В настоящее время мы живем в постоянно меняющихся условиях. Из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации в стране учителя, ученики и их родители столкнулись с изменениями в привычной системе образования. В связи внедрением дистанционного формата обучения родители столкнулись с проблемой помощи своим детям с домашней работой, конкретнее, с тем, что им приходится дополнительно объяснять тот материал своим детям, который они сами недостаточно хорошо помнят или разбираются. Особенно это касается родителей, чьи дети обучаются в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова, она значительно отличается от традиционной системы образования, привычной большинству родителей.
Для начала стоит разобраться, в чем же основная суть системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова. Система развивающего обучения позволяет школьникам развивать свое сознание и мышление, строить образ себя, учиться взаимодействовать с другими людьми. Между обучением и психическим развитием человека стоит его деятельность. В младшем школьном возрасте - это учебная деятельность. Организовать такую деятельность можно только на специальном организованном предметном содержании. Таким содержанием развивающего начального образования в системе Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова являются теоретические знания [1].
Система развивающего обучения направлена на формирование теоретического мышления у младшего школьника. При этом В.В.Давыдов опирается на исходные положения Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина относительно того, что обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет прежде всего через содержание усваиваемых знаний, производным от которого являются методы (или способы) организации обучения [1].
В системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова в курсе окружающего мира Е.В.Чудиновой уже были созданы книги-подсказки для родителей «Помогаем детям учиться». В них подробно описано, чем и как можно помочь ребёнку учиться, даны ответы и комментарии на задания учебника и рабочей тетради по курсу «Окружающий мир». Данные издания помогут родителям разобраться в содержании учебного материала, чтобы в дальнейшем отвечать на вопросы ребёнка, контролировать выполнение им учебных заданий [2]. Однако в условиях большой занятости современных родителей чтение книг и личное обращение к учителю не так актуально и отходит на второй план, большей популярностью пользуются небольшие видеоролики, которые помогут быстро разобраться в материале. Именно поэтому сегодня современным способом помощи родителям может стать видеоконсультация.
Видеоконсультация – это средство для поддерживания связи двух и более лиц на расстоянии по возникшим вопросам. В ходе видеоконсультации организуется взаимодействие в форме вопрос-ответ. Субъектом будет являться учитель, а объектом являются люди, которые заинтересованы в ответе на свой вопрос, в нашем случае это родители.
Приведем пример вопроса, на котором может строиться видеоконсультация. Допустим, родитель спрашивает учителя о способе постановки ударения по букварю В.В.Репкина. Учитель получает вопрос и записывает видео, в котором отвечает на него понятным и доступным языком, совершает психолого-педагогическое просвещение родителей. Родители, в свою очередь, могут посмотреть этот ролик в удобное для них время и открыть для себя новую информацию, которая поможет им при дальнейшем взаимодействии с детьми.
Также стоит заметить, что длинные видеоролики не будут столь актуальны в современном мире, как раз по причине занятости большинства родителей. Таким образом, оптимальным решением станет создание коротких видеороликов, в которых будет решена проблема и получен ответ на интересующий вопрос.
На данный момент не существует какой-либо литературы или видеоматериала для родителей, которые были бы понятны им и помогали решить основные вопросы по содержанию курса Букваря В.В.Репкина. Поэтому мы предлагаем создать сборник видеороликов по основным темам Букваря В.В.Репкина для родителей первоклассников системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова.
Данный тип продукта выбран не случайно, ведь первый класс важен как для самих учеников, так и для родителей. Также в первом классе основную часть материала составляет именно Букварь. Букварный период является той базой, на которой будет строиться дальнейший курс русского языка.
В системе развивающего обучения курс русского языка значительно отличается от курса в традиционной системе, именно поэтому у родителей всегда возникает множество вопросов, касаемо содержания учебников. Данная мысль была подтверждена в ходе предпроектного исследования. Результаты анкетирования показали, что основные проблемы родителей имеются именно в понимании содержания учебников. Эти слова были подтверждены и учителем, который, исходя из своего опыта, отметил, что от родителей поступали вопросы, касающиеся предметного материала учеников. В связи с этим и возникает необходимость просвещения родителей по выполнению заданий учебника, по пониманию способов действия и т.д.
Представим пример одной видеоконсультации: «Способ постановки ударения в слове».
Сценарий видеоконсультации «Способ постановки ударения в слове».
Добрый день, уважаемые родители. Многим учителям в школах поступают различные вопросы от вас, один из них звучит так: «Как ставить ударение в словах по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова?»
Я уверена, что все вы знаете как ставить ударение в словах. Допустим, слово «корона», какое в нем ударение? Вероятнее всего вы ответили корОна, на второй слог падает ударение. Вас учили выделять ударение так: тянуть слог, и тот, в котором гласная тянется сильнее, и будет ударным.
Но как же ставить ударение в развивающем обучении? Тут все немного иначе. Давайте с вами попробуем. Посмотрите на задание из учебника:
Рис.1. Скриншот задания из Букваря В.В.Репкина
Нам предложено слово «радуга», нужно выяснить на какой слог падает ударение. Три иностранца произносят одно и то же слово радуга по-разному. Француз произносит слово с ударением на последнем слоге, поляк — на предпоследнем, третий иностранец — на первом.
В развивающем обучении для этого есть способ последовательного интонирования каждого гласного звука в слове. Иными словами, нужно попробовать прочитать слово, как иностранец. Давайте попробуем: рАдуга, радУга, радугА. В чем же разница между этими вариантами произношения? Думаю, вы скажете, что при двух последних даже слово узнать иногда сложно, поэтому правильным вариантом будет первый – рАдуга.
Таким образом, для нахождения ударного слога наиболее эффективен способ перестановки ударения в слове, то есть для нахождения ударного слога нужно переносить ударение сначала на первый, на второй слог, на третий и т.д., а затем выбрать правильный вариант.
Приведу еще несколько примеров, которые вы сможете разобрать со своими детьми. Слово «барабан», как же в нем выделить ударение? Воспользуемся способом, попробуем поочередно поставить ударение на каждый слог: бАрабан, барАбан, барабАн. Какой из вариантов правильный? Думаю, вы ответили барабАн.
Если у ребенка возникают трудности с пониманием материала, то станьте для него помощником, посредником в выполнении заданий, не стремитесь сделать все за него. Хвалите ребенка, уточняя за что вы его хвалите, к примеру «Ты сегодня молодец, потому что у тебя получилось правильно выделить ударение в трех словах», «Ты хорошо справился, ты отлично применяешь способ постановки ударения в словах». Мотивируйте ребенка, говоря ему о том, что уже сегодня он выполняет задание правильнее, чем вчера, а значит уже завтра станет еще лучше.
Отлично, теперь вы знаете новый способ постановки ударения в словах, всего лишь нужно поочередно перенести ударение на каждый слог, а затем выбрать правильный вариант.
Исходя из сценария нами была выделена примерная структура видеоконсультации:
- Проблемный вопрос родителей.
- Пояснение основания вопроса учителем.
- Демонстрация выделенного способа действия.
- Комментарии для родителей.
В ходе преддипломной практики планируется создание всех видеороликов и размещение их на выбранной платформе, где каждый родитель сможет ознакомиться с ними и обращаться к материалу по мере необходимости.
Подводя итог работы, хочется сказать, что не все учителя могут ответить на вопросы родителей, даже для опытных педагогов иногда это составляет трудность. Поэтому видеоконсультации будут полезны как рекомендации родителям к просмотру. Таким образом, создание видеоконсультаций по Букварю В.В.Репкина является актуальным на данный момент, как для родителей первоклассников, так и для родителей остальных школьников, которые нуждаются в ответах на возникающие вопросы по содержанию изучаемых тем Букваря.
Библиографический список
- Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова. - М.: Издатель Рассказов А. И., 2004.-304 с.: ил. 2.
- Чудинова Е.В. Окружающий мир. 2 класс: подсказки для родителей / Е.В.Чудинова, Д.В.Коханович. – «Помогаем детям учиться»: Издательство Вита-Пресс, 2018. - 80 с.