РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Пояснительная записка
Настоящая образовательная рабочая программа внеурочной деятельности «Юный лингвист» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, письма Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ» и на основе Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС основного общего образования в МБОУ «Гимназия №1.
Программа курса по внеурочной деятельности «Юный лингвист» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебника, приобретают многие
Жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках.
Содержание и методы обучения занятий «Юный лингвист» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: экскурсии, лингвистические игры, КВН; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, инсценирование ситуаций, иллюстрирование материала.
Предлагаемая программа внеурочной деятельности «Юный лингвист» является закономерным продолжением уроков русского языка, соответствует ФГОС. Предлагаемый курс предназначен для учащихся 7 классов и рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю).
Актуальность программы «Юный лингвист» заключается в том, что она способствует формированию подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Цель: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
- выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Формы проведения занятий:
- лекции, беседы;
- игры-конкурсы; КВН;
- практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
- поисково-исследовательская деятельность.
Виды деятельности:
- теоретическая
- практическая
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
- художественное творчество.
Основные методы и приёмы работы:
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- работа со словарями, презентациями, символами, схемами, рисунками, ребусами, тестами онлайн;
- составление планов, самоинструкций к правилам;
- работа с обучающей программой-тренажером по русскому языку «Фраза»
- работа с раздаточным материалом (предложения и отрывки из произведений русской и зарубежной литературы).
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
- речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
- представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
- расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова
Содержание программы. 7 класс
Орфография (6 час.)
«Секреты» правописания безударных гласных, гласных после шипящих и Ц в разных морфемах. Смягчение иль разделение? Ъ и Ь. Приставки разных групп.
Синтасис и пунктуация (2 часа.)
Отличие словосочетания от предложения. Простые и сложные
предложения. Знаки завершения и разделения.
Причастие (9 час.)
Биография причастия. История названия. Образование причастий. Образование причастий настоящего и прошедшего времени. Обиженное, страдательное причастие: Правописание страдательных причастий: Н-НН; гласные перед Н-НН. Причастный оборот и его синтаксический синоним – предложение с союзным словом “который». Опознавательные признаки причастного оборота. Выделение запятыми причастных оборотов. Условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями; способы применения изученного правила. Систематизация и обобщение знаний обучающихся по теме «Причастие».
Деепричастие (3 час.)
Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль деепричастий в тексте. Трудные случаи постановки знаков препинания при деепричастном обороте. Употребление деепричастий в речи.
Наречие - интересная часть речи (7 час.)
Наречие или предлог? Морфологические признаки и синтаксическая роль наречий, их отличие от предлогов. Кто возведён в степень? Степени сравнения наречий, отличие от сравнительной степени прилагательных. Наречные суффиксы. Правописание наречий через дефис. Слитное и раздельное написание наречий.
Служебные части речи (6 час.)
Углубление знаний о предлоге, распознавание в текстах предлогов, выявление их функций. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме: систематизация знаний по теме «Предлог». Усвоение учащимися основных правил правописания производных предлогов. Функции и правописание союзов, отличие их от омонимичных слов. НЕ или НИ? Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе
предложения.
Итоговое занятие (1 час). Лингвистическая игра «Мы грамотеи»
Тематическое планирование. 7 класс
№ |
Разделы |
Количество часов |
1 |
Орфография |
6 |
2 |
Синтаксис и пунктуация |
2 |
3 |
Причастие |
9 |
4 |
Деепричастие |
3 |
5 |
Наречие - интересная часть речи |
7 |
6 |
Служебные части речи |
6 |
7 |
Итоговое занятие |
1 |
Итого: 34 часа.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Асирий, А.Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. М.: Просвещение, 2010.
2. Асирий, А.Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2. М.: Просвещение, 2010.
3. Бабайцева В.В.. Тайны орфографической зоркости// Русская словесность. 2000. №1.
4.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение,
2011.(Стандарты второго поколения).
5. Граник, Г.Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. М.: Просвещение, 2006.
6. Граник, Г.Г. и др. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 2006.
7. Григорян, Л.Т. Язык мой — друг мой. М: Просвещение, 2010.
8. Иванова В.А.,Потиха З.А., Розенталь, Д.Е. Занимательно о русском языке. СПб.: Отделение изд-ва "Просвещение", 2008.
9. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова. - М.: Просвещение, 2012.
10. Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2015.
11. ФГОС: основное общее образование // ФГОС.- М.: Просвещение,
2008.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
ТСО |
Количество |
1 Компьютер |
1 |
2 Мультимедийный проектор. |
1 |
3 Сетевой фильтр. |
1 |
4 Экран. |
1 |
5. Принтер |
1 |
Справочники, энциклопедии |
|
1. Войнова Л.А., Жуков А.И. Фразеологический словарь русского языка – М.: Русский язык 1986 |
1 |
2.Даль В.И. Толковый словарь русского языка: соврем. версия / Владимир Даль. - М.: Эксмо, 2006. |
1 |
3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998. |
1 |
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 2010. |
1 |
Электронные компьютерные диски для 5-9 класса |
|
1. Библиотека школьника. (DVD-box). |
1 |
2. Мультимедийные обучающие программы (серии «Кирилл и Мефодий») |
1 |
3.Мультимедийные презентации по всем разделам лингвистики; |
|
4.Интерактивные уроки по основным разделам лингвистики. |
|
Электронные материалы |
|
1. Презентации по всем темам и разделам русского языка 7 класс |
|
Интернет-ресурсы |
|
1. http://www.gramota.ru/ - Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. |