соответствии с ФГОС НОО;
- создан муниципальный банк данных контрольно-измерительных материалов с нестандартными заданиями повышенной сложности.
Глава 1. Олимпиада, как эффективная форма выявления одаренных учащихся
В докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится, что «необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…» [4].
Своевременное выявление, поддержка, развитие одарённых учащихся становится одной из приоритетных задач современного образования.
1.1. Понятие «олимпиада», цель, задачи, функции
В настоящее время предметные олимпиады являются одной из наиболее эффективных форм выявления способностей учащихся в предметной области. Участие в школьников олимпиадах способствует развитию умственных и творческих способностей, стимулирует самоконтроль результатов обучения.
Под «олимпиадой» мы понимаем мероприятие соревновательного характера среди младших школьников в опредёленной сфере знаний, проводимых с целью выявления одарённых детей и стимулирования у них интереса к научной деятельности.
Основными задачами олимпиад для младших школьников являются:
- выявление и развитие у учащихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
- создание необходимых условий для поддержки талантливых учащихся;
- популяризация и пропаганда науки и научных знаний» [1].
- поощрение одаренных учащихся и педагогов, подготовивших победителя (лауреата).
По мнению академика В.В.Лунина, «в олимпиадах изначально заложен сильный стимул саморазвития личности, но он подавляется другой функцией олимпиады: выявлением сильнейших» [3]. Соревновательный характер олимпиад является центральной, но не единственной особенностью олимпиад. Необходимо смещение акцентов с соревновательной на личностно-развивающую функцию.
Таким образом, олимпиады являются эффективной формой выявления способностей каждого ребёнка. Участие в олимпиадах стимулирует младших школьников к достижениям в различных областях науки и творчества.
1.2. Роль педагогов при организации и проведении олимпиад
Одной из главных задач учителя современной школы является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребность в овладении новым знанием. Решение данной задачи возможно через обеспечение специальных образовательных мероприятий, которые включают увлекающую ребёнка деятельность, мотивацию его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей. Участие в олимпиаде можно отнести к эффективным формам выявления и сопровождения одаренных учащихся.
Для педагогов организация олимпиад и подготовка детей к участию в олимпиадах – это одно из «средств контроля качества образования и подтверждения собственной квалификации» [1].
Глава 2. Муниципальная олимпиада младших школьников «Олимп»
Таблица 1. Описание олимпиады «Олимп»
Уровень | Муниципальный |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сроки проведения |
Школьный: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Муниципальный: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участники |
24 учащихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории МОГО «Инта»: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возраст участников |
Учащиеся 3 классов общеобразовательных организаций, расположенных на территории МОГО «Инта» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Условия участия в олимпиаде |
Участие в олимпиаде принимают учащиеся 3 классов из победителей и призеров олимпиад по русскому языку и математике, выявленные в ходе школьного уровня. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Условия размещения участников |
Участники олимпиады «Олимп» проходят испытания на базе МБОУ «Гимназия № 2» г. Инты и размещаются в учебных кабинетах начального звена (4 кабинета) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Техническое обеспечение олимпиады «Олимп» |
Для презентации олимпиады необходим мультимедийный проектор |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кадровое обеспечение |
Методическое сопровождение: Турбина И.М., руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов, учитель начальных классов. |
В качестве приложения даны:
- Положение об олимпиаде младших школьников «Олимп» среди учащихся 3-х классов муниципальных общеобразовательных организаций (приложение 1);
- Задания муниципального этапа по русскому языку для 3 класса (приложение 2).
Список литературы
- Авдеюк О.А., Лемешкина И.Г., Павлова Е.С., Приходькова И.В. Олимпиады по информатике как форма выявления и развития одаренности школьников и студентов в области программирования [Электронный ресурс] / О.А.Авдеюк, И.Г.Лемешкина, Е.С.Павлова, И.В.Приходькова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С. 306-309. – URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35904 (дата обращения: 11.04.2019).
- Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс] / М.Е.Богоявленская М.Е. [и др.]. – М., 2003 г. – 95 с. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm#$p95 (дата обращения: 08.02.2019).
- Леонидова, Г.В. Региональный научно-образовательный центр / Г.В.Леонидова; под ред. М.Ф.Сычева. – Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2007. – 99 с.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Приказ президента РФ от 04 февраля 2010 года № Пр-271). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/6683 (дата обращения: 03.02.2019).
- Попова В.И., Кельсина А.С. Олимпиады в системе поиска и развития одаренных детей / В.И.Попова, А.С.Кельсина // Проблемы развития территории. Вып. 3 (55) июль – сентябрь 2011. – С. 84-93.