Важнейшим показателем деятельности учителя является его профессиональная компетентность.
Что лежит в основе профессиональной компетентности?
В толковом словаре С.И.Ожегова компетентность определяется как характеристика знающего, осведомленного, авторитетного в какой-либо области специалиста.
По мнению В.Н.Введенского профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- Аттестация педагогов, повышение квалификации.
- Самообразование педагогов.
- Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.
- Владение современными образовательными технологиями.
- Использование информационно-коммуникативных технологий.
- Участие в конкурсах, исследовательских работах.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является использование цифровых образовательных ресурсов.
Учитель располагает значительной ресурсной базой обеспечения учебного процесса, которую составляют наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Для повышения качества образования, для повышения качества подготовки выпускников к ГИА, возможно использовать следующие электронные ресурсы:
1. Цифровой образовательный ресурс - ЯКласс.
- минимум 50 вариантов каждого задания, а также бесконечное количество тренировок и контрольных
- выбор заданий из готовой базы
- задать время и параметры задания
- автоматическая проверка заданий сервисом
2. Российская электронная школа.
«Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
3. Сервис Learningapps.
Сервис LearningApps предназначен для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам. Сервис основан на работе с шаблонами (заготовками) для создания работы. Тематика разнообразна от работы с картами до разгадывания кроссвордов и создания карт знаний.
4. «Федеральный институт педагогических измерений» ФИПИ.
- на сайте представлены нормативно-правовые документы.
- демоверсии, спецификации, кодификаторы.
- открытый банк заданий.
- задания сортированы по темам.
5. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ».
- ежемесячно составляют варианты для самопроверки.
- есть возможность решать задания определённого типа или весь
- КИМ, с мгновенной проверкой.
- по окончании работы система проверит ответы, покажет правильные решения и выставит оценку.
- учитель может составить варианты для проверки знаний учащихся.
- показать или скрыть правильные решения заданий после выполнения работы, задать дату и время выполнения работы, установить параметры выставления отметок.
6. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
- на сайте Фоксфорд предоставлены тесты разных уровней сложности.
- возможен выбор заданий из готовой базы по разным темам.
Использование возможностей интернета существенно повышает эффективность образовательного процесса. Насыщенность, новшество компьютерных элементов урока в сочетании с иными методическими приемами позволяют сделать занятие интересным и полезным и для самого учителя, и для его учеников.
В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и время, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».
Список литературы
1. Иванов Н.С., Макаренко Т.А. Имидж учителя как основа его профессионализма // Современное состояние и перспективы развития научной мысли сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 195-197.
2. Калдыбаев С.К., Онгарбаева А.Д. Электронные образовательные ресурсы: роль и назначение // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-2. – С. 159-161.
3. Макаренко Т.А. Развитие профессионально важных качеств будущего педагога посредством организации профессионального пространства вуза. Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя сборник материалов научной конференции. Под редакцией: И.С.Алексеевой (ответственный редактор), А.Д.Николаевой, О.П.Осиповой. 2013. С. 552-557.