Проводя занятия по химии на первом курсе вопрос промежуточной аттестации играет важное значение. Мы задумались, как сделать ее интересной и занимательной для студентов. Как повысить внимание к проделанной работе и закрепить данный результат? Поскольку в первом семестре мы изучаем неорганическую химию и осваиваем навыки работы с лабораторным оборудованием было решено провести мероприятие обобщающее теоретические знания и практические навыки. Нами был разработан сценарий «Эксперементариум: Угадай кто я? Угадай где я?».
Целью данного мероприятия было закрепить не только полученные студентами знания, но и проработать навыки обращения с лабораторным оборудованием. Мероприятие проводилось в двух группах. Но количество команд может быть разным. Далее мы приводим сценарий нашего мероприятия.
«Эксперементариум: Угадай кто я ? Угадай где я ?».
- Добрый день, дорогие друзья. Любите ли вы химию?
- Химия удивительна, загадочна и необъятна.
- Нас окружают миллионы веществ, вокруг нас происходят сотни тысяч химических реакций, мы сами совершаем десятки химических превращений, в нашем организме постоянно цепочки химических реакций сменяют друг друга.
- И все это необъятное количество химических веществ можно разделить на 4 класса?
Кислоты, Основания, Оксиды, Соли.
- А сейчас давайте поприветствуем наших участников.
Представление команд. Команда должна представить название, логотип, девиз.
- А сейчас переходим к нашей теоретической части:
Задание № 1
Оценивается по 5-балльной системе.
Вы должны соотнести формулу вещества и его класс, а также дать названия.
СаО, Fe(OH)3, H2SiO3, Na3PO4, Na2O, Ca(OH)2, H2SO4, AgNO3, AgCl, MgО, Al(OH)3, H2CO3, Fe(NO3)3, Н2S, Ba(OH)2, HNO3, К2SО3
Оксиды |
Основания |
Кислоты |
Соли |
|
|
|
|
Задание № 2
Студентам необходимо установить соответствие между формулами веществ и реагентами, с каждым из которых это вещество может реагировать. К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА |
РЕАГЕНТЫ |
А) Ca |
1) BaCl2, HNO3, HCl |
Задание № 3
В данном задании студентам предлагалось решить химический кроссворд.
Задание №4
Черный ящик. В данном задание в черный ящик были помещены 2 известных вещества (пищевая сода, уксусная кислота). Студентам приводились интересные факты о них и чем раньше команда угадывала название, тем больше баллов получала.
Пример задания
1 команда. Пищевая сода
1. Это химическое вещество входит в состав крови человека. Если провести анализ крови, то можно убедиться, что лимфоциты, эритроциты и тромбоциты буквально «плавают» в нем. Её солоноватый привкус мы ощущаем, когда подносим пораненное место к губам.
2. Оно - идеальное средство для нейтрализации кислотности, что делает её эффективной при устранении неприятных запахов. Ей можно обработать ковёр, который впитал нежелательные запахи, или постирать с ней одежду, и она устранит все посторонние запахи. Если в холодильнике пропал какой-либо продукт, то стоит промыть с этим веществом место, где он лежал, как свежий запах сразу вернется.
3. Зуд от укусов комаров и мошек снимает очень быстро. Также, это средство обеззараживает место укуса. [1]
2 команда. Уксусная кислота
Это вещество было известно еще в Древней Греции и Древнем Риме. В более поздние времена алхимики научились производить более чистую субстанцию в результате перегонки.
Кислота в виде кристаллов была выведена в 1700 году. Приблизительно в это же время химики определили ее формулу и выявили способность вещества к воспламенению.
В природе оно редко встречается в свободном виде. В составе растений она представлена в форме солей или эфиров, в теле животных найдена в составе мышечной ткани, селезенки, а также в моче, поте, экскрементах. Легко образуется вследствие брожения, гниения, в процессе распада сложных органических соединений. В Чистом виде – это прозрачная жидкость с удушливым запахом, вызывающая ожоги на теле и слизистых даже при контакте с ними паров. Если зажечь пары вещества, они дадут светло-голубое пламя. Растворяясь в воде, кислота выделяет тепло. Химические свойства делают ее незаменимой во многих процессах и реакциях. Соединение помогает образовывать соли, амиды, сложные эфиры. Но помимо полезных свойств, вещество является опасным, легковоспламеняющимся. Поэтому работая с ним, необходимо максимально соблюдать технику безопасности, избегая прямого контакта с кожей, не дышать кислотными парами. [1]
Вторая часть нашего мероприятия – практическая. Она проходила в химической лаборатории. Студенты получали инструктивную карту и в заданный промежуток времени должны были выполнить задание.
Инструктивная карточка.
Задание №1. Сульфат железа 2
Это вещество имеет в природе аналог под названием мелантерит. Оно было открыто человечеством очень давно, способы его применения содержатся в древнегреческих текстах полуторатысячной давности. Сегодня его применяют в различных областях промышленности, медицины, ветеринарии, сельского хозяйства. Сфера его использования в различных производствах чрезвычайно широка, поэтому ниже приведем те области, где он применяется очень часто, а его замена на иные аналоги ухудшает качество лекарства или изделия.
Так что же это такое?
Вы не знаете, тогда попробуйте добавить к нему едкий натр и глядя на результат скажите нам то же это за вещество.
Задание № 2. Хлорид бария
Это вещество используется в пиротехнике для получения огней зелёного цвета. Спектр испускания (монохлорида бария BaCl, полученный в результате реакции 2BaCl2=2BaCl+Cl2) представляет собой полосы в зеленой части спектра. Имеет широкое применение.
В химпроме для получения солей бария и реактивов Барий хлористыйна основе бария; пигментов, в том числе таких популярных как баритовый желтый и касселева зелень.
Входит в состав электролитов, использующихся при электролитическом получении химически чистого магния и алюминия.
Часть смесей, применяющихся для закалки сталей режущих марок.
В технологии горячего прессования в металлургии.
В сталелитейном производстве — для цианирования (насыщения верхнего слоя металлической поверхности углеродом и азотом).
Для обработки кож с целью их осветления и утяжеления.
Входит в состав массы, из которой изготавливают керамические изделия.
В аналитической химии — для обнаружения в растворах присутствия серной кислоты или сульфатов (выпадает белый осадок).
Для уничтожения насекомых-вредителей растений в сельском хозяйстве.
Не догадались, тогда добавьте к нему серную кислоту и посмотрите, что получится.
Задание 3. Cульфат меди
В природе его можно встретить в виде некоторых минералов, таких как халькантит. Данный камень мало кому известен и редко используется.
Данное вещество нашло свое основное применение в садоводческой сфере — оно используется для защиты растений от болезней и вредителей благодаря своим антисептическим и дезинфицирующим средствам. Также данное вещество широко применяется в сельском хозяйстве, так как с его помощью можно повысить морозоустойчивость и иммунитет растений к грибкам. Кроме того, медный купорос используют в металлургии, а также в строительстве. Им пропитывают древесину для придания ей огнеупорных свойств. В пищевой промышленности его часто используют как консервант. Кроме всего перечисленного выше, медный купорос применяют для изготовления красок, для проведения качественных реакций на катионы цинка, марганца и магния. Да и к тому же из него получаются очень красивые кристаллы.
Не догадались?, тогда добавим к нему едкий натр и посмотрим что получится.
Задание № 4. Хлорид железа 3
Данное вещество находит широкое применение Хлорид железа(III) применяется при травлении печатных плат (радиотехника, системотехника).
Используется для травления печатных форм (офорт, цинкография), как альтернатива азотной кислоте, реакция с которой сопровождается выделением высокотоксичных паров («лисий хвост»).
Используется в кузнечном деле для проявления рисунка железа.
Применяется как протрава при крашении тканей.
В промышленных масштабах применяется как коагулянт для очистки воды.
За счёт чётко выраженных кислотных свойств широко применяется в качестве катализатора в органическом синтезе. Например, для реакции электрофильного замещения в ароматических углеводородах.
Безопасность
Хлорид железа (III) является токсичным, высококоррозионным соединением. Безводная соль служит осушителем.
Не догадались что это? Тогда добавьте к нему едкого натра и посмотрите что получится.
Подведение итогов подсчет баллов.
Данный опыт подведение итогов считаем эффективным, так как:
1. Студенты смогли обобщить и на практике показать полученные знания.
2. Студенты, активно принимали участие, были награждены именными сертификатами.
3. В ходе данного мероприятия можно задействовать всех студентов, так как число команд не ограничено.
4. Данная форма проведения мероприятия позволяет задействовать разные формы и методы работы: интерактивные, теоретические, практические.
Литература