Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - техникой граттаж.
Программные задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – граттаж;
- учить изображать цветы в технике «граттаж» на основе собственных представлений;
- закрепить представления детей о нетрадиционной технике рисования.
Развивающие:
- развивать у детей воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус;
- выделять слова и действия, относящиеся к нетрадиционной технике;
- рисования, обогащать словарный запас;
- развивать цветовосприятие и творческие способности.
Воспитательные:
- формировать положительные взаимоотношения детей.
В ходе занятия реализуются задачи по следующим образовательным областям:
- Образовательная область «Коммуникация»:
-
Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, обогащать словарный запас детей.
- Образовательная область «Познание»:
-
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (граттаж).
- Образовательная область «Социализация»:
-
Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игровую ситуацию.
- Образовательная область «Физическая культура»:
-
Развивать двигательную активность детей и мелкую моторику рук.
Методы и приемы: сюрпризный момент, получение письма, создание проблемных ситуаций, физкультминутка, объяснение и показ приёмов рисования, самостоятельная деятельность, индивидуальная помощь, анализ работ. «Граттаж», музыкальное сопровождение П.И.Чайковского «Вальс цветов» Конверты с заданиями.
Раздаточный материал: альбомный лист формата А4 (тонированные, покрытые слоем свечи и затушёванные, деревянные палочки, салфетки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети встают в круг.
– Ребята, у нас сегодня гости посмотрите, поздоровайтесь с гостями.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
- Прежде чем начать работу, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и постараемся настроиться на активную работу, а помогут нам в этом игра. Вы будете повторять за мной.
Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
Вот теперь мы полны сил и энергии.
2. Основная часть
- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие! Хотите? (Да). А куда именно, вы догадаетесь сами, когда послушаете мой рассказ:
«Это необычная, волшебная страна. По улицам которой разгуливают нарядные девочки-кисточки и мальчики-карандаши, бегают непоседы-краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнце, небо переливается всеми цветами радуги, изумрудная трава шелестит под ногами. А все дома – разноцветные».
- Что это за страна? (Рисовандия) Правильно, ребята. Она на самом деле – волшебная! Почему? (Все, кто туда попадает, становится волшебником).
- Вспомните, мы уже бывали в ней и многому научились. Чему именно?
(Вспомнить с детьми чему они научились на прошлых занятиях.)
- Ой, посмотрите, а здесь письмо (показать большой, красивый конверт). От кого? От Феи! Прочитаем, что она пишет? (Да)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я узнала, что Вы путешествуете по стране Рисовандии и уже многому научились. Помогите мне, пожалуйста! Я решила устроить бал цветов. А где их взять они еще не расцвели ? Только на Вас надежда! Нарисуйте их, а я оживлю и украшу ими свой дворец. Заранее благодарю вас, мои добрые волшебники! Высылаю вам бумагу и кисточки. Ваша Фея».
(Чтение письма под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов»).
- Поможем доброй Фее? (Конечно).
- Ну что, за дело? (Да).
Тогда проходите на свои места и приступайте к работе! Добрая Фея ждёт нашей помощи!
- Но что это? Кто-то измял письмо и испачкал его. (Поменять конверты во время чтения письма). Ничего не понимаю! (вытаскивая из конверта чёрную бумагу и заострённые палочки вместо кисточек). Что случилось? Посмотрите, здесь ещё одно письмо. Интересно, что в нём…
«А, вы решили, что победили? Не тут-то было! Я – великий Ляпсус-Тяпсус! Мне 120 лет, но за эти 120 лет я ухитрился сделать столько гадостей, сколько другой не сделает и за двести. Я люблю делать гадости, я вредный и противный. Я злой-презлой! Видите, во что я превратил бумагу, кисточки? Попробуйте нарисовать что-нибудь красивое…. Ха-ха-ха! Посмотрим, что у Вас получится! Ляпсус-Тяпсус.»
- Вот так, ни здравствуйте, ни до свидания! Что же нам делать, ребята? Как помочь Фее? (Предположения детей).
- Ну что ж, другой бумаги у нас всё равно нет, а рисовать можно и острыми палочками!
3. Алгоритм выполнения работы
- Взгляните, палочку держим как карандаш, и процарапываем ею по бумаге цветы штрихами и чёрное исчезнет.
Воспитатель:. Давайте сегодня поиграем в «цап-царапки» или по-другому нарисуем свои картины в технике «Граттаж». Слово «Граттаж» произошло от французского слова – скрести, царапать, поэтому другое название этой техники рисования – техника царапанья.
Воспитатель: Ребята, вы теперь знаете что такое «Граттаж», но работа в этой технике требует больших усилий, поэтому, нам необходимо немного размяться Давайте выйдем на ковер.
(Вперед 4 шага)
Провести пальчиковую гимнастику, которая усиливает мелкую мускулатуру пальцев рук (Проводим гимнастику для пальчиков)
Далее звучит веселая музыка и дети с удовольствием приступают к рисованию. «Помочь друзьям спеши».
- Ну что, за дело? (Да). Тогда проходите на свои места и приступайте к работе! Добрая Фея ждёт нашей помощи!
Воспитатель: Взгляните, палочку держим как карандаш и процарапываем ею по бумаге штрихами и черное исчезает. Получается? (Да) Вот и хорошо! Цветы можно нарисовать в вазе, можно на лугу, или просто расположить их красиво по всему листу бумаги. Я раздам шаблоны вы можете воспользоваться ими кто хочет, может нарисовать самю
Далее звучит веселая музыка, и дети с удовольствием приступают к рисованию. «Помочь друзьям спеши».
4. Самостоятельная продуктивная деятельность детей под музыкальное сопровождение
По ходу деятельности следить за правильностью выполнения, при необходимости напомнить способ рисования цветов в технике штриха.
Наши друзья - жители страны «Рисовандии» ждут от вас помощи!
5. Итог занятия
Готовые работы расположить на одном столе, полюбоваться ими, отметить наиболее выразительные рисунки.
- Молодцы, ребята! Мы всё-таки победили Ляпсуса-Тяпсуса! Цветы получились очень красивыми, яркими, выразительными. А теперь сложим их в конверт и отправим Фее во дворец, она обязательно обрадуется!
Рефлексия
- Ребята, «Чем мы сегодня занимались?» С какой техникой рисования мы сегодня познакомились?
- Как по-другому называется техника рисования граттаж?
- В переводе с французского, что обозначает граттаж?
Организовывается работа дежурных.
Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить).